главная страница
ГОСТЕВАЯ КНИГА | АРХИВЫ | СОКРОВИЩА ИЗ САЛОНА | СОКРОВИЩА ИЗ ГОСТЕВОЙ КНИГИ | ОСТАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ

Назад, в Архивы     На Главную страницу Салона


Вторник, 8 декабря 1998

Выпуск 3


Я в руки беру различные краски
И начинаю раскрашивать жизнь
Мой мир окружающий душу с опаской
Прислушайся к скрипу кистей и божись
Синим цветом пожалуй покрашу лучше
Тех людей, кто себя отдает до конца
И рожденных младенцев чистые души
Перламутра природе плесну для венца
И оранжевым цветом залью все восходы
И багровой краски добавлю в закат
Желтой краской умою на ниве всходы
Изумрудом - деревья, синевой - океан
Всех влюбленных покрашу розовой краской
Прочь выгоняя неверность и спесь
Малышей перекрашу цветами сказки
Старикам оставлю цвет нужности весь
Мир цветов и животных полью, наверно
Из всей палитры цветным дождем и росой
Ну, подумай, давай, Человек, ведь верно,
Для тебя нету красок в палитре той?...

Hunter_PO


ПАМЯТКА В ПЮП (Помощь Юному Поэту).

ХОРЕЙ (греч. choreios, букв. ≈ плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. ≈ бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха (╚Я пропАл, как звЕрь в загОне╩, Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея ≈ 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. ≈ 5-стопный.

Вытворяя арабески,
Свет горел, окно тревожа,
Под вуалью занавески
Ты стояла настороже.

Ты ждала, но не желала,
Чтобы знал я, что ты ждёшь,
И пока ты так стояла,
Шли домою ≈ я и дождь.
_______________________________________

ЯМБ (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (╚Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...╩, А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры ≈ 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Люблю веселую льняную,
Она смеется надо мной,
А я люблю её иную ≈
Она становится иной.

Минуты медленны как письма,
А день - бездонный водоём.
Мы ≈ шестерёнки в механизме,
Мы с нею точимся вдвоём.
_______________________________________

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys, букв. ≈ с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (схема И ≈ И ; напр., ╚Не вЕтер бушУет над бОром╩). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия ≈ 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Не вижу причин для печали,
Могло много хуже случиться ≈
Веревочкой мог бы завиться,
А так ≈ оказался в начале.

От каждого худа и блага
Я выше и лучше мне видно;
Ведь терпит обиды бумага,
И мне потерпеть не обидно.

_______________________________________

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos, букв. ≈ палец, скорее всего указательный), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом (см. Сильное место и слабое место) на 1-м слоге стопы (╚ВЫрыта зАступом Яма глубОкая╩, И. С. Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль ≈ 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Главная улица ≈ скользкая.
Порвана только что смысла нить!
Люди на звук живо порскают,
Тянутся лицами ≈ выяснить.

Нам до зевак ≈ как до радости,
Кончилось всё понимание:
Я тебе ≈ ранние гадости,
Мне в ответ ≈ гадости давние.

_______________________________________

АНАПЕСТ (от греч. anapaistos ≈ обратный дактилю, букв. ≈ отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И ≈ ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (╚ТАм, в ночнОй завывАющей стУже╩, А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста ≈ 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Разлеглись все враги и друзья
По пеналам своим почивать,
Телефон я разнёс из ружья,
Удалившись в себя кочевать.

Заблудился и ногу сломал,
Нахлебался изрядно дерьма...
Ну зачем я в себе кочевал?
Ну зачем ворошил закрома?

ГАЗЕЛЬ (араб.), вид моноримического лирического стихотворения (см. Монорим) в поэзии многих народов Востока. Состоит обычно из 5-12 бейтов, в первом из них рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте большей частью упоминается имя автора.

Сижу как мышь, не шевеля усами
и чуть дыша,
Пусть ночь повременит часами,
и не спеша
Течет себе, ты спи, родная,
ты хороша,
К утру растает темнота меж нами...


ПАРАЛЛЕЛИЗМ в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом (╚В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут╩ ≈ А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis ≈ противоположение), стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов (╚Я царь, ≈ я раб, ≈ я червь, ≈ я бог!╩, Г. Державин).

ХИАЗМ [от греч. chiasmos ≈ крестообразное расположение в виде греческой буквы c (хи)], вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке (╚Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть╩).

АССОНАНС (франц. assonance ≈ созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (╚огромность ≈ опомнюсь╩, ╚грусть ≈ озарюсь╩). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме ≈ более новое.

ДИССОНАНС (франц. dissonance, от лат. dissono ≈ нестройно звучу),
2) В поэзии ≈ неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (стен-ая ≈ стен-ою); термин малоупотребителен.

ОПОРНЫЕ ЗВУКИ, звуки, предшествующие ударному гласному в рифме (преимущественно согласные). Рифма, в которой опорные звуки совпадают, называется богатой (ограда ≈ винограда); в русской рифме 20 в. (особенно неточной) совпадение почти обязательно.

КЛАУЗУЛА (лат. clausula ≈ заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются клаузулы мужские (╚... огнев-ой╩), женские (╚огнев-ою╩), дактилические (╚огнев-еющей╩), гипердактилические (╚огнев-еющею╩).

Hoaxer


Моя осенняя депрессия
Пушистым снегом запорошена
Так отчего же мне невесело
И вою я собакой брошенной

Зима холодная волшебница
Заносит осени свидания
А мне все так же слепо верится
В октябрьские обещания

Еще я верю в возвращение
Любви, которой просто не было
Захлебываясь обольщением
Несостоявшейся победы

Тоску топя в картине сказочной
Уснувшей до весны природы
Я вновь переживаю странные
Октябрьские эпизоды

Бастинда


ГРОЗА

Я вижу в капельке росы
В ладони лопуха
На синем ≈ тучные меха,
Апостолы грозы.

По луговице целый час
За мной летела тень,
И солнце красное, лучась,
Покинуло мой день.

Играет ветер на ветле
Холодною рукой,
Срывает листья ей рекой
И роется в земле.

Младенец-месяц в небе гол,
Он в эллипсе тюрьмы,
А пальцы синие богов
Вонзаются в холмы.

Локи


Мы маленькие дети -
Нам хорошо вдвоем.
Весну нам дарит ветер
Дыханьем за окном.
Беспечная наивность
И глупость нежных слов.
Утрачена невинность -
Обретена любовь.
Завалены сомненья
Под ворохом одежд.
Холодных рук сплетенье -
Как повод для надежд.
И, не нуждаясь в свете,
Мы долго не уснем.
Мы маленькие дети.
Нам хорошо вдвоем.

Змей-Искуситель*


В моих глазах небесна синева,
Но тьмою льется ночь из глаз твоих,
И бьется о гранит без сна Нева,
Дыша гораздо громче нас двоих.

Молчание не режется ножом.
За стрелкою безжалостных часов
Я ухожу, рекою отражен,
Не слыша за собой ничьих шагов.

Колбасьев


Зашед случайно в твой салон,
Узрел салона эталон.
Каким здесь дышит все уютом!
Во всем заметен верный вкус,
На всех гостях - лобзанья Муз,
Любая счастлива минута.

Душа ликует всякий раз,
Как пиитический экстаз
И вдохновенье зрю на лицах!
Одно лишь странно мне, увы -
Зачем литературны львы
Сидят в ЕЖОВЫХ рукавицах?

Альпака