Предупреждение: у нас нет цензуры и предварительного отбора публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1051248

В 1985 году космонавты Джанибеков и Савиных реанимировали обесточенную орбитальную станцию "Салют-7". До сих пор этот полет считается самым сложным в истории космонавтики. Было нарушено энергоснабжение станции, она не выходила на связь. Для ремонта были посланы Джанибеков и Савиных на корабле «Союз Т-13». Пристыковались, взялись за ремонт. Ремонт происходил примерно так: вынимался какой-то блок, проверялся тестером, нормальные возвращались на место, неисправные заменялись. И вот, после замены очередного блока, Джанибеков отчетливо услышал за спиной спокойный голос: "Здорово, отцы!". Первая мысль у него была: "Все, песец, прощай, космонавтика - у меня поехала крыша". Потом заметил, что и у Савиных побелел нос. Это несколько успокоило - сразу у двоих крыши поехать не могли. Ме-едленно обернулись (ну блин, кто там еще мог находиться-то, кроме них?!) и начали истерично ржать.
Предыдущий экипаж оставил в видеомагнитофоне кассету с "Белым солнцем пустыни". Пока станция была обесточена, видик спал, а как запитался - так и проснулся. Как раз на том самом месте, когда красноармеец Сухов подходит к аксакалам. В ЦУПе началась тихая паника, когда там заслышали истеричный хохот космонавтов, а те еще долго не могли внятно доложить обстановку.
+1361
Теги: космос
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
73 комментария, показывать
сначала новые

smirnov18076817.10.2019 11:48:49

Вот как раз в 1985 году и была опубликована эта история в журнале "Техника молодёжи". А сейчас эту историю я воспринимаю, как "байан".

+0
ответить

Некто Леша17.10.2019 03:50:39

Супер!

+-1
ответить

Tkash16.10.2019 22:23:18

Читал тут обсуждения...
"Салют-7" - полный фарш:

Иллюмики все в тоне,
Встроенный видак,
И в шлюзе на поддоне -
Луноход "Крузак".

+1
ответить

Michael Ashnin16.10.2019 19:43:51

История хороша, но обсуждение!!
Редко впечатлён, но вот встреча причастных людей на сайте — именины сердца!!
Всем связанным с космосом — здоровья и удачи!

+4
ответить

Tkash➦Michael Ashnin16.10.2019 22:09:04

Это - да.
Столько причастных к Космосу...
Жаль только, что Глобы нет.
Наверное, не читает тутошние "обсуждалки".

+2
ответить

vvt251➦Michael Ashnin16.10.2019 23:45:03

Миша, а в совке почти все были либо с войной либо с космосом связанны (или и с тем и другим вместе). Один, наверное, ты не при деле остался, хотя наверняка и у тебя звание было после института.

+2
ответить

Некто Леша➦Michael Ashnin17.10.2019 04:50:47

Я лично с Soma охренел, Миша. Реально человек в теме.

+0
ответить

Chicago95➦Некто Леша17.10.2019 04:57:22

Ты не с Сома! Ты сюдой такой уже пришёл - охреневший. Причём несколько лет назад

+1
ответить

akunamatata➦Michael Ashnin17.10.2019 13:09:56

Ух ты, ах ты!

+0
ответить

Michael196916.10.2019 19:26:02

Да, естественно, это самый сложный полет в истории космонавтики, куда уж американцам с их взорвавшимся на пути к Луне Аполлоном 13 и последовавшей борьбой экипажа за возвращение на Землю. А в советской практике, вероятно, да, так как стыковаться с "молчавшей" станцией не умели - вот откуда многомесячные экспедиции, это были, по сути, дежурства по станции

+-2
ответить

Акибастарец➦Michael196917.10.2019 06:37:06

Нет, первые экспедиции стыковались именно с беспилотными станциями. До "Салюта-6" состыковаться с пилотируемой станцией было просто невозможно - один стыковочный узел. А на "Салют-6" все это было еще слишком новаторским делом, "переваривание" полученных данных длилось еще дольше, чем сами экспедиции. Так что перед отлетом станцию консервировали. Следующая же экспедиция ее расконсервировала, долго разбиралась, где что. Так что со временем перешли на постоянный пилотируемый режим.

+0
ответить

Алексей 1816.10.2019 17:42:46

Так вот почему космонавты без конца Белое солце пустыни смотрят - не могут досмотреть.

