Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №985058

В этот день 30 лет назад произошло Спитакское землетрясение в Армении.
И ровно год назад я уже писал про это, почитать можно здесь: https://www.anekdot.ru/id/921079/
В той истории я рассказал несколько не очень связанных между собой эпизодов, глазами очевидца событий после землетрясения. Получилось тогда достаточно длинно, поэтому некоторые, про которые хотелось бы рассказать, в тот рассказ не вошли. Сегодня в эту круглую и трагическую дату, я, с вашего позволения, продолжу.

Есть такая пословица «Любопытство сгубило кошку», а вот меня вроде как спасло.

Примерно середина января 1989 года, в Ленинакане полк уже больше месяца, постов в городе значительно поубавилось и стали нас привлекать на оцепления, когда взрывали полуразрушенные опасные здания.
Это только по телевизору интересно, а если сам участвуешь, то не очень. Оцепление начинают выставлять за 4-5 часов до взрыва, после чего специальная команда начинает долгую проверку всех домов и развалин, чтобы никто не остался в опасной зоне. Иногда попадешь в такое место на узкой улице, откуда вообще ничего не видно, спереди полуразрушенный дом, сзади такой же, и до ближайшего бойца минимум 5 метров. Так и стоишь столбом и со скуки дохнешь бывало по 6-7 часов.

А сегодня взрывают символ города – гостиницу «Турист». Самое высокое здание, башня (уже не помню сколько этажей, то ли 24, то ли 27), видимая практически с любой точки Ленинакана. Построенная, с привлечением иностранных специалистов по новейшей тогда технологии «монолит». В СССР строили в основном из сборного железобетона, даже в сейсмоопасных зонах – последствия известны. А башня устояла, только немного накренилась, но все равно погибли все в ней находившиеся, так как внутри полностью рухнули перекрытия, от крыши и до самого подвала.

А я сегодня в наряде по роте, на территории части. Ну как часть, кусок небольшого пригорка, холмика, огороженного столбиками с колючей проволокой, внутри стоят взводные армейские палатки в количестве 13 штук. На роту три штуки, перед ними «грибок» для дневального. Детский грибок над песочницей представляете? Вот тоже самое, только из грязной нестроганой доски сколочен.
В наряде всего два человека дневальных и без дежурного по роте, людей не хватает и на уставы на этом выезде как-то все подзабили. Ушло это вечное противостояние-противопоставление солдат-офицер. На войне, как на войне. Взводные и комроты спят вместе с личным составом в этих же палатках, а я уже забыл, когда последний раз честь отдавал и строевым шагом ходил.

Еще в каждой палатке «печник», ответственный за печку-буржуйку. Обычно из тех, кто не может службу нести, хромые-косые короче. В нашей, например, казах моего призыва, который средний палец сломал на правой руке. Очень оригинально ему его загипсовали вместе с кистью, за что мгновенно получил новую кличку: «Фак». Печку топить и брикеты торфа носить можно и одной рукой. Не сказать, что от этой печки очень жарко, но плюс в палатке получается, хотя по ночам на улице до минус 20 бывает, горы, как-никак, так что спим одетые.

В наряде уже несколько дней и похоже никто менять не собирается, к хроническому недосыпу за этот месяц уже как-то привыкать стал, но этой ночью, каюсь - уснул прямо на посту. Валенки, ватные штаны, поверх бушлата овчинный полушубок, уши у шапки опустил, воротник меховой поднял-застегнул, только глаза видны. Ремень автомата на плечо, руки в солдатских перчатках в противоположные рукава, стоя лбом уперся в столб грибка и … проспал, как младенец почти три часа.

Наша часть находилась от гостиницы примерно в 2-х километрах, даже наше оцепление местами видно. Посмотрел чуть-чуть, по пути в столовую – ничего интересного. И как столовую… Сделан навес на нескольких столбах, крыша из горбыля, поверх которого черная плотная пленка, две стены от ветра тоже ей затянуты. Внутри из нестроганой доски сколочены длинные столы и лавки, рядом три полевые кухни, возле которых суетятся два повара.

Поел в одиночку очередной каши с тушенкой, сходил чаю налил, только обратно сел и глоток сделал, решил посмотреть на часы. Ё-мое, без 2-х минут 2 часа дня. А на 14-00 знаю взрыв запланирован. Позвал поваров:
- Пошли пацаны посмотрим, интересно же.
Только вышли из-за столовой, как здание гостиницы дрогнуло, двинулось вниз все быстрее и быстрее, а снизу-вверх клубы густой пыли, ускоряясь навстречу… Наконец пришел звук – низкочастотный, но громкий «ГОК-К» и тут же многочисленное эхо со всех сторон, уже похожее на раскаты грома.
Вот и всё, больше глядеть не на что.

Зайдя в столовую, сразу даже не врубился. Так и стоял-смотрел несколько секунд, недоуменно переводя взгляд, то на рваную дыру в потолке, в которую заглядывало зимнее солнышко, то на разбитую в мелкую щепу половину лавки, на которой я только, что сидел, то на валяющийся в стороне угловатый, неправильной формы кусок бетона, размером примерно 40х40х60 сантиметров, то на свою еще парившую кружку с чаем, оставшуюся на непострадавшем столе…
Вот нихуя себе!!! – в унисон воскликнули оба повара, зашедшие за мною чуть позже.

Командиру части доложили, и он приехал уже с корреспондентами одной из центральных газет. Возможно таким образом хотел еще дополнительно надавить на руководство, чтобы закончили уже бы эту нашу затянувшуюся командировку.
Меня для фотографирования заставили опять разложить на столе котелок и налить в кружку чай. Снял полушубок, чтобы видны были погоны и хоть немного походить на рядового образцового полка. Но черт еще тот был, зеркал не водилось, но как выглядел - мог себе представить, судя по товарищам. Грязные валенки неопределенного цвета, еще грязнее засаленные ватные штаны с порванными коленями и с намертво въевшейся цементной пылью. Бушлат с отвисшими, смятыми погонами, замызганная вусмерть шапка, воспаленные, красные глаза от месячного глобального недосыпа, потресканные губы, минимум пятидневная юношеская небритость и реально «черная» морда, от постоянного нахождения на открытом горном воздухе и копоти от костров и буржуйки на торфе. Месяц уже не мывшийся, я себя успокаивал, что на черно-белой газетной фотографии это все будет не видно. И может таким образом весточку Айгуль получит (https://www.anekdot.ru/id/969098/), но материал не опубликовали, наверное, не разрешили.

Хотел заметить, что мало в интернете сейчас достоверной информации о том ужасе и страшном горе Армении, которое потрясло тогда, без преувеличения, весь мир. Фото еще есть, а рассказов очевидцев совсем немного. Но надо помнить…

P.S. В оригинале английская пословица выглядит так: "Curiosity killed the cat, but satisfaction brought it back" что в переводе: "Любопытство сгубило кошку, но удовлетворив его, она воскресла".
[227]
реклама на сайте | контакты | о проекте | вебмастеру
© 1995-2024 Анекдоты из России. Составитель Дима Вернер