Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1079628

СИСТЕМА

Для непосвященных: длинное вступление, вынужденное предварять короткую историю из двух-трех предложений.

В метро Берлина нет турникетов.

Ты можешь войти в метро и ездить бесплатно - много раз на дню, день изо дня - до тех пор, пока однажды служащий контроля не попросит тебя, удобно устроившегося в кресле и погруженного в свои мысли или же счастливо публикующего в инстаграмм только что запечатленные своим кратким присутствием вечные красоты города, предъявить билет.
Fahrscheine, bitte! - Черт!

Билет стоит сегодня 2.80, а штраф - 60 евро.

Встреча с контролёрами происходит нечасто - это зависит от линии метро, времени передвижения и твоей удачи, наконец, - но все же регулярный безбилетный проезд не имеет экономической целесообразности, не покрывая двадцати друх неоплаченных поездок, не говоря уже об унизительной процедуре извлечения тебя из вагона контролёрами для произведения расчетов.

Турист без билета, по крайней мере, получает острые ощущения лотереи, недоступные ему в его домашней жизни, обеспеченной проездным билетом. Тебе, путешественник берлинского метро, не обязательно отправляться в Висбаден, надевать смокинг и входить в казино, чтобы понять всю гамму чувств неистового русского гения. Здесь и сейчас ты можешь выиграть или проиграть в зависимости от расположенности к тебе твоих богов... Но, преданные рутине, острые сии ощущения блекнут или утомляют - в зависимости от темперамента.

Контролёры ходят по двое-трое. Они не знают пощады. Система поддерживает и защищает их. Если какой-либо клиент проявляет настойчивую непонятливость или же упрямство, аргументы контроля будут усилены присутствием службы безопасности метро - или полиции, - так что заплатить так или иначе все равно придется.

Система не дает сбоев.

И, только восставая против системы, человек ездит в общественном транспорте Берлина без билета. Летов никогда бы не покупал билет - и швырял бы мятые купюры контролёрам, не покидая вагона и не требуя квитанции.

25 октября - в день, когда моей старшей дочери исполнилось семь, - намереваясь ради скорейшего празднования дня рождения войти в вагон метро, я наблюдал следующую картину.

Контроль, похоже, выловил очередного безбилетника. В это же время молодой парень приостановился перед входом в вагон, косясь на выходящего из поезда с вероятной жертвой контролёра и пытаясь понять его дальнейшие намерения. Надо сказать, оба наших героя - осторожный пассажир и контролёр, - лишь роковыми обстоятельствами поставленные исполнять антагонистичные роли, написавшие "Войну" Цоя, - были удивительно похожи друг на друга: оба - восточного происхождения, равноценного возраста и гардероба.

Контролёр, наконец, уловил на себе напряженный взгляд и, слегка улыбнувшись, произнес:
- Заходи, братан, - мы остаёмся здесь.
+171
Проголосовало за – 299, против – 128
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
59 комментариев, показывать
сначала новые

Griz 05.02.20 05:46

Примерно такая же система оплаты и контроля - в пражском метро.

Город этот живёт туристами - разменом валюты для них, обильным кормлением и поением их, обслуживанием, втюхиванием и облапошиванием etc.

Плечистые метро-контролёры там охотятся на туристов на глубоких станциях в историческом центре, в чётко определённых местах - на спуске, у выхода с длинных эскалаторов, там, где ты сходишь внизу на твердую землю - и вот они, перед тобой! Ну-ка, предъявите в развернутом виде! А развернуться сразу обратно на другой эскалатор, на подъём - мешает барьер-загородка, разделяющий встречные потоки (в Москве такие барьеры тоже есть).

Так вот, к вопросу о якобы сугубой законопослушности западных европейцев, и особенно немцев.
В вечернее время в метро Праги очень часто приходится видеть, как буйные весёлые компании нетрезвых германоязычных гоблинов (могут быть и австрийцы,да), спалив засаду, дружно и с грохотом сигают через барьеры (а то и балюстрады) на соседние эскалаторы, стоящие, или идущие вверх... и через две-три ступеньки несутся по ним вверх бегом, с топотом и радостными воплями, полные счастья - они НАРУШИЛИ ПРАВИЛА, И НЕ ЗАПЛАТИЛИ ШТРАФ!

