Предупреждение: у нас нет цензуры и предварительного отбора публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1050186

ЛЮБИТЕЛЯМ ПИВА-5 (последняя зарисовка, как обещал))
«Безвестные герои-бирофилы»
(бирофилы - собиратели пивной атрибутики: этикеток, банок, бутылок, пробок, плакатов, бирдекелей, кружек, стаканов etc)

В самом начале нулевых годов Игорь, знакомый антиквар, как-то ухитрился всучить нахер не нужные мне советские пивные этикетки, никакого отношения к моим коллекциям не имеющие.
Две картонные коробки, обувная и из-под фотоаппарата Зенит-TTL, если не ошибаюсь, в них насыпью этикетки. За 2 тысячи рублей, или около 90, честно нажитых непосильным трудом), долларов.
Работы было много, контракты в разных городах и странах, руки до изрядно запылившихся коробок дошли только лет через пять-шесть, если не больше.
Стал разбирать коробки. Как потом оказалось, это были пивные этикетки Советского Союза, несуществующей страны, периода конца пятидесятых-начала восьмидесятых годов, примерно 5500 штук. Все 15 республик Союза; около полусотни областей; примерно 600 заводов; под сотню, точно не считал, марок пива.
В основном - типографские, «отмокашек» процентов 10-15, но все в отличном состоянии.
Откуда они у Игоря появились - не знаю.
Далее я, по природному занудству и педантичности, начал пополнять (а куда деваться...?) эту самую коллекцию пивных этикеток СССР.
По одной этикетке не собирал, лень было, да и дорого, за этикетку могли попросить от 30 до 100 рублей (стоимость бутылки водки, между прочим)), а вот целый альбом, конверт с набором этикеток или просто навалом можно было купить на блошиных рынках, в лавках старины, у букинистов, и выходило по 5-10 рублей за этикетку.
Коллекция пополнялась и современными методами - по Интернету.
Купил, например, собрания в 200 этикеток из Германии и 800 из Ирландии.
По последней коллекции был и интересный провенанс (история коллекции): молодой латыш, работая инженером каких-то крупных холодильных установок, колесил по работе по Союзу, собирая во время командировок пивные этикетки.
После распада Союза коллекция оказалась в Латвии, потом этот мужик с семьей, не бросив коллекцию, выехал в Англию, там умер, кто-то из детей то-ли женился, то-ли вышел замуж и переехал в Ирландию, откуда и дал объявление о продаже. Я купил их за 65 (честно нажитых непосильным трудом)) паундов и вернул народное добро на Родину)
Что такое 800 разных пивных этикеток во времена «железного занавеса» и отсутствия Интернета?
Почти каждый студент легко обклеивал дверь в своей комнате в общаге двадцатью-тридцатью разными пивными этикетками. А дальше - если только очень повезёт и кто-то из соседей привезёт из своего города новую этикетку, или в отпуске «на югах» сумеешь купить бутылочку местного пива и не забудешь снять этикетку.
Собрать 800 этикеток - это было нечто, практически нереальное, надо было иметь латышский характер и скопидомность).
Из Германии пришли этикетки, на части которых на обратной стороне был поставлен штамп коллекционеров из ГДР (фото попробую разместить в обсуждалке). Кто они, эти немецкие собиратели этикеток СССР, не знаю, но я благодарен им за собранные и сохранённые советские этикетки.
А вот на части «ирландских» этикеток стояли штампы нескольких коллекционеров из Ленинграда, Тынды, Саратова, Эстонии, Латвии, Благовещенска, Туркменистана, Новосибирска, Москвы, много украинских.
Обнаружив это, я слегка прихерел - в 60-70 гг прошлого века, в дальнем сельсовете Дидычи Киверцовского района Волынской бласти Украинской ССР сидит за столом с горилкой и салом после бани этот самый щирый украинец Пашкетник В.И. (фото его штампа тоже попробую вставить в обсуждалке) и шлёт сотни писем по десятку республик, всему Союзу, меняясь этикетками с как-то найдеными единомышленниками!
А уж как он штамп себе сделал - даже не представляю. Их делали только организациям, с кучей просительно-разрешительных бумаг и копией в первый отдел.
Часть собранных этими и другими собирателями этикеток как-то попали в коллекцию в Латвию, оттуда - в Англию, перекантовались в Ирландии и DHL’ом вернулись на Родину)

Сейчас в коллекции около 15500 этикеток более тысячи советских пивзаводов пятнадцати союзных республик, есть Диплом Книги Рекордов России «Самой большой коллекции пивных этикеток Союза Советских Социалистических Республик»).

У истоков этой коллекции были сотни известных и неизвестных собирателей советских этикеток и просто любителей пива - спасибо им всем!
+255
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
117 комментариев, показывать
сначала новые

Пахом Стаканыч14.10.2019 06:10:01

А нет ли сканов или хотя бы фотографий этих листов в хорошем разрешении?
Если да, то нельзя ли выложить на обменник какой-нибудь?
Если нет, то нет ли желания сделать (и выложить)?

+0
ответить

Советник➦Пахом Стаканыч14.10.2019 18:46:30

А смысл?
Этим фотографиям лет 15, коллекция сейчас в «свернутом виде» - этикетки сняты с выставочных листов и разобраны по 1036 конвертам, по количеству заводов.
Приличный объём труда по фотографированию/сканированию этикеток - цель? «Гля, чё у меня есть!» ?

+0
ответить

Пахом Стаканыч➦Советник15.10.2019 01:13:53

Вдруг были сделаны с какой-то целью, всё-таки уникальная коллекция... Ну нет так нет (вздыхает).

+0
ответить

Советник➦Пахом Стаканыч15.10.2019 09:48:49

Но может быть (с оптимизмом))

+0
ответить

yls212.10.2019 03:55:56

Впечатляет. Я, конечно, уехал из СССР в возрасте когда тема пива волнует мало, и все равно, не представлял что его было такое разнообразие.
Интересно, какое оно было по качеству.
Теперь тебе надо будет новую тему для коллекционирования придумать.

+0
ответить

Советник➦yls212.10.2019 09:24:10

По качеству оно было, насколько сам помню - ну очень разное...)
Были единичные заводы с единичными сортами пива в малых количествах - по заказам и спецраспределителям поставлялось...мне такого не доставалось)

Новых тем для коллекционирования не хочу. И так хватит)

+0
ответить

Электрик11.10.2019 14:28:50

Последнюю плюсанул! Не за то, что последняя, не за щирого украинца, а как-то душевно написано.

+0
ответить

Советник➦Электрик11.10.2019 14:37:36

Под пиво и не так душевно ещё бывает)

+0
ответить

Chicago95➦Электрик11.10.2019 22:31:13

Не, третья от этой также нормальная была. А предпоследняя так вапше полная зуйня!

+0
ответить

mahovik11.10.2019 14:19:19

В 1986 году я работал в мех цехе на обувной фабрике г.Ровеньки, Луганской области(тогда Ворошиловградской) и был у нас в цеху резчик штампов. Но, то, что я вижу на этикетках отличается от его "поделок" как мерседес от запорожца! Видно, что штампы делались явно не "на коленке".

+1
ответить

Советник➦mahovik11.10.2019 14:21:52

Кто как мог и где как смог)

+0
ответить

Chicago95➦mahovik11.10.2019 22:33:57

Штампы резались в сссре без проблем. Хоть официально, хоть неофициально. Ex libris, к примеру

+0
ответить

mahovik➦Chicago9513.10.2019 11:30:36

Оно понятно, что без проблем. Я говорю о качестве тех штампов отпечатки которых увидел на фотках Советника. Качество на очень высоком уровне! Руками так не сделать. Я имею ввиду штихелем по резиновой пластине.)) Но некоторые шрифты мне до боли знакомы)) Видел такие отпечатки в магазинах, там были наборы резиновых букв и цифр(для служебного пользования) и при помощи таких наборов ставили штампы.

+0
ответить

Атака Гризли11.10.2019 14:14:24

Вот это да. Размах...

+0
ответить

Советник➦Атака Гризли11.10.2019 14:21:08

«Фирма веников не вяжет!

А если вяжет, то только фирменные»)

+0
ответить

mathematicus➦Советник11.10.2019 14:22:39

Фирма веников не вяжет, фирма гвозди выдает! И шляпки к ним.

+0
ответить

Canfrarus11.10.2019 13:18:44

А Вас на ужин никогда не приглашали, чтобы Вы смогли поговорить об этом хобби ? :)

+3
ответить

Советник➦Canfrarus11.10.2019 13:33:38

Про поговорить.
Есть такое понятие - синдром дефицита общения, это когда человеку крайне нехватает общения и он радостно ходит по гостям, презентациям, фуршетам, приемам и обедоужинам), или - если его никуда не зовут/не пускают - сутками сидит в обсуждалках на ан.ру)
У меня ярко выражена профессиональная деформация - синдром профицита общения), а с учетом, что рано утром завтракать я могу в Чите, обедать в этот же день в Якутске, полдник - в Хабаровске и поздний ужин - во Владивостоке (расписание самолетов по четвергам это позволяет)), - поговорить-то я готов, чего ж не поговорить с приятным человеком), только время встречи в Москве надо синхронизировать.

+0
ответить

Canfrarus➦Советник11.10.2019 14:57:54

Намёк был на спектакль (и фильм) Франсиса Вебера "Ужин дураков". https://www.youtube.com/watch?v=WnW4Ap9JC1c Вот трейлер оригинала. https://www.youtube.com/watch?v=LECeBFUOaGM А фильм начинается с того что один коллекционер бумерангов получает в репу бумерангом https://www.youtube.com/watch?v=iO8tUJ6EAuU и ему ищуют замену.

+0
ответить

Советник➦Canfrarus11.10.2019 15:02:02

«Семён Семёныч....(((«

Спасибо за подсказку, обязательно посмотрю)

+0
ответить

Дядя Дися➦Советник11.10.2019 19:01:37

"синдром профицита общения" по-русски описывается одним словом "заебали".

+2
ответить

Советник➦Дядя Дися11.10.2019 20:46:13

«Истину глаголешь...»))

+0
ответить

Советник11.10.2019 13:05:49

Чике-Горемыке:

«Chicago95• 07.10.2019 14:46:02

Советник спиздел, как всегда. Каких 150 этикеток на Армению??? Там населения то всего 2 млн. Как в не очень крупном городе. Два завода за глаза хватит. Ну пусть будет 5. Это по 30 на каждом. Хотелось бы услышать эти названия на русском»

Чика, тут есть фото одного листа с этикетками Армении.
Достаточно, чтобы ты принёс извинения?

+5
ответить

Chicago95➦Советник11.10.2019 22:36:52

Вечером посмотрю. Может и достаточно. А может и нет

+2
ответить

Советник➦Chicago9511.10.2019 22:47:58

Ну-ну, время пошло

+0
ответить

Chicago95➦Советник12.10.2019 07:12:41

Время пошло, время пришло. Ну, есть 51 этикетка. Молчу что многие из них это просто дубляж на русском языке с какого то хрена. Обычно писалось на одной этикетке на двух языках. Ну, хрен с ним. Так где ещё сотня? Пока что не вижу повода извиняться.
А я вапше то ясно написал о 30 названиях пива. Но в любом варианте к 150 нужно в три раза больше.
Как ты там пишешь? Время пошло!..

Хотя я и так удивлён что такую ерунду можно собирать, да ещё в таких масштабах. Тут Юрийс когда-то о часах известных фирм писал, которые нахер ни ому не нужны, а я себе купил, в том числе как вложение денег. Ну и марки советские здесь бесценные. В смысле никто за них платить не хочет. А уж пивные этикетки!
Вопрос постараюсь задать очень деликатно:
- Ты у врача давно был? Психиатора?

+0
ответить

Советник➦Chicago9512.10.2019 09:29:57

Жидко
Очень

+-1
ответить

Дядя Дися➦Chicago9512.10.2019 09:56:36

"время пришло и захлопнулась дверь.
ангел пропел - и полопалась кожа."

будь здоров по мере финансовых возможностей.

+0
ответить

Chicago95➦Советник12.10.2019 13:30:47

Жидко
Очень

Так где 150 этикеток, пиздунец? Время пошло по второму кругу...

+1
ответить

Советник➦Chicago9512.10.2019 14:19:37

Чика-Горемыка, ты всерьёз надеешься, что вот я сейчас, «волосы назад», побегу доказывать тебе что-то?)
Ни у кого здесь читающих зарисовки-смотрящих фото не возникло сомнений в количестве и качестве коллекции.
Так же ни у кого не возникло сомнений в твоих глубинных душевных качествах - грубо врать, жидко срать, не найти в себе мужества извиниться...

Мне - не противно на тебя
Мне - брезгливо

+0
ответить

Awn11.10.2019 12:43:04

Эх, напомнили Вы мне одну моя промашку.. Как-то попали мне в руки этикетки годов 70-х, Псковского пивзавода. Отсканировал, вернул владельцу, уехал. А сдуру с таким разрешением сделал джипеги, что ничем не открываются, слишком большие. :-(

+1
ответить

Советник➦Awn11.10.2019 12:54:04

Бывает
Не печальтесь)

+1
ответить

НМ11.10.2019 12:29:56

Че-то как-то уже многовато про пивные этикетки-то... Ну одна история, ну две...
Расскажите о Вашей коллекции дензнаков - думаю, вызовет больший интерес...

+4
ответить

Советник➦НМ11.10.2019 12:34:04

А про неё как раз вторая «пивная» зарисовка и была, про «ПИВО без ВОДКИ - ДЕНЬГИ на ветер»)

+0
ответить

Советник➦НМ11.10.2019 12:41:14

Да и закончились уже «пивные зарисовки»
Сегодня - как и обещал - последняя)

+0
ответить

Электрик➦Советник11.10.2019 14:26:00

Ай Советник, не пропускай такой подкол, речь не о раритетных дензнаках...;-)

+0
ответить

Советник➦Электрик11.10.2019 14:30:04

Электрик, я - как раз - не пропустил)
Я - не повелся)

+2
ответить

Real Kid11.10.2019 12:11:26

Благодарю, очень познавательно. Исходя из ассортимента нашего магазина в детстве, даже представить себе не мог, что в стране есть такая масса пивзаводов.

+3
ответить

Советник➦Real Kid11.10.2019 12:52:00

Можно подумать, что я себе это представлял)
У меня сейчас 1036 заводов СССР, думаю, что это 80-85% от существовавших.

+3
ответить

Пирамидон➦Советник12.10.2019 09:23:40

1,2 и третий киевские пивзаводы есть?
Я мучительно вспоминаю где лежат мои отмокашки. Не утерялись ли при переездах?
Было пиво "Славянское" кажется второго пивзавода, я его ценил на порядок выше остальных сортов.
Но была у него особенность, несмотря на семидневный (пяти?) срок хранения, пиво третьего дня было уже с кислинкой.
В те времена кислинка говорила о том, что пиво прокисает. И по сей день не люблю кислинку в пиве, лучше горечь, вот такое тяжёлое наследие СССР у меня в башке.
)))

+0
ответить

Советник➦Пирамидон12.10.2019 09:28:30

Про 1,2 и 3 пивзаводы скажу своим, чтобы на неделе посмотрели, я сейчас далеко от места нахождения этикеток)

+0
ответить

Пирамидон➦Советник12.10.2019 09:31:28

Не стоит беспокоиться.
Я 2 ноября вернусь в Киев, гляну есть ли они.
Тогда и обозначусь где-нибудь в обсуждалках.

+0
ответить

Real Kid➦Советник12.10.2019 14:00:19

Похоже каждый пивзавод обслуживал свою конкретную область, район или город. А не как щас - на всю страну поставляется Балтика и всякие другие. Но вот что хорошо помню, даже Жигулевское можно было смело назвать пивом, пусть может и не очень хорошим. А сейчас что-то пива вообще нет, вкус совсем другой, какая-то бормотуха газированная с алкоголем.

+1
ответить

Советник➦Real Kid12.10.2019 14:28:17

Про территориальность - да, так и было; не могли «настоящее московское Московское» привезти, например, в Свердловск.

А качество - технологии совсем другие, я не спец ни разу, но раньше - варили, а сейчас - мешают)

+1
ответить

basilio11.10.2019 11:02:01

Коллекцию, полагаю продаете?

+3
ответить

Советник➦basilio11.10.2019 11:12:55

А смысл?
Ну, получу за неё 50-70 килобаксов, и что?
А так - и глазу приятственно, и бирофилов в интернете можно слегка потроллить), и пару зарисовок на ан.ру написать)

+3
ответить

Дядя Дися➦Советник12.10.2019 05:32:27

никакого.
нет смысла.

я продал кусок коллекции марок в 1983 г., мне не на что было отвести ее ( мою даму ) в бар/ресторан.
потом я этот кусок восстановил, но уже поздно было.

+0
ответить

Советник➦Дядя Дися12.10.2019 09:09:01

Если дама была довольна - то не жалей)

+0
ответить

Дядя Дися➦Советник12.10.2019 09:22:42

да хрен ее знает. довольна- не довольна. призвездует со внуком из Ялты в понедельник -допрошу.
я доволен, 33 года на ней женат.

+0
ответить

Советник➦Дядя Дися12.10.2019 09:26:41

Вот это вложение...
Поменял несколько марок на 33 года довольной жизни!
Круто!

+1
ответить

Дядя Дися➦Советник12.10.2019 09:37:30

круче !
альбом с марками на годы СЧАСТЛИВОЙ жизни, двух дочек, а то, что сейчас разорился - так наплевать. есть дочки.

+0
ответить

Советник➦Дядя Дися12.10.2019 09:41:43

Так и я об этом же))
Очень грамотное и сверхудачное вложение.
Многие коллекционеры могут только позавидовать)

+0
ответить

Дядя Дися➦Советник12.10.2019 09:48:17

да я сам себе завидую.

+0
ответить

Советник➦Дядя Дися12.10.2019 09:59:01

И правильно делаешь)

+0
ответить

Дядя Дися➦Советник12.10.2019 10:03:59

жизнь покажет . а за "глаз божий" - спасибо.

+0
ответить

Советник➦Дядя Дися12.10.2019 10:42:37

Понравился?)

+0
ответить

Дядя Дися➦Советник12.10.2019 20:00:56

скорее удивил.
я себе это как-то по-другому представлял.
но я еще не досмотрел.

+0
ответить

Лео Нафигатор11.10.2019 11:00:00

В ссср получить официальный штамп, может быть, и было сложно. Но сделать самому - вспоминаю об этом статью то ли в юном технике, то ли ещё каком пионерском издании. «Как вырезать штамп своими руками».

+3
ответить

Советник➦Лео Нафигатор11.10.2019 11:13:49

Судя по штампам на обороте этикеток «Юный техник» много кто читал)

+0
ответить

Лео Нафигатор➦Советник11.10.2019 11:16:27

Это я к тому, что для штампа можно было собирать кучу разрешений и платить много денег, а можно просто вырезать самому и кого это заинтересует?

+0
ответить

Советник➦Лео Нафигатор11.10.2019 11:19:05

Вы правы
Думаю, что все эти штампы так и делались, «на коленке»

+1
ответить

qart➦Советник11.10.2019 17:18:51

Экслибрисы тоже нужно было согласовывать?

+0
ответить

Советник➦qart11.10.2019 22:46:06

Нет, конечно), но человек, которому стал нужен экслибрис, вполне мог найти художника и гравёра для его изготовления.

+0
ответить

Nadine11.10.2019 10:58:42

Уважаю терпение, скрупулезность и педантичность коллекционеров. За это плюс.
Мне даже пива захотелось...

+1
ответить

Советник➦Nadine11.10.2019 11:07:24

Не надо отказывать себе в скромных желаниях)

+2
ответить

Leonidas11.10.2019 10:56:33

Красота!

+0
ответить

Советник➦Leonidas11.10.2019 11:07:00

Самому иногда нравится)

+1
ответить

АрхивариусЪ➦Советник11.10.2019 12:22:24

Масштабно! Мои две сотни костеров, или, как тут подсказали, бирдекелей, тихо плачут в уголке... Снимаю шляпу!

+1
ответить

Советник➦АрхивариусЪ11.10.2019 12:32:21

«Москва не сразу строилась»))

+0
ответить

Leonidas➦Советник11.10.2019 18:33:01

Наделеко живу от Киверцивского района (Ковельский р-н). Аж интересно стало узнать, жив ли ещё тот человек или его потомки.

+0
ответить

Советник➦Leonidas11.10.2019 20:46:59

Ух ты...узнаешь, сообщи, плиз, самому интересно)

+0
ответить

qart11.10.2019 10:39:42

Любопытно, как антиквар всучил вам начало коллекции?

+0
ответить

Советник➦qart11.10.2019 10:43:56

Долго ныл и убеждал, что «такого больше никогда не будет...»
А я повелся...

+4
ответить

communist➦Советник11.10.2019 11:22:05

Так теперь жалеете или нет?

+0
ответить

Слава Зайцев➦Советник11.10.2019 11:34:57

Истину говорил, однако )

+3
ответить

Советник➦communist11.10.2019 11:36:31

Да я спокойно ко всем своим коллекциям отношусь. Есть любимчики на данный период времени, конечно, но в целом - без фанатизма и закапывания глаз)

+2
ответить

Советник➦Советник11.10.2019 11:38:12

Закатывания!

+1
ответить

Советник➦Слава Зайцев11.10.2019 11:44:28

Дык, хуле не глаголить истину, когда страны уже лет десять как не было...
Тоже мне, нашёлся Нострадамус Антикварный))

+0
ответить

Советник11.10.2019 09:53:11

Спасибо Anvi за помощь в размещении здесь обещанных фото и штампов пивных этикеток!

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:48:24

+4
ответить

Anvi11.10.2019 09:48:09

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:42:27

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:42:15

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:42:02

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:41:50

+2
ответить

Anvi11.10.2019 09:41:26

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:35:52

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:35:39

+2
ответить

Anvi11.10.2019 09:35:23

+2
ответить

Anvi11.10.2019 09:35:11

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:34:57

+1
ответить

Советник11.10.2019 16:02:26

Хрен его знает...
Можно подумать, тогда люди ошибок не делали)

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:29:30

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:29:12

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:28:56

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:28:43

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:28:27

+2
ответить

Anvi11.10.2019 09:22:20

+3
ответить

Anvi11.10.2019 09:22:06

+2
ответить

Anvi11.10.2019 09:21:52

+2
ответить

Anvi11.10.2019 09:21:36

+3
ответить

mechenuybot➦Anvi16.10.2019 22:37:28

Здравствуйте. Не интересует с Украины Острозького пив завода этикетки отдам оптом дешево. сейчас делаем там ремонт нашол немного этикеток срср. "московське" и "украинское"

+0
ответить

Anvi11.10.2019 09:21:19

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:11:14

+1
ответить

Anfisa➦Anvi14.10.2019 23:21:00

на второй фотографии, второй слева и есть тот самый Карлхайнц Родегаст. все еще коллексионирует.

https://www.ibv1958.biz/Goldener-Bierdeckel/

+0
ответить

Советник➦Anfisa15.10.2019 09:48:14

Спасибо, Анфиса!

+0
ответить

Anvi11.10.2019 09:11:00

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:10:46

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:10:31

+1
ответить

Anvi11.10.2019 09:10:12

+3
ответить

xvert➦Anvi11.10.2019 12:30:41

Оказывается, мой сосед был коллекционером. Тесен мир.

+1
ответить

Советник➦xvert11.10.2019 13:00:18

Знакомы с ним или только по адресу?

+1
ответить

Алексей 18➦Советник11.10.2019 18:10:25

Раз "был" может и по кладбищу. Пардон, сайт то юмористический, пытаюсь шутить))

+0
ответить

mechenuybot➦Советник16.10.2019 22:38:00

не интересует с Украины острозького пив завода этикетки отдам оптом дешево. сейчас делаемтам ремонт нашол немного этикеток срср. "московське" и "украинское"

+0
ответить

Советник➦mechenuybot17.10.2019 08:22:32

Нет, спасибо.

+0
ответить
  • Вконтакте
  • Facebook

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Статистика голосований ▼
Рейтинг@Mail.ru