Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1342758

Буллинг в школе явление нормальное. Думаю, каждый из нас был задирой, был жертвой, и был свидетелем травли хотя бы один раз в жизни. ПТСР от общения с соплеменниками присутствует у каждого из нас. Поскольку у моих детей всегда была, так сказать, активная жизненная позиция, вызывали меня в школу на регулярной основе. Было поучительно наблюдать социализацию в действии. Ну и грустно, конечно.

Ну так вот, буллинг в школе – явление нормальное. Не только обыденное, но, более того, если через эту фазу своего развития ребенок не пройдет – будет плохо всем. Поймите меня правильно – я сейчас не имею в виду конфликты, которые можно разрешить с помощью жалобы учителю, или драку на равных, или словесную перепалку с оскорблениями и плевками ядовитой слюной. Соблюдать границы (получать по роже) и защищать себя (в рожу давать) можно более-менее успешно обучиться самостоятельно.

Я имею в виду настоящую, добрую, славную охоту многих на одного. Когда силы неравны, а деваться некуда. С харизматичным лидером, стаей поддержки, и молчащим большинством вокруг. Я наблюдала и принимала участие в разгребании травли детей детьми, травли детей учителями, травли учителей детьми, и никогда такого не было, и вот опять. Я даже в какой-то момент начала читать книжки всякие по психологии, потому что ну невозможно же ж.

Парадоксально, но жертвой травли может стать – любой. Конечно, мы ксенофобы (я – точно), поэтому отторжение будут вызывать все, кто отличается. По какому признаку – неважно. Важно – чувствовать себя в составе группы, которая сплоченная, которая имеет цель. Поэтому там, где есть национализм, или религиозный фанатизм, или, как в нашей стандартной школе, запрет выделяться – буллинг неизбежен. Повторюсь – даже если нет возможности выбрать жертву по очевидным признакам, жертва все равно будет найдена, потому что нужно опробовать и отшлифовать социальные навыки управления, отточить мастерство выживания, ну и развлечься, конечно.

В разборках полетов поразительна была всегда реакция взрослых. С позиции родительской общественности, она различалась примерно так: папы говорили своим детям, что нужно бить в ответ. Что абсолютно невозможно, потому что травля – это не бой один на один, травля -- это когда силы изначально неравны. Папы обрекали своих детей на смерть. Мамы же топили за пацифизм и подставление щек, «обо всем можно договориться, Малыш», и фактически, как в тюряге, запрещали этим – защищаться.

Ну и хрен бы с ними, с родителями. Учителя, школьные психологи, администрация – вот люди, получившие профессиональное образование в области педагогики, возрастной психологии, what not. Как там у Бисмарка, в общем. Я склоняюсь перед этими людьми. Если бы они в своем классе из 38 человек имели каждого ученика, как мои сыновья – а мои сыновья определенно -отличались- – они сошли бы с ума. Впрочем, мне тут подруга сказала, теперь учителям нужно целое психиатрическое освидетельствование проходить. Ну, молодцы. Толку то.

Реакция профессионалов педагогики на буллинг была для меня одно время малопонятной. Мне, как маме, когда организатором травли выступал мой сын, рекомендовалось дать ему ремня. Это я завсегда, конечно. Но смысл? Сделать из него маленького барабанщика? (Кто не видел «Маленькую барабанщицу», -- рекомендую). Но моим тоже доставалось. Шоком для меня был организованный нашим Дорогим классным руководителем акт публичного порицания хулигана в стиле Макаренко. Каждый ученик класса написал нечто вроде записки, что он сугубо осуждает причиненный Васе Пупкину ущерб, и было проведено публичное аутодафе обидчика с зачитыванием этих записок. Публичное! Я, в принципе, должна бы быть благодарна, конечно. Родители этого мальчика забрали его из школы. Ну и в общем, если честно, все выдохнули.

Но видимо я что-то не понимаю в педагогике. В моем понимании, профессиональными педагогами в мир был выпущен Маленький барабанщик. И либо он соберет свою банду, и станет грозой района, и его посадят (надеюсь хотя бы на это), либо он станет сломленным неудачником, которого – изгнали из стаи, со всеми вытекающими. Его изгнали из стаи, когда он был маленьким, когда он проверял, что можно и что нельзя, и как можно и как нельзя, и все это было -- под присмотром Больших и Умных взрослых. От него тупо – избавились. Ведь я не говорю про детей с психиатрическими диагнозами, которые по определению опасны для общества и для себя. Я говорю про возрастные этапы развития личности человека. И кажется, как это было написано в одной книжке по психологии, такое поведение называется БОЙКОТ и расценивается как ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

У моих детей была хорошая школа. Конфликты разбирались сразу, выслушивались все стороны, и по большому счету атмосфера была доброжелательной и конструктивной. А потом я начала всю эту байду обсуждать с другими людьми – и оказалось, что многие прошли через школы, которые управлялись не администрацией, администрация давала уроки и от своей воспитательной цели абстрагировалась полностью, хотя, возможно, именно это и было воспитанием как таковым – через школы, которые управлялись уличными бандами. По законам Диких Джунглей.

Меня заинтересовали приматы. Вот, с просторов Интернета, от Фёдора Глазницына. «Отношения между различными группами горилл довольно напряжённые. Обычно их быт устроен так, что каждая группа обитает на своей территории, а встречи между представителями различных семейств почти исключены. Но в тех случаях, когда встреча всё-таки состоялась, альфа-самцы начинают показывать друг другу силу, издавать устрашающие звуки и делать грозный вид. До драки в таком случае доходит крайне редко, так как бой между столь сильными животными может закончиться плачевно для всех его участников.»

Оттуда же: «Конечно, у шимпанзе также есть иерархическая пирамида, вершину которой занимает главный самец. Однако, в данном случае он хоть и может многое себе позволить, но не делает этого, предпочитая дружеские отношения со своими сородичами. То же касается и еды, которая часто делится поровну между всеми обезьянами. При таком лояльном отношении изменение иерархии у обезьян этого вида не даёт существенных бонусов. Безусловно, подобный тип взаимодействия нуждается в богатой системе условных сигналов, которыми в совершенстве владеют шимпанзе.»

С помощью наших условных сигналов – языков людей, математики, программирования -- мы создали такую прекрасную вещь, как компьютерная мышь. И что характерно – никто, ни один человек на свете, не может ее сделать один. Знания – от математики и электроники – до экономики – до организации производства -- до процессов нефтедобычи и обработки материалов и т.д. – один (1) человек в себе вместить и все организовать – не может. Говоря же про обезьян – оба вида сосуществуют в нашем мире. Так что – и мы не пропадем, при любом раскладе. Ну, не будет у нас компьютерных мышей. Будут живые, органические. Прорвемся.
[-338]
реклама на сайте | контакты | о проекте | вебмастеру
© 1995-2024 Анекдоты из России. Составитель Дима Вернер