+1
ответить

НМ ★★04.02.20 07:09

Лет десять назад мой знакомый профессор поехал чуть ли не первый раз в жизни в Берлин, а я только что оттуда приехал. Профессор попросил меня порекомендовать какого-нибудь из моих берлинских знакомых, кто мог бы ему за три-четыре часа показать город. Я порекомендовал ему свою знакомую, русскоговорящую немку, прожившую в Берлине много лет, которая подрабатывала там экскурсоводом. Дал ее телефон, и т.п. В итоге - немка сказала профессору: "Да вы не платите за билет, тут их не проверяют никогда". Ну, и профессора заловили контролеры (кажется, в S-Bahn'е).
На попытки сказать "Ich verstehe Sie nicht, Ich bin Professor aus Russland", на чистом русском языке было сказано: "Господин профессор, с вас шестьдесят евро". Пришлось отдать треть месячной зарплаты московского профессора (на тот момент). Дальнейшая экскурсия, как я понял, не задалась почему-то.

+3
ответить

Nadine ➦НМ04.02.20 09:23

Да... Вредный совет дала немка, прямо по принципам Григория Остера:)))
Хотя профессор не маленький ребёнок, чтоб так легко поддаваться на глупые советы.
Он ещё и на Вас обиделся, наверное.

+0
ответить

васька ★★04.02.20 02:45

- Заходи, братан, - мы остаёмся здесь.
А сам подумал: "Я-то останусь, но там в поезде ещё пара контролёров осталась."

+2
ответить

Dimas 03.02.20 22:36

На сегодня попасть на шраф может только совсем дикий чел или случайного не купивший билет. Пользуйтесь интернетом!

+0
ответить

Лео Нафигатор 03.02.20 17:27

Система иногда сбоит. Давным давно ехал я без билета в том же берлинском метро. Должен сказать, что и документов на тот момент у меня тоже никаких не было, то есть, контакт с контролёрами привёл бы в полицию и как следствие, к депортации.
Заходит контролёр. Я вместо билета молча протягиваю ему сумму штрафа. Он смотрит ... соображает пару секунд ... - это тебе к моему коллеге, он выписывает. Вон в том конце вагона.
Побрел я в другой конец вагона, а пока брел, к вагону подъехала остановка, на которой и вышел.
А не были бы они педантами: кто пишет, как пишет ... не ушёл бы.

Зато помню, у меня на родине несколько автобусов ходили с табличкой: «Автобус работает без контролера». Вот там платил всегда.
Но это было ещё когда мы коммунизм строили.

+4
ответить

Troomann➦Лео Нафигатор03.02.20 17:48

👍
Это просто у кого-то была плюсовая карма. )

+2
ответить

ystervark➦Лео Нафигатор03.02.20 18:30

Не совсем без контролера: там уточнялось "Ваша совесть - лучший контролер"

+0
ответить

Лео Нафигатор ➦ystervark03.02.20 18:33

Про совесть не помню, честно. Может быть и так. Давно дело было, да и не казалось тогда чем-то нелогичным или необычным. Это сейчас такое было бы удивительно, нелогично и достойно запоминания.

+0
ответить

ystervark➦Лео Нафигатор03.02.20 18:45

Почему? И сейчас же много есть мест, где все без контролера. У нас, например, в столовой стоит "Trustbox" - ящик такой картонный, кидаешь денежку и берешь сухарик или конфетку. Ну или не кидаешь, а платишь через телефон и QR-код.

Да и то сказать, в ресторане же сперва едим, потом платим - а кто мешает сбежать?

Ну или вот на улице цветы всякие растут, можно срезать и унести. Не срезаем же. Хотя у Ремарка и описано, как мужик срезал. Видать, у немцев с этим проще.

+0
ответить

Лео Нафигатор ➦ystervark03.02.20 18:59

У немцев с этим не проще, у немцев с этим богаче. Относительная стоимость обмана ниже.
Я тоже научился ездить зайцем после 1993, когда дела пошли не очень. До и после мне это просто не нужно было. Хотя после долго переучивался - надо ведь не просто разбогатеть, а ещё и психологическую инерцию преодолеть, привычки сменить. Это наоборот быстро, привычки бедности формируются моментально.

+1
ответить

ystervark➦Лео Нафигатор03.02.20 19:04

ну там-то Локамп срезал цветы прямо возле церкви, а поп его поймал за этим и помог срезать. Вот это - человеческое отношение! Впрочем, это не противоречит, ведь и Локамп, и, вероятно, поп, были относительно бедны. Хотя первый и глотал коньяк большими стаканами каждый день по нескольку штук.