+0
ответить

Chicago9516.10.2019 13:57:08

Это всё фигня. Там ещё кофеварка и тостер включились. А в тостере бутер с салом. Джанибеков был очень недоволен. После этого он больше не летал

+-3
ответить

jurnalist➦Chicago9516.10.2019 23:32:04

Джанибеков к салу относился нормально, поскольку Джанибеков он по жене, а его "девичья" фамилия - Крысин

+-3
ответить

nemurus➦nemurus16.10.2019 13:52:49

Голос из гроба

+1
ответить

Soma16.10.2019 11:58:38

На Салюте был штатно "Нива"для видеозаписи панорам Земли.
Про этот случай честно говоря у Владимира Александровича не спрашивал, могу уточнить в декабре, как раз в городке будут отмечалка и на командировку попадет.
Перед полетом смотрят все, традиция. А вот брали ли с собой - может и брали

+6
ответить

Nadine➦Soma16.10.2019 14:37:30

Вы тоже космонавт?!

+1
ответить

Soma➦Nadine16.10.2019 15:02:21

нет, математик-программист, орбитальное маневрирование. В ЦТ (бывшее ОКТБ Орбита)

+8
ответить

Сергей ОК16.10.2019 11:56:39

Добрая история

+0
ответить

Соня Лог➦Сергей ОК16.10.2019 12:57:34

Хотите историю про видеомагнитофон от Сони Лог?
Или помолчать в тряпочку: тут такие люди...

+-4
ответить

Chicago95➦Соня Лог16.10.2019 13:49:03

Помолчи, помолчи. Тебя и так везде много. Вспомни свою другие ники. Для разбавления присутствия под ними попиши пока

+2
ответить

Соня Лог➦Chicago9516.10.2019 13:53:22

Это - хороший совет. Это ОЧЕНЬ хороший совет.
Вот прям щас к нему прислушаюсь и начну исполнять.
Правда.
Вашей мамой клянусь.

+-1
ответить

akunamatata➦Соня Лог16.10.2019 15:50:08

Кто-то - люди, кто-то - боты "...замечательной работы".

+1
ответить

akunamatata➦Соня Лог16.10.2019 17:41:31

А то!

+0
ответить

Некто Леша➦Соня Лог17.10.2019 04:32:12

Осторожно. Вы только что говорили со специалистом по отправке в бан. У меня давно в стоп-листе.

+0
ответить

akunamatata➦Некто Леша17.10.2019 16:32:40

Honey, is that true?

+0
ответить

Некто Леша➦akunamatata17.10.2019 22:08:48

Why do you care? Why honey? Why English at a Russian speaking website? Вопросы риторические.

+0
ответить

akunamatata➦Некто Леша18.10.2019 20:42:34

Why not?

Меня терзают смутные сомнения. Это я, что ли, по-вашему "специалист по отправке в бан"? Ведь последняя подача перед вашим предостережением была моя.

+0
ответить

Nadine➦akunamatata18.10.2019 21:58:40

Это Леша про Чикаго.

+0
ответить

akunamatata➦Nadine18.10.2019 22:49:31

А! Спасибо, Надя.

У меня опять было ослиное настроение. "Душераздирающее зрелище!" Меня просто плющило последними соломинками. А здесь весело. "Тепло, светло и мухи не кусают / красно летичко!"

А кстати хорошая идея насчет бана. Спасибо, Леша. Со временем напряженка в последнее время, прости меня, словарь синонимов. Автобан. Автобан.

Автобан. Скоростная дорога. И я по ней удаляюсь. Быстрыми шагами. На работу.

Мечты!

Если бы я курила, я бы никогда не смогла бросить курить. Какая у меня сила воли? Меньше одной мышиной силы.

До завтра.

+0
ответить

Kelavrik_016.10.2019 10:54:49

Интересно, могло ли такое быть? Видеомагнитофоны тогда были, но были экзотикой. И тем паче в космос лишний вес отправлять.

+1
ответить

Kelavrik_0➦Kelavrik_016.10.2019 10:55:39

Да, истории несомненный плюс. Даже, если придумано, то неплохо придумано.

+-3
ответить

Zloy Banderovets➦Kelavrik_016.10.2019 11:21:39

Они действительно возили этот фильм в космос как талисман, и видеомагнитофоны были (не советские, конечно). Но остальное - читай ниже.

+1
ответить

Pivo Vodkin➦Kelavrik_016.10.2019 11:23:14

Ну, видак себе позволить космонавты, я думаю, могли в 1985. Видаки уже были, а космонавты ещё были героями.
Но вот протащить эту бандуру на корабль незаметно - нереально, а добиться официального разрешения - ещё нереальнее.

+-7
ответить

vvt251➦Kelavrik_016.10.2019 11:27:54

На станции был видео магнитофон и смотрели чаще всего Белое солнце пустыни.
Самая большая проблема с станциями - там нечего делать, поэтому космонавтов старались занять чем угодно.
Отец рассказывал, как им звонили и просили придумать хоть какие-нибудь эксперименты, чтобы их космонавты проводили при этом говорили- результат неважен, надо чтобы они там чем-то занимались. Осень редко из этих экспериментов получалось что-то стоящее.

+7
ответить

Kelavrik_0➦Zloy Banderovets16.10.2019 11:28:53

Включённым оставить - без проблем. Бывает. Просто видеомагнитофоны были не маленькие.

+1
ответить

Oblomov➦Kelavrik_016.10.2019 11:38:11

Экзотикой они были для простых людей. (Хотя, у моего знакомого в это время уже был). А что говорить про космос и средства, на него тогда выделяемые! Как для обычного человека коробок спичек. Да и не такой уж это лишний вес...

+2
ответить

Акибастарец➦Pivo Vodkin16.10.2019 11:39:03

Вы, очевидно, считаете все еще по понятиям конца 80-х что "видак" - это только для просмотра примитивных гонконгских видео про каратистов? Во-первых, дело куда важнее, например, для записи каких-либо видеоинструкций по ремонту. Да и психологическая разгрузка - дело тоже важное. (кстати, в космосе ее на том, что крутили в видеосалонах конца 80-х, всех этих "Костоломы идут в бой" и "А ну-ка, девочки, разденьтесь" не получишь. (Успокойтесь, я в те годы такое не смотрел. Для того, чтобы поприкалываться над низкопробным вкусом публики такого сорта достаточно было одного чтения афиш.
Во-вторых, не могло быть и речи о бытовом видеомагнитофоне из "комка". Простейший пример: охлаждение большинства мощных греющихся узлов рассчитано на конвекцию. Снизу и сверху вентиляционные отверстия, и даже ребра радиаторов, на которых крепятся мощные транзисторы или микросхемы-стабилизаторы напряжения, расположены вертикально, чтобы не препятствовать потоку воздуха. А там - невесомость, нагревшийся и ставший легче воздух все равно сам никуда не уйдет. Так что только принудительная вентиляция, чего в бытовой видеоаппаратуре тех лет не было.
В-третьих, этот случай один из космонавтов рассказывал в интервью журналу "Техника-молодежи" еще в советское время. Вот только обстоятельства были другие, никак не связанные с аварией на "Салют-7".

+9
ответить

Kelavrik_0➦vvt25116.10.2019 11:40:07

Ну возможно. Интересно, если правда. А вообще не задумывался, что в космосе главная проблема - скучища смертная. И айпада с игрухами нет.

+2
ответить

Сердж➦vvt25116.10.2019 12:04:11

Джанибеков как-то на орбите скручивал гайку со шпильки, она, как сошла с резьбы, пролетела, вращаясь, немного потом кувырнулась и так далее, пока в стенку не долбанулась. Эффект этот так и назвали "Эффект Джанибекова". Долго это потом в секрете держали.

+3
ответить

Plato➦Kelavrik_016.10.2019 12:21:51

В камере для избавления от скуки вполне обходятся колодой карт, можно даже самодельных, и чем космонавты хуже зэков, буру не поймут?

+3
ответить

Oblomov➦Pivo Vodkin16.10.2019 12:31:09

Насмешил! ))) Тащить видик с собой! Еще скажи - вместе с телевизором! )) Стационарный видеомагнитофон входил в конструкцию станции!

+5
ответить

Соня Лог➦Сердж16.10.2019 12:58:53

Почему кувырнулась?

+0
ответить

Сердж➦Соня Лог16.10.2019 13:59:30

ХЗ. Закон какой-то космический открыли: быстро вращающееся тело летит в невесомости, потом делает кувырок и летит дальше, после стольких же вращений опять кувырок и снова летит дальше и так пока не упрётся во что-нибудь. Инет в помощь. Думали с Землёй так же будет.

+0
ответить

Соня Лог➦Сердж16.10.2019 14:03:27

Ух ты круто!!!
Мне пока нельзя в инет. Мне пока велели молчать и не высовываться, потому что я так уже навысовывалась, что народ издал стон
Ландау занимался разработками теории гравитационного поля (что тепловая смерть вселенной не грозит, потому что она существует в переменном гравитационном поле) - и тут он попал в аварию, в которой не пострадал никто, кроме него, и в его теле пострадал - мозг

Я думаю, пока мы с палкой интеллекта не научимся справляться, мы будем вечно метаться между струн

+1
ответить

Soma➦Сердж16.10.2019 15:20:01

не совсем так ))) Если интересно, расскажу детали, почти из первых уст.

Этот эффект держать в тайне было бы достаточно сложно, так как вообще то ему не одна сотня лет - это следствие уравнения Эйлера для вращения относительно второй оси инерции (на примере книги - относительно "ширины", для длины или толщины не будет).
Ну, и открыл его все де не сам Владимир Александрович, он просто первый увидел его на практике. Правда не на гайке конечно.

Когда стало ясно, что станция не стабилизирована (обычно стабилизируют в ОСК, ВСК, Wconst, или фиксируют в ТП на время стыковки), как раз наше КБ (тогда еще исследовательская лаборатория систем управления) получила задание на тренажер стыковки ("Бивни"). Два наших математика (Поляков И.М. и Романько С.И.) предположили, что для станции при микрогравитации эффект будет значим и будет четко выражен. Как показала практика, так и случилось. Потом на предметах уже просто визуально проделывали, чтоб демонстрировать принцип.

Сергей Иванович ушел с работы около 2 лет назад (он почти слеп, кажется -18 или вроде того), ему на замену в общем то я и перешел. А Игорь Михайлович 2 недели как ушел в отпуск с последующим увольнением (у него до середины декабря накопилось). Кстати, у него тоже проблема с глазами, но операция практически удалась, один глаз видит очень хорошо, а второй он повторно просадил

+4
ответить

vvt251➦Сердж16.10.2019 17:39:51

А чего его держать в секрете было? Он к этому моменту уже 150 лет известен был.
После Данибекова навсего обратили внимание.

+2
ответить

vvt251➦Kelavrik_016.10.2019 17:44:36

Отец тогда придумал эксперимент, его Гречко делал. Потом Гречко защитил по этому делу докторскую и перешел к ним в институт.
Но это редко было. У нас в институте тоже какие-то эксперименты придумывали, но ничего не получилось.

+1
ответить

Некто Леша➦vvt25117.10.2019 03:58:35

Нихренасе! Верю, но что это за контора такая, что им звонят и просят развлечь космонавтов?! Меня вот ни разу не просили.

+0
ответить

Некто Леша➦Kelavrik_017.10.2019 04:09:19

Охраннику при магазине еще скучнее. А в космосе хоть полетать можно.
Скука внутри нас, мир восхитителен. Лев Гумилев на нарах написал свои лучшие работы. А какого-нибудь урку рядом с ним хоть тысячным гаремом снабди и дворцами многими - умается рано или поздно со скуки.

+1
ответить

Некто Леша➦Plato17.10.2019 04:11:21

:) Созвучную реплику написал, еще не прочитав эту.

+-1
ответить

Некто Леша➦Соня Лог17.10.2019 04:22:46

* Мне пока велели молчать и не высовываться

Мне тоже :) Я думаю сейчас великую книгу. О будущем человечества и о нас самих. Но вспоминаю рассказ Стругацких "За миллион лет до конца света" слишком часто в последнее время. И не знаю, писать ли ее. Если созвучно - мой емэйл в профиле.

+-1
ответить

Некто Леша➦Soma17.10.2019 04:28:00

Soma, Вам истории надо писать, а не комменты.

+0
ответить

Kelavrik_0➦Некто Леша17.10.2019 04:28:29

Лёш, корабль летит, вмешиваться в полёт не надо. В основном делать нечего, главная задача выжить с годик или сколько там нужно.

+0
ответить

vvt251➦Некто Леша17.10.2019 05:28:29

От Газенко звонили (на самом деле в те времена все друг друга знали).

+0
ответить

Акибастарец➦Kelavrik_017.10.2019 06:45:12

Ну, это сейчас. Когда нет своей промышленности, кроме отверточной сборки, то умирают и образование, и наука, в том числе и космическая. А тогда сверхчистые кристаллы на орбите плавили полупроводниковые и для лазеров, наш мединститут посылал с Савицкой установку для получения сверхчистого интерферона - пытались справиться с гриппом, рыболовецкий флот был основным заказчиком визуальных наблюдений... да много чего делалось.

+0
ответить

Soma➦Некто Леша17.10.2019 09:07:59

Некогда )))
У нас кроме работы есть и образовательная нагрузка (4 года назад для детей сделали ЦКОМ), я там веду для 8-10 классов основы баллистики и небесную механику, по мелочи - базу по ССВП, СОЖ, СТР, ДК. Ну, и пытаюсь объединить несколько курсов в единую книгу (космология/математика/теория полета/ЖРД/динамика РН/бортовые системы)

+0
ответить

Pivo Vodkin➦Акибастарец17.10.2019 14:14:49

То-то и оно.
"Во-первых, дело куда важнее" (чем гонконгские видео про каратистов и даже французские видео про Эмму Нуэлевну).
"Во-вторых, не могло быть и речи о бытовом видеомагнитофоне из "комка".
Я бы добавил в-четвёртых: космические разработки вообще штука секретная в те времена, а какая ж тут секретность, если полный аналог продаётся в "комке".
Из первого и второго мне как чайнику в истории космонавтики позволительно предположить, что в специальный космический магнитофон не подходила кассета из "комка". А из этого предположения сделать вывод, что история - байка. Предположение оказалось неверным, теперь буду знать.

+1
ответить

Pivo Vodkin➦Oblomov17.10.2019 14:17:11

Ну дык сайт-то анекдотный, чего ж не насмешить. По видеомагнитофону я уже ответил Акибастарцу. Действительно, лопухнулся, но не столь сильно.

+0
ответить

Continental16.10.2019 10:20:24

Кхм... не помню такого эпизода в книге В.П.Савиных "Записки с мёртвой станции". Нужно будет уточнить при встрече.

+3
ответить

maxuta➦Continental16.10.2019 16:18:32

Тоже читал, не помню такого эпизода. Во времена моего детства Савиных жил с нами в одном доме. Мой батя всегда с ним здоровался, и мне говорил - это космонавт Виктор Савиных. Я кивал «здрасте» и бежал по своим детским делам (каток, войнушка, турник и т.п.), не понимая тогда величие того, что они с Джанибековым сделали с Салютом.

+2
ответить

Continental➦maxuta16.10.2019 16:36:32

в Москве?

+0
ответить

maxuta➦Continental17.10.2019 00:45:41

Калининград подмосковный, который теперь Королев.
Кстати, еще был интересный полет, когда Соловьев и Кизим слетали сразу на две станции (Мир и Салют-7) перед тем, как Салют-7 затопили.

+1
ответить

Continental➦maxuta17.10.2019 11:10:02

не знал что он в Королёве жил, сейчас вроде в Мск в районе м. ВДНХ обитает

+0
ответить

Zloy Banderovets16.10.2019 10:08:55

Странно, а предыдущий экипаж оставил видик включенным да ещё и на повторное проматывание?

+0
ответить

Oblomov➦Zloy Banderovets16.10.2019 11:31:41

А причем здесь повторное проматывание? Станция обесточилась в определенном месте фильма. Написано же! И выключить его уже не было возможности...

+1
ответить

Vasma➦Oblomov16.10.2019 12:19:35

Не помню модели видеомагнитофона, который бы сам включался в режим воспроизведения после включения в сеть...
Видимо, какой-то еще с механическим переключателем режимов, но вот в чем вопрос - были ли такие??

+2
ответить

Oblomov➦Vasma16.10.2019 12:27:23

Вот, как раз, для 1985-го года механический переключатель очень даже реален! Тем более, кто его знает, какие конструкции были на космических станциях... Ну, не бытовой же видик из магазина радиотоваров запускали в космос!

+3
ответить

IgorK1970➦Oblomov16.10.2019 13:09:25

Т.е. станция обесточилась, когда предыдущий экипаж смотрел фильм? И космонавты такие бурчат себе под нос: "Жаль, что не досмотрели. Ну, да ладно. Поехали по домам. Следующая вахта всё починит."

+3
ответить

Oblomov➦IgorK197016.10.2019 13:15:21

)))) Скорее всего, примерно так все и было... ))

+1
ответить

jurnalist➦IgorK197016.10.2019 23:38:03

Скорей всего, предыдущий экипаж как раз и оставил кассету, остановленную на фразе "здорово, отцы" как привет сменщикам

+0
ответить
  • Вконтакте
  • Facebook

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Статистика голосований ▼
Рейтинг@Mail.ru