Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №866949

История о доверии в бизнесе - продолжение (негативная).
У меня в самом начале карьеры был случай, словно взятый из учебника. Настолько уж он соотвествовал всем стандартным параметрам, что интриги при всём желании не возможно создать. Наверное этот случай и может быть забавен тем что он такой вот "образцово-показательный" и тем что само преступление из аудиторской классики.
Моя первая работа, сразу после университета, была аудитором в компании которая производила тару для еды и различные упаковки (ну например банки для красок). В том числе производили обыкновенные алюминиевые баночки для напитков. Казалось бы самая что ни на есть скучная компания и откуда тут взяться Шекспировским страстям. Да и я сам так думал по неопытности.
А началось все, как и следует классике, со обыкновенной случайности. В конце года, аудиторы работающие на компанию, обычно отдаются в "рабство" внешним аудиторам, ибо работы у тех много (ну и что бы расходы сократить). Иногда мы работали под их непосредственным руководством, иногда просто по заданой ими программе. И вот мне дали совершенно простое задание, выбери несколько клиентов, посмотри на платежи что они сделали в течении года по программе и запроси подтверждение сделаных платежей. Самое что ни на есть рутинное задание для новичка. Ну дурное дело не хитрое, я выбрал несколько клиентов, соотвественно несколько платежей каждого из выбранных клиентов, составил табличку, послал запрос в отдел который занимается дебиторской задолженностью, покажьте мне пожалуйста копии чеков.
Теперь небольшое отступление. В США, как ни стыдно признаться, тогда (да и сейчас), большой объём оплат идёт через чеки, а не делается через банковский перевод. То есть чеки приходят или в специальную ячейку в банке или напрямую в компанию. В нашем случае приход сначала заносился на общий дебиторский баланс ежедневно, а потом уже разносился по конкретным счетам клиентов. Это было давно, и программа обеспечения у нас была очень старая, да и сам процесс архаичен. А потом естественно с чеков делали копии (ну что бы были подтверждающие документы в наличии - для сверок например) и сами чеки депозировали в банк. Занимался этим специальный отдел Дебиторской Задолженности (ДЗ). Ну конечно у них другие обязанности тоже были. Например обзванивать клиентов, напоминать об оплате, итд.
Руководил этим отделом Джон Смит (имя изменено). И был этот Джон личностью легендарной. На тот момент он проработал в компании не много не мало, целых 48 лет. Он пришел в компанию сразу после школы на какую-то мелкую должность типа помощник младшего куда пошлют. А потом с годами рос, рос, и дорос до Директора того самого отдела ДЗ. Не очень высокая должность конечно, но ведь и университетского образования у него не было, да гением его никто не считал, но ничего - работал. Тем более что работа у него не из самых сложных. Знали его конечно все, ибо приход денег у нас был централизирован для всех заводов находящихся в США. Т.e. каждый завод продавал свой товар или сам или через центральный отдел продаж, а все оплаты шли в главный офис, т.е. Джону и его отделу. А его отдел весь ему под стать. Такие мамонты, кто лет 15, кто 20 работает. Тоже без особого образования, но тут по сути оно и не очень то и нужно. Исполнительность, аккуратность, точность, и минимальное знание программы.
Все боссы в компании Джону и его команде доверяли, от Президента до главного Айтишника. Он всех их с первого дня в компании знал. Уж как кто не спешил по своим делам, у его офиса и кубиков сотрудников отдела останавливались, пару минут поговорить про жизнь всегда находили.
Ну и вот жду я ответа на запрос, жду день, жду второй. Там делов то на 5 минут работы. Наконец приходит ответ, вот тебе копии чеков на 9 из 10 запрошенных, а 10й найти не можем, потеряли копию вроде (а тот чек что не могут найти от клиента что не очень далеко базируется).
Ну я молодой был, наглый, настырный. Я им в ответ "ищи бабка - должон где-то быть" (утрирую конечно). Мне в ответ, "чувак, отвали". Ладно, что нам кабанам, я в отдел финансов, ребята, тут отдел ДЗ копию чека найти не может, а мне для внешнего аудита нужно. Запросите-ка у банка, будьте добры, у них же наверняка есть. Ну для хорошего человека дерьма не жалко, запросили.
Через два дня ответ из банка, "мужик, такой копии чека у нас нет." Я естественно в непонятке, как нет? Глянул в дебиторскую задолженность, всё ровно. Долги все оплачены, просрочек по этом клиенту нет. И вся сумма пришедшая за день разнесена по клиентам до центика. Тьфу глюк какой-то. Я к менеджеру своему иду, Майк, "мол так мол и так, чек вроде и есть, долги закрыты, а копию ни отдел ДЗ ни банк найти не могут." Он мне, "слушай парень, не мешай работать. У тебя 9 из 10 копий есть. Чего тебе ещё от жизни надо. Ну придумай какую нибудь отмазку, напиши что мыши копию съели что ли." Ну я говорю "ну так же нельзя, по правилам должно быть. Может я ещё десяток копий запрошу, на всякий случай, что бы перед внешними аудиторами отбрехаться если что." "Да запрашивай чего хочешь, не мешай отчет писать."
Ладно, я опять две оплаты на того-же клиента (на которого чека нет) выбрал ну и ещё несколько других. Старался подобрать клиентов похожих по параметрам, т.е. тоже местных и не очень больших (хватило же ума). Послал запрос опять в отдел ДЗ. Они мне в ответ, "ты чего, вообще с дуба рухнул. Надоел со своими запросами." И копию ответа моему менеджеру и отдельно телегу "мол ваш сотрудник отвлекает занятых людей, дайте ему профилактический поджопник."
На летучке менеджер меня в****л как кота. "Я же говорил тебе не лезь. Дали ответ, сиди и будь доволен." Я мычу в ответ, но директор наш, даром что мужик неприятный (мы с ним потом разругались и я не совсем прав был, но то другая история) поддержал меня и говорит "конечно парень дурак, но дай ему уже эти чертовы копии собрать. Для новичка в принципе полезно." Ну и накропал ответ вместе с менеджером в отдел ДЗ "наш настырный сотрудник поджопник получил, но дайте уж ему копии и он отстанет". Ответа нет, день-два.
Я иду в отдел. Сам Джон меня в офис зазывает. "Ты вообще знаешь кто я, сосунок." Я оробел конечно "знаю сэр. Вы Великий Гудвин. Вас все знают." "А ты знаешь что стоит мне пальцем шевельнут, сам Президент компании прибежит и будет тебя сцаными тряпками по всему бизнес парку гонять." Я конечно красного цвета, действительно думаю такого уважаемого человека из за пустяков беспокою, стыдно даже. Извинялся, только хвостом не вилял. Ну он меня обратно послал по известному всем маршруту.
А потом подумал, но директор же меня поддержал. Давай закончу дело всё таки, хотя и так всё ясно всем, а я дурак. И я настырный кретин иду опять в отдел финансов. Запросите у банка вот такие копии чеков. Ладно говорят, хотя мы уже знаем что тебя в****ли. Там одна сотрудница раньше в моем отделе работала, пожалела меня, сделала запрос в банк как бы от неё (спасибо ей). Опять ответ, вот на эти запросы есть чеки, а на вот этого клиента и на этого и ещё одного (все местные) копий чеков нет. Я опять в дебиторку... и снова всё ровно и по суммам и по дням.
Тут я уже и к менеджеру и к директору. Вот вы меня конечно дурнем обозвали и в****ли, но мне мало. Опять видите, копий и чеков нет. Тут директор на менеджера посмотрел. Потом на меня. Потом бумажки... А потом побледнел и говорит "я наверное знаю что это..."
Мы рысью в отдел отдел финансов, запросили полную выписку информацию по приходу денег в банк в дни когда платежи разнесены были и полезли в программу (у моего директора естественно доступ был). Суммы разноса и банков совпадают ... А клиенты нет. Оказалось всё просто - применялась старинная классическая схема (lapping).
Бывает есть огромный клиент ну или несколько (в нашем случае Кока Кола и Пепси Кола). Клиенты платят за огромные объёмы продукции постоянно и очень большие суммы (каждый день чеки приходят). Так эти хитрецы из отдела ДЗ, договорились с несколькими местными клиентами и за процентик брали деньги Кока и Пепси Кол и разносили их на открытые счета этих клиентов (то есть от нескольких местных клиентов настоящих платежей никогда и не поступало, потому и копий чеков не было). А последующие платежи Коки и Пепси относили на предыдущие незакрытые счета самих Кол. А так как клиенты огромные и деньги большие идут постоянно, то разница в разносе на день-два ничего не решала. И на огромных обьёмах такое было совсем не заметно. И этот отдельчик годами так "стриг купоны". Если бы я не вписался в этот блуд со своей настырностью то схемка бы работала ещё долго, их никто не проверял (доверяли же), сверяли только сумму по банку и сумму разноса, а не детали по клиентам.
Ну а дальше классика жанра, оценить реальный ущерб было тяжело, делалось то годами и весь отдел занимался этим. Вот вам и отсутствие образования и годы доверия. С тех непорядочных клиентов деньги конечно выбивать не стали, попробуй их уличи. Они же могут представить сказать мы всё посылали. А что у вас в бухгалтерии твориться - это не наше дело. Пришлось списать миллионы.
Отдел весь уволили с треском и начали уголовное дело (в системе то видно кто платежи разносил). Джона решили правда не позорить и тихонько намекнули, уходи по доброму, тем более у него возраст и так пенсионный уже был. Он и ушел, правда часть своих опционов потерял.
Ну а меня ещё раз профилактически в****ли за инициативность и за компанию (ибо менеджер и директор получили капиталных звездюлей от Президента за то что раньше это не обнаружили). Ну и послали расследовать одну интересную штуку. Но об этом другая история будет.
[1004]
реклама на сайте | контакты | о проекте | вебмастеру
© 1995-2024 Анекдоты из России. Составитель Дима Вернер