А мне казалось наоборот, к бедности привыкать долго и мучительно, а вот наоборот запросто. Но у меня опыта привыкания к бедности нет - когда крякнуло, я уже был беден.

+1
ответить

Лео Нафигатор ➦ystervark03.02.20 19:45

Надо будет перечитать.
К бедности трудно привыкать в первый раз. Даже ... не привыкать, а учиться. Во второй - третий и так далее уже умеешь. Равно как и выбираться. В первый раз сложно, во второй досадно, дальше даже прикольно. Как в игре: следующий уровень, точно знаю, что пройду, и даже интересно, как на этот раз будет.

+0
ответить

Serge712➦Лео Нафигатор03.02.20 21:16

Возможно, контролёр увидел что человек в самом деле бедный и дал возможность сбежать. Просто отпустить он не может, а так вроде как он не виноват, что нарушитель сбежал. Был бы педант, сам ответ бы к другому контролёру.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Лео Нафигатор03.02.20 21:55

В выпуск! Драматично.

+-1
ответить

Лео Нафигатор ➦Serge71203.02.20 22:46

У него рук не хватило, иначе бы задержал.

+0
ответить

Лео Нафигатор ➦Serge71203.02.20 22:58

Ладно, сознаюсь. Я этот эффект даже использовал.
Сижу на знаменитой площади Омония в Афинах без документов. За это тогда в Греции примерно 3 месяца тюрьмы с депортацией и чёрной меткой в шенген на 5 лет полагалось. Прикидываю план выезда без этих неудобств.
Не понял, как, но вдруг вокруг мигалки и кольцо из полицейских: облава, все предъявите документы. Даже автозак вроде подогнали.
Должен сказать, народу там было прилично. Поэтому время у меня было. Я достал из пакета литр колы, открутил, отхлебнул, поставил на место. Естественно, для рекогносцировки.
Выбрал самого наглого рембу-полицейского, который собрал вокруг себя больше всех проверяемых и полные руки паспортов - больше, чем могло уместиться - и пошёл к нему. Он меня заметил, но виду не подал. Думал, наверное, я проверяться иду. А я не сменяя курса плечом в миллиметрах от его рук с паспортами и пошёл не спеша.
Пока полисмен раздумывал над дилеммой, догонять меня, уронив паспорта, или держать всех остальных, я уже был достаточно далеко. Очевидно, дать уйти мне было проще, чем упустить всех остальных.

+3
ответить

ystervark➦Лео Нафигатор04.02.20 01:40

Блин, страсти-то какие! А по какому поводу была облава - неужто просто так, на пустом месте?

Я, когда по Афинам шарился (туристом), никаких документов с собой не брал, все в гостинице лежало. Неужто тоже рисковал?

+0
ответить

Лео Нафигатор ➦ystervark04.02.20 01:53

Ну туристом не вопрос, ловили нелегалов. Туриста могли отвезти в гостиницу, разобраться и отпустить. К туристам все лояльны.
наверное это мне повезло попасть в такой период. Не думаю, что там всегда так. Но именно в те 3 моих дня там было впечатление, что полиции за каждого немаленькие премии дают.
На ночлеге бюро по трудоустройству нелегалок домработницами мне некоторые из них рассказывали, что весь контракт из квартиры не выходили, чтобы соседи не спалили. По полгода - году.
Сейчас не знаю, вряд ли с последними воланами беженцев они такие строгости смогли сохранить. Да и правительство сменилось уже пару раз с тех пор, скорее всего какие-нибудь социалисты террор нелегалов отменили.
Собственно, я там был проездом домой из Франции. Тоже закосил под потерявшего документы туриста и был выпихнут со штрафом в 146 евро, который так и не заплатил никогда.

+0
ответить

ystervark➦Лео Нафигатор04.02.20 09:40

Не ожидал от них. Мне они казались милыми такими распиздяями, способными только пить узо и танцевать сиртаки. Хотя ведь были и у них черные полковники.

+0
ответить

BreDushka03.02.20 15:08

И система дала сбой.

+0
ответить

finnn 03.02.20 14:40

Ехал с зятем (он ирландец) в подмосковной электричке. Глядя, как при приближении контролёров народ толпой перебегает из вагона в вагон, он сначала хихикал, а потом решил проявить политкорректность. Сказал: "Какие у вас спортивные люди, даже остановки электрички используют для пробежек!" Но сделать лицо достаточно серьёзным ему не удалось.

+3
ответить

Chicago95 ➦finnn03.02.20 17:49

Чё ты алкоголиков и воров в каком-то идеализме подозреваешь? Низшая расса. Довелось видеть в ирландском музее таблички с надписью «Вход собакам, цветным и ирландцам запрещён»

+-1
ответить

Ost03.02.20 14:33

Всё так розово и недорого только первые пару раз. Дальше можно угодить и за "шведские гардины". Это местный синоним "попасть за решётку". Ди просто фигурирование в неких базах даных после пары отлавливаний зайцем не улучшают жизненных шансов человека.

+3
ответить

ystervark03.02.20 14:27

А зачем эта вся лирика про лотерею? Прямо как будто что-то новое. Все это давно освоено еще в те времена, когда проезд шесть копеек стоил, а штраф рубль.

+1
ответить

Дядя Дися ➦ystervark03.02.20 14:34

вы сможете привести пример города, где проезд стоил 6 (шесть) копеек ???

+3
ответить

ystervark➦Дядя Дися03.02.20 14:39

Смогу: Новосибирск (если автобус иметь в виду).

+3
ответить

Дядя Дися ➦ystervark03.02.20 14:55

Нет.
5 копеек.
Не больше.
В СССР с этим было строго.
а если переезд не по городу, а в "область", то штраф был выше.

+-3
ответить

qwerty832➦Дядя Дися03.02.20 14:57

Не говорите глупостей.

+2
ответить

senmorta➦ystervark03.02.20 14:57

да любой город. я даже помню 4 копейки. трамвай 1 коп. в некоторых вообще бесплатно, например- липецк.

+0
ответить

javs ➦senmorta03.02.20 15:22

в Липецке бесплатно было только в первой половине 90х. При СССР - стандартные цены, от 3 до 5 коп.

+1
ответить

Maxic13➦javs03.02.20 16:15

3 коп. - трамвай, 4 - троллейбус, 5 - автобус и метро.

+2
ответить

mews ➦Дядя Дися03.02.20 16:26

Самара, носившая фамилию Куйбышев. Автобус 6 копеек. А в чем вопрос?

+1
ответить

Дядя Дися ➦mews03.02.20 16:27

год какой ?

+0
ответить

mews ➦Дядя Дися03.02.20 16:34

1980-1990. Может и раньше, но до этого я сам не очень ездил.
Вот фото, нашёл в сети. Выложено как питерский (ленинградский) талон, но у нас были ровно такие же.

+4
ответить

Пирамидон ➦Дядя Дися03.02.20 16:42

Ульяновск.
Автобус 6 коп.

Киев - фуникулёр 2 коп.

+3
ответить

Ленка пенка ➦mews03.02.20 17:10

В Ленинграде до перестройки трамвай стоил 3 копейки, троллейбус 4, автобус пять - по крайней мере при моей жизни. К тому же можно было купить в кассе. Компостеры вроде были сначала только в троллейбусах. Вероятно, талончик уже перестроечных времен.

+1
ответить

Дядя Дися ➦mews03.02.20 17:56

Поздняя надпечатка нового тарифа около 1990 г.
Признаю, я был неправ.

+-1
ответить

Дядя Дися ➦Пирамидон03.02.20 18:16

Выше признал свою неправоту.

При СССР в Киеве не бывал.

+1
ответить

Пирамидон ➦Дядя Дися03.02.20 18:35

Поучиться бы у тебя. Ошибки признавать.
Это свойственно сильным людям.

+2
ответить

Дядя Дися ➦Пирамидон03.02.20 18:47

Поучись.
В случае России ( ну и видимо Украины тоже ) эта свойственность приходит с возрастом и с воспоминаниями о справедливо поломанных ( своих ) конечностях.
Был 25 лет назад такой анекдот "куплю инвалидную коляску и фильтры для базара".

+3
ответить

ystervark➦Дядя Дися03.02.20 18:55

Да не поздняя надпечатка, а нормальная цена. Я ездил за 6 копеек в 1977 году. Не удивлюсь, если в Магадане и все 10 было.

+3
ответить

Дядя Дися ➦ystervark03.02.20 19:07

вы меня все здесь заклевали, но я же четко помню, что в выступлении Брежнева в 1981 на съезде КПСС было о 5 копейках по городу ...

+1
ответить

AleM ➦senmorta03.02.20 19:32

Я был в Липецке, когда у них были бесплатные автобусы. Говорили, что спонсором этого аттракциона невиданной щедрости был НЛМК.

+0
ответить

Nadine ➦Дядя Дися03.02.20 20:02

Дима, держись.

+0
ответить

ystervark➦Дядя Дися03.02.20 20:02

Так и я в 1981 году ездил за 5 копеек в Москве и, вроде, и в Ленинграде тоже. Тогда же было региональное разделение. Помните, на консервах писали - "цена первого пояса 25 коп., цена второго пояса 30 коп." и т.д.? В Сибири все было дороже, но и на зарплаты был коэффициент.

Я, правда, думал, что 6 коп. с Урала начиналось, а тут вот говорят, что и в Ульяновске было.

Хотя, когда в Новосибирске сделали метро, оно было 5 копеек, как везде.

+0
ответить

Пирамидон ➦ystervark03.02.20 20:23

Да, в Ульяновске было.
1981 - 1985 года. Позже я туда не ездил.
Интересно, что позже, ближе к '85, были автобусные билетики по 12 копеек, они были длиннее из-за того, что на них было два места для компостера. На две поездки билет.
Или семейный? )))

+0
ответить

НМ ★★➦mews04.02.20 06:56

Горький, aka Нижний Новгород. Те же 6 коп за автобус.

+1
ответить

Zloy Banderovets03.02.20 14:07

Вот так понаехавшие и ломают налаженную систему. А потом говорят: "Так у них же тоже в подъезде ссут!"

+5
ответить

kamakama03.02.20 13:25

В Будапеште аналогично. Непрокомпостированный билет - это гемморой. Однако важная особенность - там контролеры не ходят по вагонам, они ходят по станции, кучкуяся около эскалатора. На НЕКОТОРЫХ станциях (Ракоци, например) есть лифт для инвалидов и там их нет никогда:)

+2
ответить

aschnurrbart03.02.20 12:08

блин, когда же россияне поймут, что разовый билет покупает человек, который ездит нерегулярно.

а человек, который ездит регулярно - купит проездной.
они есть самые разные: на день, на неделю (не обязательно с пн. по вс.), на месяц (не обязательно календарный) на год с ежемесячной оплатой, на год с одноразовой оплатой, групповые билеты.

проезд в Berlin AB при покупке годового проездного с ежемесячной оплатой стоит в районе 2 евро в день.

+8
ответить

Troomann➦aschnurrbart03.02.20 12:21

Ну, с проездным это везде так, не только в Берлине.

Но безбилетники как класс существуют до сих пор (несмотря на эту истину), и они не только россияне. )

+4
ответить

aschnurrbart➦Troomann03.02.20 12:33

Так везде, это верно.
Но, удобно обсуждать не сферического коня в вакууме, а конктретные цифры.

"Ну, с проездным это везде так, не только в Берлине."

"Но безбилетники как класс существуют до сих пор (несмотря на эту истину)"

причём помимо т.н. "штрафа за нарушение договора перевозки" (Vertragsstrafe) в 60 евро уже первый же безбилетный проезд является уголовным преступлением.
Как правило, транспортные компании подают заявление в полицию только после 3 раза (уголовное преследование начинается только если транспортное предприятие подаст заявление).

в 2016 за безбилетный проезд было осуждено са. 7700 человек, около 1000 из них оказались в итоге за решёткой.
в Берлине ежегодно ок. 40 тыс. уголовных дел из-за безбилетного проезда,

+3
ответить

Dmitry Karpov 03.02.20 11:48

Если безбилетники будут группой, а один из группы купит билет и будет компостировать мозги контролёрам "ой, куда он делся, сейчас найду" - то окупаемость безбилетных поездок станет целесообразной.

+3
ответить

Troomann➦Dmitry Karpov03.02.20 12:04

Наши люди всегда сломают (взломают) систему. ))

+1
ответить

qwerty832➦Troomann03.02.20 12:08

Отличный повод для гордости

+5
ответить

Troomann➦qwerty83203.02.20 12:18

Ну, тут можно найти и положительные аспекты.
Например, мыслить нестандарно, нешаблонно - что обычно рассматривается как основа для всякого рода прогресса (кажется, всё-таки эти достоинства наших не находят должного применения: ну то есть - сломать, да...)

+1
ответить

Serge712➦Dmitry Karpov03.02.20 15:23

В советском метрополитене тоже можно было на один пятак провести через турникет неограниченное количество человек. Не знаю, какие сейчас турникеты и работает ли эта система сейчас.

+1
ответить

HITler ➦Dmitry Karpov03.02.20 17:52

Группой билеты дешевле намного.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru