Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1149114

В политике есть явление, известное как синдром «Наши мальчики погибли не зря». В 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Она провозгласила своей целью «освобождение» Тренто и Триеста – двух «итальянских» территорий, «несправедливо» удерживаемых Австро-Венгерской империей. Итальянские политики сотрясали воздух пламенными речами, клянясь восстановить историческую справедливость и обещая возродить славу Древнего Рима. Сотни тысяч итальянских добровольцев устремились на фронт с криками: «За Тренто и Триест!» Они полагали, что это будет прогулка.

Не тут-то было. Австро-венгерская армия выстроила мощную линию обороны вдоль реки Изонцо. Итальянцы бросались на нее одиннадцать раз, отвоевывая в кровопролитных схватках один-два километра, но не добиваясь прорыва. В первом бою они потеряли около 15 тысяч человек. Во втором – 40 тысяч. В третьем – 60 тысяч. Так продолжалось два кошмарных года – до одиннадцатого сражения. После него австрийцы наконец контратаковали и в двенадцатой схватке, известной как битва при Капоретто, наголову разбили итальянцев и отбросили их почти к воротам Венеции. Славное приключение обернулось кровавой бойней. К концу войны погибло почти 700 тысяч итальянских солдат и более миллиона было ранено.

После фиаско первой битвы при Изонцо у итальянских политиков было два варианта действий. Они могли признать свою ошибку и предложить заключение мира. Австро-Венгрия не имела к Италии территориальных претензий и с готовностью пошла бы на мировую, поскольку сражалась с гораздо более сильной Россией. Тогда им пришлось бы обратиться к родителям, женам и детям 15 тысяч итальянских солдат со словами: «Извините, произошла ошибка. Не принимайте близко к сердцу, но ваш Джованни сгинул напрасно, и ваш Марко тоже». Неудивительно, что им легче было произнести другие слова: «Джованни и Марко – герои! Они отдали жизнь за возвращение Триеста в Италию, и мы позаботимся, чтобы их смерть не прошла даром. Мы будем биться до победного конца!» Они так и поступили: послали солдат во вторую атаку и положили еще тысячи. А затем снова выбрали продолжение войны – ведь «наши мальчики погибли не зря».

Хотя, конечно, нельзя винить одних политиков. Массы тоже были за войну. И когда по ее окончании Италия не получила территорий, на которые претендовала, итальянская демократия поставила во главе страны Бенито Муссолини и его фашистов, пообещавших компенсировать принесенные итальянцами жертвы. Если политикам трудно говорить родителям, что их сын погиб зря, то отцу и матери еще больнее говорить это самим себе. А покалеченным? Солдат, потерявший обе ноги, скорее скажет: «Я пожертвовал собой ради славы вечной итальянской нации!», чем: «Я лишился ног, потому что имел глупость поверить думающим только о себе политиканам». С иллюзиями жить проще – они преисполняют страдания смыслом.

Юваль Ной Харари «Homo Deus. Краткая история будущего.»
+611
Проголосовало за – 722, против – 111
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
50 комментариев, показывать
сначала новые

Проффессор 12.10.20 07:45

Да чо мелочиться. Давайте Ильфа и Петрова сюда перепечатаем. Заплюсуют.

+0
ответить

IgorI➦Проффессор12.10.20 11:55

Зачем себя ограничивать? Даёшь всего Чехова!
Еще есть Жванецкий на открытом доступе - всяк копипасти от души.
Еще у По есть немного юмора. Главное - никто не догадается о первоисточнике.
С О'Генри не прокатит - слишком популярен.
Проф, это местная тенденция :)

+0
ответить

Дядя Дися 12.10.20 02:20

"не за то отец сына бил, что тот играл, а за то - что отъыгрывался."

+-1
ответить

Сцинк 11.10.20 21:24

Это частный случай проблемы, называемой "Ловушка невозвратных затрат", которая появляется далеко не только в политике.

+5
ответить

Apleks11.10.20 21:12

В РФ принимается закон запрещающий критиковать действия РККА и правительство в ВМВ.

+3
ответить

Большой Балу➦Apleks11.10.20 21:32

..., на фоне продления секретности архивов.
Что скрывать ПОБЕДИТЕЛЮ целых СТО ЛЕТ?

+4
ответить

IgorI➦Большой Балу12.10.20 12:03

Многое можно скрывать. И нужно.
Для примера - истинную роль крымских татар в ВОВ скрывали до середины 90-х. Так же скрывали подробности Волынской Резни. И так далее.
Многое надо скрывать, чтобы это не повторилось. Чтобы не началась резня.
Народ во многом предсказуем - если узнает о истиной роли в каких-то неприятных событиях не-самых-приятных-людей, так сразу хватается за ножи.
Благость в Незнании. (с) Не-вспомню-кто.

+0
ответить

Grok11.10.20 20:50

И чё?

+0
ответить

Tano123411.10.20 18:08

За уши притянутые Харари выводы.
Не влезть в мировую войну, находясь в центре Европы очень сложно. А если уж влезли - вы начинаете нести ответственность перед союзниками о доведении дела до конца. Иначе останетесь без плюшек при разделе награбленного.
А взять и просто выйти из войны в самом разгаре - это только у большевиков могло прокатить, и то за это сразу после войны они получили интервенцию по самое небалуйся! А могли бы вместе с победителями пилить репарации немецкие.

+1
ответить

big_andy ➦Tano123411.10.20 20:30

>Не влезть в мировую войну, находясь в центре Европы очень сложно

Швейцарии это как-то удалось...

+-1
ответить

Apleks➦Tano123411.10.20 21:11

Болгария и Финляндия практически не воевали, а Швеция как и Швейцария вообще не воевали. Португалия вроде не воевала как и карликовые страны как Андора, Лихтенштейн.

+0
ответить

Магрибинец11.10.20 17:32

Чушь написана: Италия получила и Тренто, и Триест!
А вообще, самое разумное, что могло сделать тогда итальянское правительство и командование - это третий вариант действий: "обозначить" наступление на Австро-Венгрию, пройти несколько километров, а затем активных наступательных боевых действий не вести! (именно так воевал летом 1940 г. против Франции Муссолини.)

+0
ответить

kamakama➦Магрибинец13.10.20 09:51

Муссолини и не мог особо ничего иного сделать. Наступление в горах (а Альпы тянутся до самого берега) штука очень трудная и один батальон может совершенно спокойно задерживать армию. Это известно со времен царя Леонида и 300 спартнцев

+0
ответить

igor6511.10.20 13:28

Зачем оглядываться на бедных итальянцев. В Афганистане погибли тоже 15000 молодых здоровых Советских ребят. Погибли ни за понюх табака. И никто из руководства не подумал попросить прощения у их родителей.

+10
ответить

IvanJim➦igor6511.10.20 14:44

Да и Афганом политические игры в войну, не закончились.

+4
ответить

pphantom➦igor6511.10.20 15:21

Причем некоторая разница есть: Италия таки получила и Тренто, и Триест. Конечно, еще вопрос, стоило ли оно того, но результат все же налицо.

+2
ответить

Лаврентий Б➦igor6511.10.20 16:11

Сейчас от наркотиков из Афгана умирает 100 тыс в год. Вот, что б тогда не сторчали 1 млн. погибли 14 тыс.

+-5
ответить

Chicago95 ➦Лаврентий Б11.10.20 16:54

Ага! Прям безвизовый режим между Афганом и Союзом был! Ты хоть на курорт в Болгарию выехать мог, сказочник???

+9
ответить

vvt251 ➦Лаврентий Б11.10.20 17:02

Лаврик, любители оправдывать посылку войск в другую страну, они ещё не такое придумают.
Афганистан начал производство наркотиков в результате советского вторжения.

+6
ответить

Serge712➦Лаврентий Б11.10.20 20:22

Наркотики из Афганистана и пошли в результате войны. Военные сами и привозили наркотики.

+7
ответить

WaIdemar➦pphantom11.10.20 21:40

Италия получила эту территорию не как результат завоевания, а как послевоенные репарации когда разрушилась Австро-Венгрия.
То есть само наступление оказалось с нулевым результатом.

+2
ответить

Проффессор ➦vvt25112.10.20 07:50

Афганское легитимное правительство попросило советской помощи. Или этот факт как-то забылся? Или в голове только американское пропагандистские сказочки о советских оккупантах? Как тогда быть с пендосскими войсками в Ираке, Сирии, Афганистане? Не говоря уже про всякие Югославии, Кореи и Вьетнамы. Неужели не оккупанты, а эльфы, несущие мир и нямку?

+2
ответить

vvt251 ➦Проффессор12.10.20 08:05

Афганский президент попросил у советского правительства помощи, судя по всему когда советские спецназовцы его к стенке ставили.

Производства героина в Афганистане началось в заметных количествах после ввода туда советских войск. С тех пор идёт линейный рост.

+0
ответить

IgorI➦Лаврентий Б12.10.20 12:13

Правды ради - там не с наркотой боролись. Это была извечная проблема СССР - "Социализм для всех! И пусть никто не уйдет обиженным!". Законное Правительство Афгана обратилось за помощью - Партия ответила Есть!
Точно так же было в Корее, Вьетнаме, Кубе, Гондурасе, Ливии и т.д.
Просто где-то получилось, а где-то не очень. Афган оказался на виду из-за Горбачева. Не будь Перестройки, никто бы вообще не узнал про 14,500 наших ребят.

+0
ответить

SlavaSeversky➦Лаврентий Б12.10.20 14:08

Сова и глобус...
Именно вторжение в Афганистан и оживленное движение людей и всяких стратегических и секретных грузов через границу и стало причиной появления афганских наркотиков в СССР.
Появились большие деньги и большие люди в них заинтересованные.
Без вторжения каждый человек и грузовик пересекающий границу видны как на ладони, наркотрафик сложно наладить в таких условиях.

+1
ответить

SlavaSeversky➦IgorI12.10.20 14:29

Правды в совке не было никогда.
Афганистан захватить пытались, чтобы не пустить туда НАТО, кстати, точно та же причина и захвата Крыма.
Вы представляете себе масштабы российской военно-морской базы в Севастополе?
Это гигантское сооружение!
Там есть секретные вещи, которые просто неотделимы от базы. Российские военные не могли допустить, чтобы российский флот был вынужден ее покинуть.
Все сказки про защиту русскоязычных, это дымовая завеса пропаганды.
А Донбасс, Новороссия, Крымский мост и развитие туризма это судорожное принятие мер, чтобы население Крыма не вымерло от жажды и чтобы хоть немного уменьшить расходы бюджета на эти цели.
Чтобы перенаправить туристический поток с бюджетной заграницы в Крым пришлось даже взорвать самолет над Синаем и закрыть авиасообщение с Турцией и Египтом под предлогом небезопасности.
На войне как на войне, без жертв не обойтись, только вот шансы на победу у России со временем только уменьшаются.

+-1
ответить

IgorI➦SlavaSeversky12.10.20 14:41

Если честно - не понял, что именно ты хотел сказать.
Базу в Севастополе знаю изнутри еще с советских времен. Правда, в основном из отсека БЧ-2 ПЛ. Внушает.
"Защита русских" - одна из "скреп" (ненавижу это слово). Как отмазка - вполне катит.
Крым - наша военная база. Весь. Всегда. Отдать его НАТО - глупость от слова "совсем". При "возвращении" там очень весело напугали эсминец "Кук" (надеюсь не переврал название), который попытался войти в зону доступа своими ракетами - по нему немного пощелкали СНР Бастиона и, о чудо, он научился не только ходить, но и бегать по волнам.

"Правда" - а что это? Есть только "мнения" и "интересы". Даже в судах Светлого Валинора (США) выясняют не Правду, а взвешивают позиции истцов.

+0
ответить

Проффессор ➦vvt25112.10.20 16:44

Вот, что бывает, когда история учится из американских источников или из хохлятских газет, изданных в кливлендской Парме или в Чикаго... Просьба о вводе советских войск в Афганистан была озвучена неоднократно и изначально неоднократно отклонена, т.к. советскому руководству этот гемор нафиг не нужен был. Впрочем, для вас, читателей The Economist, и референдум в Крыме был проведён под дулами автоматов. Бугога. Тьфунах. Сколько я насмотрелся на этих эмигрантов, начинающих дуть в ту же дудку, что и их круг общения... Поэтому нет у меня в Пендостане ни одного русскогоговорящего друга.

+0
ответить

vvt251 ➦Проффессор12.10.20 19:09

Кто что просил не оснобенно важно. Советские войска и специалисты были в там задолго до декабря 1979 года (несколько знакомых там в университете преподавали).
Официальной советской пропаганды того времени совершенно достаточно для того чтобы понять что там происходило. Достаточно было советский телевизор посмотреть.

PS. The Economist - никогда не читал. Рекомендуешь?

+-1
ответить

Проффессор ➦SlavaSeversky14.10.20 18:17

Вы так об этом говорите, как будто защищать свою базу в Севастополе (ценой отжатия Крыма) - нечто плохое.

Афганистан же явление неоднозначное, в отличие от Крыма. Во-первых, этнически Афганистан достаточно близок прилегающей советской территории. Во-вторых, та страна была в протекторате СССР достаточно давно и считалась чуть ли не очередной республикой (вот если сейчас начнётся подобная петрушка в Белоруссии - разве Россия не впряжётся?). В-третьих, в противовес НАТО нужно было создавать мощную структуру государств, а для этого подминались все недостраны типа всяких там Ебибтов и Ангол. Кроме того, страна с ебанутыми муслимчиками на границе с СССР никому не нужна, соответственно - внедрялась светская советская культура, и, кстати говоря, вполне успешно. Да, можно говорить о всякой там свободе, но если не уподоБЛЯТЬся всяким там дохлым Новодворским, а мыслить рационально, то свободы как таковой нигде нет. Есть временное совпадение интересов, в рамках которых ты можешь что-то делать "свободно". Да и не стоит забывать, что Афганистан стратегически расположен между Востоком и Западом. Собственно, из-за этого Англичанка пыталась его подмять под себя ранее.

Да, насчёт наркоты. Когда человек начинает заниматься криминалом? Когда нормальной работы нет. Война, в которую активно подливали бензин американцы через Пакистан, разрушила инфраструктуру и уничтожила ментовской контроль над территорией. Соответственно - работать негде, власти нет, жрать хочется, а одними завываниями в мечетях сыт не будешь. Выращивание опиумного мака в таких условиях - благодатное дело. Если бы американцы тогда не поднасрали, Афганская компания закончилась бы за год и сейчас мы не имели бы ни ИГИЛа, ни 9/11. Впрочем, может и СССР бы ещё не рухнул. Ибо 200 млн. баксов в день на ту войну - даже для Империи Зла были неподъёмными расходами. Но случилось то, что случилось. Усиление и без того мощного противника не приветствовалось в любые времена. Ослабление любой ценой. А уж моральное обоснование под это дело подогнать для дрессировки боевых диванных хомячков - как два пальца обоссать.

+-1
ответить

Chicago95 ➦Проффессор16.10.20 01:35

Вот, что бывает, когда история учится из американских источников или из хохлятских газет, изданных в кливлендской Парме или в Чикаго... Просьба о вводе советских войск в Афганистан была озвучена неоднократно и изначально неоднократно отклонена, т.к. советскому руководству этот гемор нафиг не нужен был

Ты тут меня специально задел или случайно получилось? О какой просьбе какого правительства Афгана ты шепчешь, дорогой друг? Может тебе об операции Шторм 333 рассказать? Когда наши наших же и перебили, включая детей! Не знаю что тебе твои хохлятские друзья рассказывают, но Афган - это позор Советского Союза от начала и до конца.

+0
ответить

Plato11.10.20 12:38

"И когда по ее окончании Италия не получила территорий, на которые претендовала"

Пиздеж, получила Италия таки свой Триест, стоил ли он 700 тыс погибших хуй знает, но ведь и Калининградская область не самая большая, а сколько стоила?
:
"Трие́ст (итал. и вен. Trieste, нем. и фриульск. Triest, словен. и хорв. Trst, лат. Tergeste, Tergestum) — город в итальянской области Фриули-Венеция-Джулия. Административный центр одноимённой провинции. В прошлом — вольный имперский город, столица Австрийского Приморья, обособленная свободная территория."

+1
ответить

mathematicus ➦Plato11.10.20 12:56

Получила, но не сразу. Сперва Триест побыл вольным городом под управлением поэта-анархиста Габриэля д'Аннуцио. А вот Тризуб (Trident, Trento) получила сразу.

+-4
ответить

Магрибинец➦mathematicus11.10.20 17:35

Неправда, вольным городом (точнее, независимой республикой) был не Триест, а Риека (Фиуме), а Триест сразу передали Италии.

+2
ответить

Магрибинец➦mathematicus11.10.20 17:38

Да, и Тренто (это не "Тризуб" и не "Тридент" а бывший австрийский Триент) - это вовсе не не Триест, а совершенно другой город, в Альпах, входивший до Первой мировой войны в состав Австрийского Тироля!

+2
ответить

cospanio11.10.20 12:14

любая война лишь подтверждение того что люди не изменились с момента первой драки среди обезьян - посылающие на войну всегда мразота - идущие всегда идиоты - а банидитизм против собственного или чужого народа называется красивым словом патриотизм

+3
ответить

LA style➦cospanio11.10.20 15:40

"идущие всегда идиоты"
Не пойдёшь - расстреляют...

+1
ответить

brownover➦LA style11.10.20 17:32

да да - умные евреи так сами в газовые камеры заходили
это илюзия отсутствия выбора - как в анекдоте
- лев зайцу - приходи завтра я тебя съем - а можно я не приду - можно - вычеркиваю

+0
ответить

IgorI➦cospanio12.10.20 12:21

Глупость. Попытка обобщать невпихуемое.
По вашему - ленинградцы пёрлись от блокады, а киприоты были сволочами, когда выдавливали с острова англичан.
Бывает ситуация, когда выбора нет. Перечитай "Горящее сердце Данко" - как раз под твой возраст.

+0
ответить

kamakama11.10.20 12:14

У Гитлера такое прокатывало до конца правления, с одним отличием. Обещал вернуть Эльзас - вернул. Судеты - вернул. Данциг и Мемель - тоже

+1
ответить

Большой Балу➦kamakama11.10.20 12:28

Не "вернул", а временно оккупировал.

+2
ответить

kamakama➦Большой Балу11.10.20 21:07

Ну так я и сказал - до конца правления. На фоне остальных политиков в 30е годы он был весьма эффективен по соотношению заявленных и выполненных дел. Борьба с безработицей, программа военного строительства, возврат утраченных земель (в этом смысле байка о заболевшем крестьянине, у которого соседи отобрали хозяйство и которую любили связывать с СССР и Сталиным, применима к Гитлеру ну никак не меньше) - он об этом не только говорил, но и делал. В отличие от французов, британцев и американцев

+0
ответить

vvt251 ➦kamakama11.10.20 21:13

Проблема была в том, что гитлер изначально был ориентирован на войну. Из его экономической политики было два возможных выхода: или жесточайший кризис или война. На самом деле поучился третий выход: и кризис и война. В середине 41 года у германииначались серьезные экономические проблемы, которые они не смогли побороть. И большая часть этих проблем была не связана с успехами союзников (хотя они тоже руки приложили).
Фактически Гитлер строил пирамиду по типу ммм, надеясь оплатить все трофеями войны.

+-1
ответить

kamakama➦vvt25111.10.20 21:28

Вообще, если бы он завалил британцев, то эпопея с востоком ему была бы не особо нужна - деньги идут, земли в Польше много, потихоньку переселять на оккупированные территории немцев и все. Но политические амбиции сделали свое дело

+0
ответить

vvt251 ➦kamakama12.10.20 00:04

В любом случае ему нужна была война. Без неё был бы конец. Без неё был бы коллапс, пирамида не может долго существовать.
А британцев ему слабо было завалить (как показал опыт).

+-1
ответить

kamakama➦vvt25112.10.20 10:37

Да не слабо, неверная концентрация удара, уже многократно это все просчитали, но поздно. После захвата Крита - взять Мальту, накачать армию Роммеля, взять Суэц и иракскую нефть, автоматом падет Гибралтар и Средиземное море станет итало-немецким озером. После этого Англия сама протянет ноги и поднимет белый флаг, ибо ее флот останется без топлива (ЮВА уже в руках у японцев), а она сама - без продовольствия, ведь плечо подвоза из Индии и Австралии станет длиннее в 2 раза.

Но вместо этого по идеологическим причинам был выбран путь на северо-восток и эффектная, но не эффективная битва за Англию. Результат известен

+0
ответить

vvt251 ➦kamakama12.10.20 20:50

Ну и гле этот ваш план?
Почему же немцы вас не спросили?

+-1
ответить

kamakama➦vvt25112.10.20 20:54

Ну хоть в мемуарах Манштейна можете прочитать http://militera.lib.ru/memo/german/manstein/index.html Или Гудериана http://militera.lib.ru/memo/german/guderian/index.html

+0
ответить

vvt251 ➦kamakama12.10.20 21:02

Знаете, это все рассуждения на тему: если бы я был вчера таким умным, как моя жена завтра ...

На бумаге и тот план, что они осуществляли выглядел нормально. А уж какой хороший план войны против СССР был, и говорить не надо (вон как лихо наступали, сколько пленных взяли).

+-1
ответить

kamakama➦vvt25112.10.20 21:40

Я и говорю - эти люди остались живы и могли обосновывать, анализировать что угодно и как угодно. Оппонент уже ничего ответить не мог по причине смерти. Но в Генштабе прорабатывались разные сценарии и описанный был большинством оценен как более реальный. Однако решение принимали не они. Альтернативная история неблагодарное занятие

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru