Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1146263

Мультфильм Александра Татарского о мужичке-недотепе, который отправился в лес на поиски елки, вот уже много лет является непременным атрибутом новогодних праздников. Сегодня сложно представить, почему в 80-х юмор Татарского не просто не оценили, а даже не хотели выпускать мультфильм на экраны. После обвинений в русофобии и насмешкой над советским народом автор оказался в предынфарктном состоянии...

Проблемы с цензурой возникли у Татарского еще во время работы над первым мультфильмом – «Пластилиновой вороной». Ему разрешили его снять в порядке исключения – за то, что он помог разработать анимационные заставки к Олимпиаде-80 на телевидении. Но когда мультфильм был готов, его запретили к показу с формулировкой «идеологически безыдейный». Ситуацию спасли Эльдар Рязанов и Ксения Маринина, в то время работавшие над программой «Кинопанорама» – вопреки запрету, они выпустили мультфильм в эфир. Далее, признанным успехом мультипликатора стала пластилиновая заставка к программе «Спокойной ночи, малыши!», которая вошла в Книгу рекордов Гиннесса по количеству выходов в эфир.

Вдохновленный этим успехом, Татарский принялся за создание нового мультфильма – «Падал прошлогодний снег» по сценарию Сергея Иванова. И вот тут претензий у цензоров было еще больше. Автор вспоминал: «Этот фильм вообще был запрещен, положен на полку, и формулировки были гораздо более гадкие. Если «Ворона» – просто безыдейная глупость, то это уже русофобия, издевательство над советским человеком. Потому что в фильме всего один герой, и он русский (он же в шапке, мужик), и при этом он идиот». Мужичок казался им дурачком и недоумком, а сюжет – насмешкой над всем народом. Местами мультфильм пришлось переозвучить и заново смонтировать.

Композитор Григорий Гладков, написавший музыку к мультфильму, объяснял замысел авторов: «Сила мультфильма в том, что показан характер. Он как бы такой недотёпа, на самом деле он нормальный мудрый деревенский мужичок, а она – любящая его жена. Если б не любила, то со скалкой бы не бегала. А то бегала, искала, волновалась. Мужик нашёл ёлку и принёс её домой, но это было уже в апреле, и он отнёс её обратно. Это вся наша жизнь и весь наш характер такой непутёвый, но мы и ракеты строим, и Олимпиаду проведём, и всё у нас всё-таки получается. Просты мы всё делаем весело и шутя. Самое главное, что герой выдумщик, не дай бог жить со скучными людьми».

Поначалу планировалось, что в мультфильме вообще не будет текста, только восклицания «Ох» и «Ах». Но руководство студии потребовало «разъяснить этот бред» и настояло на том, чтобы сюжет был более конкретным. Александр Татарский вместе со сценаристом Сергеем Ивановым начали придумывать реплики героев. Многие фразы из мультфильма, которые потом ушли в народ, приходилось отстаивать с боем. Например, крамолу увидели во фразе «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого? Так я первый буду!» В репликах главного героя цензорам мерещились зашифрованные послания.

Проблемы продолжились и после того, как мультфильм был готов. На озвучивание пригласили актера Станислава Садальского, однако его имя пришлось убрать из титров. Дело в том, что Садальский вырос в детдоме и всю жизнь пытался разыскать своих родственников. В середине 70-х годов ему удалось найти двоюродную бабушку, которая еще в 1917 году эмигрировала в Германию. Когда им наконец удалось встретиться, Садальскому за общение с иностранкой запретили выезжать за границу, и в качестве наказания его имя велели убрать из титров мультфильма. Хотя зрители и без этого сразу же узнали его голос.

Парадоксальная фраза «Падал прошлогодний снег» показалась Татарскому идеальным названием для мультфильма с абсурдистским юмором, тем более что этой фразе он нашел вполне логичное объяснение – «прошлогодним» можно считать снег, который выпал 31 декабря. Станислав Садальский вспоминал: «Весь наш абсурдный, фантастический фильм он построил на одной фразе, которую считал гениальной: «Падал прошлогодний снег». Мне он долго пытался объяснить: «Ты понимаешь… ноль часов, ноль минут. Нет прошлого, будущего, нет настоящего. Есть безвременье, междумирье. Все замерло. А снег идет… Прошлогодний, понимаешь?».
В результате мультфильм «Падал прошлогодний снег» все-таки вышел на экраны – в канун Нового 1984 года. Позже он стал признанной классикой советской мультипликации и одной из самых известных работ Александра Татарского.

Во время обсуждения финальной музыкальной темы мультипликатор попросил композитора Григория Гладкова написать пронзительную мелодию: «Гришка, мультик у нас смешной, но в конце должна быть грустная мелодия. Надо чтобы было, как у Феллини, чтобы было очень весело, а в конце такая грустная мелодия, под которую нас с тобой и похоронят».

В 2007 г. режиссер ушел из жизни – в 56 лет у него остановилось сердце, и, согласно его воле, на похоронах звучала музыка из его самого знаменитого мультфильма...
+1585
Проголосовало за – 1673, против – 88
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
37 комментариев, показывать
сначала новые

Saturn04.11.20 15:38

Мужичок из мультика чем то похож на автора))

+0
ответить

Мефодий1 19.10.20 22:24

А я никогда не знал, что "Падал прошлогодний снег" озвучивал Садальский.
И никогда не узнавал его по голосу.

+0
ответить

mkostya02.10.20 22:30

Какая же ебанутая была страна!!!

+-2
ответить

Saturn➦mkostya04.11.20 15:37

Это ты по жалостливой истории сделал вывод о всей стране? Гениально, чо

+1
ответить

mkostya➦Saturn04.11.20 17:08

Я там пожить успел

+-1
ответить

ТуристВолгоградский 02.10.20 21:25

С детства заслушивался финальной мелодией. Ждал её, предвкушал и слушал, уйдя в соседнюю комнату. Потому что слезы наворачивались.
Гениальный мультик, гениальная музыка, гениальная озвучка.

+1
ответить

Soma02.10.20 12:55

Тут конечно любая оценка субъективна, но как по мне, так 70% успеха принадлежит озвучке Садальского. Он даже из простейших фраз умудрялся сделать шедевр. Как было бы с другой озвучкой или вообще без текста... Подозреваю, что мультик бы просто забыли

+0
ответить

nemurus 02.10.20 09:17

Flügel, Beine, Hauptsache Schwanz.

+0
ответить

chltau02.10.20 01:27

Будучи взрослым оценил мульт, но в детстве он мне казался тупым набором действий.

+0
ответить

dobrovit 01.10.20 23:48

Сейчас пересмотрел конец с музыкой, в конце всё-таки поблагодарили Садальского за предоставленный голос...

+0
ответить

B801.10.20 23:28

Мультики Татарского безыдейны? Тогда стихи Маршака что вообще такое? Куда главлит смотрел и санитары?

+1
ответить

Рауль01.10.20 22:38

А цензоры были сплошняком евреи. Ничего личного, просто факт.

+-3
ответить

Saturn➦Рауль04.11.20 15:39

Причем очень неудобный факт. Причём таких фактов очень много во всем

+-1
ответить

AleM 01.10.20 20:33

Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники! (C) Падал прошлогодний снег.

+0
ответить

Gregor S 01.10.20 20:21

Александр Татарский - гениальный художник-мультипликатор. Ничуть не уступающий Норштейну. В нем сошлось всё - тонкое авторское видение мира и всенародная цитируемость фраз из его произведений, интеллектуальный юмор и хорошая безбашенность, великолепная профессиональная подготовка и постоянный поиск новых техник в мультипликации (это сейчас компьютерная графика нам в помощь). "Пластилиновую ворону" и «Падал прошлогодний снег» он первым создал в пластилиновой технике и показал ее потенциал.Потом он решил попробовать, опять-таки первым, гуашь в мультипликации, так появилась «Обратная сторона Луны». Потрясающий мультик, кстати. Сцена с застольными грузинскими песнями - одна из моих любимых. Потом были «Крылья, ноги и хвосты» - "Крылья... Ноги... Главное - хвост!" А потом прекрасный цикл «Следствие ведут Колобки», с продолжением в виде "Братьев Пилотов", тоже весь раздербаненный на цитаты.
За три года до смерти он создал проект, объединяющий страну почище пресловутых скреп. «Гора самоцветов» - это мультипликационный цикл на тему национальных сказок всех народов России. Александр Михайлович искал молодых талантливых мультипликаторов и приглашал их в проект. Всё, что они успели сделать за три года, - это очень здорово.
Моя искренняя признательность автору истории за память об этом мастере.
А относительно тех, кто видит в произведениях Татарского только "хрень" да "семитский след"... Людей с ограниченным кругозором, да еще эту ограниченность демонстрирующих, всегда просто жаль.

+12
ответить

Clopodav01.10.20 19:37

Издержки иппанутой власти.

+2
ответить

JulyMorning01.10.20 18:48

Хороший добрый мульт, не лишённый смысла

+0
ответить

Юлия Дем01.10.20 18:24

Гениальные работы!!! С каждым годом находишь в них что-то новое, какие-то оттенки, полутона, намеки...
Да, жёсткая и идеологическая цензура в советские времена создавала много трудностей, сломала не одну судьбу режиссеров, актеров, похоронила ни одну картину. Но талантливые люди все равно находили возможности донести до народа свои идеи и замыслы...
Об этом, мне кажется, хотел сказать автор.
Но читая комментарии к посту, смотрю, что на почве политики у людей давно улетела кукушка!!!
Ау, люди, очнитесь!!! Пост не про политику, а про детский мультфильм и его гениального автора!!!

+3
ответить

СибирякС01.10.20 16:38

Хоть mathematicus и рьяный антисоветчик и русофоб но сказал правильно!А от себя скажу:всех врагов победим,но самых талантливых из нас сами замучаем.Быдлом из Главлита или чем иным.56 лет -это что,разве возраст для ухода из жизни?Не долбили бы и не травили-глядишь на несколько талантливых мультфильмов было бы больше.Нам врагов не надо-мы сами себя заебём.

+8
ответить

IgorI➦СибирякС01.10.20 17:06

Сказанное тобой относится ко всему Человечеству. Русские на этом фоне - исчезающая величина.
Ну, Хрущев (хохол) выставку подавил бульдозерами. Ну, Сталин (грузин) немного погонял "творческую интеллигенцию". Зато раздавал им дачи, премии и т.п.
А русский Горбачев любил искусство. При нем поднялись фарцовщики и другие спекулянты.

В США примерно в это же время жгли ведьм в Салеме. Еще "охотились на ведьм" в лице коммунистов. Причем это были именно "коммунисты", а не наши "партийцы". Кстати, охотились совсем недавно - кем был Дин Рид? То-то же.

А в Африке вообще оппонентов жарили и подавали на обед под соусом.

Есть мнение, что нашему виду свойственна ненависть к более успешным и талантливым. Это генетика - нас так сделали.

З.Ы.
Лично мне эта пластилиновая хрень кажется "Авторским Искусством" - то-есть не для Зрителя и уж точно не для детей.

+-3
ответить

SudokuFan ➦IgorI01.10.20 19:39

Речь тут, скорее всего, шла о конфликте искусства и власти.

Коммунисты решили запретить всё, что не идёт им на пользу. И премии и дачи давали только тем, кто писал "правильные" вещи. А всё "неправильное" и даже "непонятное" запрещалось.

В итоге существовала совершенно абсурдная практика, вы могли писать романы или картины, но не могли их печатать и продавать, поскольку не считались официально писателем или художником. Вам надо было представить рекомендации трёх уже признанных писателей или художников, чтобы вас приняли в эти почётные ряды. Признанных не читателями, а коммунистической партией.

Представьте, что Льву Толстому недостаточно было бы написать "Войну и мир", а надо сначала предоставить рекомендации Тургенева, Некрасова и Чернышевского?

+3
ответить

Avaz➦SudokuFan01.10.20 20:54

Хотелось бы побольше конкретики, названия фильмов, романов, картин. Или сейчас их тоже никто не понял и посчитали неправильными и так и не опубликовали. А хотелось бы почитать и посмотреть.

+-3
ответить

SudokuFan ➦Avaz01.10.20 21:22

Дело не в художественной ценности произведений, её оценивают зрители тем, что ходят или не ходят на фильмы, покупают или нет книги и картины. Артист может быть и хорошим и плохим, но пусть суждение о его таланте выносит каждый за себя. Я считаю, что не нужен контролирующий орган, решающий за всех, что можно читать, а что нет.

Главлит не был фильтром, отделяющим халтуру от шедевров, он пропускал и то и другое, но только если они имели соответствующую идеологическую направленность, заданную указом ЦК КПСС.

+0
ответить

Avaz➦SudokuFan01.10.20 21:29

Я не против, но я хочу посмотреть как выпущенные любой киностудией фильмы, с затраченными например десятью миллионами, принесут один с проката. Если есть нераскрытый гений, пусть за лично свое бабло творит, что хочет. А зачем бабло чужое тратить и потом быть еще недовольным. Я специально сейчас пересматривал этот мультик и если бы, пусть даже хороший человек, попросил меня его спонсировать на эту шнягу... Я бы не задумываясь послал бы его нахуй. И совсем не за художественный замысел, а так, чисто экономически.

+-4
ответить

chltau➦SudokuFan02.10.20 01:30

У Толстого хватало связей что бы его печатали.

+0
ответить

Лаврентий Б➦SudokuFan02.10.20 07:58

Вы не поверите, но современные режиссеры тоже снимают то, что нужно правящему классу. Попробуй сними фильм, где пограничники это войска НКВД, первыми встретившие врага. А не злобные кровавые упыри. Современная идеология - антисоветищм. Вот такое и снимают. Уж очень боятся, что народ вспомнит кто строил заводы и кому они принадлежат. Кто разведывал залежи нефти газа.

+0
ответить

IgorI➦SudokuFan02.10.20 10:34

Боюсь, что тоже очень однобоко. Нет смысла искать идеологию там, где решают деньги.
Большая часть "Авторского Кино" - откровенный мусор "для своих". В СССР не пропускали либо явную антисоветчину, либо явный хлам, на который народ не пойдет.
"Народ" - это не слишком требовательный туповатый зверёк с простейшими потребностями - нахрена ему Сталкер или Солярис? И в Комиссиях сидел Народ. И запрещал непонятное.
Яркий пример - "Пластилиновая Ворона". Мультик очевидно не для детей. Сплошные аллюзии на вещи, известные только взрослым. Но и до взрослых недотягивает. Хорошо идет под водку.
Весь Тарковский - а для кого это?
Весь Учитель - да нахрена он сдался?
Тут нет идеологии.

+0
ответить

IgorI➦Лаврентий Б02.10.20 10:37

Попытался вспомнить хоть 1 современный сериал, где Главный герой не страдает от маньяка-садиста-насильника из НКВД.
Не получилось. Даже героя-летчика злодей-НКВДшник сажает за дворянскую фамилию.
Тренд, однако.

+0
ответить

SudokuFan ➦IgorI02.10.20 17:46

Пример со Сталкером и Солярисом лично для меня служит контрпримером.

Я их посмотрел ещё будучи школьником и результат был ожидаем: что за фигня, где обещанная фантастика!? Но, странная вещь, из головы они не выходили, периодически хотелось их пересмотреть и понять, что же там происходит. Было такое ощущение, что идиот не режиссёр, а я, просто ещё не дорос до понимания. Сейчас это мои самые любимые фильмы Тарковского, особенно нравится музыка Эдуарда Артемьева, дай ему бог здоровья.

+1
ответить

IgorI➦SudokuFan03.10.20 10:15

Для примера - есть фильм Иди и Смотри. Очень сильный, но пересматривать ни малейшего желания.
В большинстве случаев Авторское Кино - это способ Психа избавиться от собственных комплексов.

+0
ответить

kuzma7401.10.20 16:34

Маловато будет, маловато!!!

+2
ответить

Apleks01.10.20 16:32

Спасибо Горби появилось свобода, при ЕБН она стала полной...

+-2
ответить

Ку 3 раза 01.10.20 16:23

Он прикольный. Тогда ещё жаргонизма этого не было - "прикольный", а чувство приколистости - было. В частности, оно появлялось при просмотре этого мультика.

+-1
ответить

Дядя Дися ➦Ку 3 раза02.10.20 00:54

я употреблял слово "прикольный" до 1984 г.

+-1
ответить

IgorI01.10.20 13:54

А мне нравится "истинно славянское" лицо режиссера.
Это как лет 30 назад на программе КВН один из членов жюри сказал другому члену жюри - "Я вам скажу как истинно русский истинно русскому..."
Вторым был Жириновский. А первым - Гусман.

З.Ы.
Я сам тоже "истинно русский", так что не надо шить антисемитизм :)

+-1
ответить

vap➦IgorI01.10.20 16:32

Так антисемитизм - это как раз один из элементов истинной, профессиональной русскости.

+2
ответить

Портланд01.10.20 13:03

Обожаю этот мультик ❤️

+6
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru