Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1165325

Если внимательно читать (или хотя бы вдумчиво перелистывать) школьные учебники разных времён, то очень часто можно обнаружить там ненавязчивую (а местами и очень даже навязчивую) политическую пропаганду. Естественно, лучше всего это прослеживается в учебниках по истории и литературе. Но и на страницах учебных пособий по математике, среди политически нейтральных цифр и формул, порой проступает вполне отчетливый политический пиар.

Возьмём в руки, скажем, «Сборник задач и упражнений по арифметике для средней школы» (Е. С. Березанская, Москва, Учпедгиз, 1933 г.):

Стр. 12, №88. Расстрел рабочих в Ленинграде произошел 22 января (9 января) 1905 г., а Октябрьская революция произошла 7 ноября 1917 г. Сколько времени прошло от расстрела рабочих до Октябрьской революции?

Стр. 93, №117. В 1925 г. находилось в рядах ВКП(б) 772 000 членов, в 1929 г. — 1 530 000, в 1933 г. — 2 850 000. Вычислить рост ВКП(б) в процентах.

Или вот из «Сборника алгебраических задач для средней школы» (Н. А. Шапошников, Н. К. Вальцов, Москва, Учпедгиз, 1933 г.):

439. Партийная организация села в 1931 г. состояла из 11 человек. В 1932 г. партячейка выросла до 29 человек, увеличив число членов на 2, а число кандидатов — в 3 раза. Сколько членов и кандидатов стало в 1932 г. в отдельности?

И вообще, в учебниках тех лет как минимум 9 из 10 текстовых задач намекают нам на выдающиеся достижения 1-й Сталинской пятилетки и самоотверженный труд ударников коммунистического труда с неизменным перевыполнением всех мыслимых и немыслимых планов. Сразу понятно, что надо делать и к чему стремиться. Хорошие были, кстати, учебники, без шуток.

А вот кое-что из моего любимого в этом смысле пособия по математике («Новый арифметический задачник». Самара: ГИЗ, 1922 г.):

§2, №20. До октября 1918 г. на каждую сотню солдат у нас было только 40 грамотных. Советская власть ликвидацией безграмотности прибавила на сотню еще 35 грамотных. Сколько теперь у нас приходится на сотню грамотных красноармейцев?

§19, №6. Вождь русского пролетариата и душа октябрьской революции Владимир Ильич Ленин родился в Симбирске 10 апреля 1870 года. Сколько теперь ему лет?


Потом был задачник Григория Бенционовича Остера (http://flibusta.is/a/29210), вот его предисловие:

Каждое утpо, пpовожая pебенка в школу, хочется кpикнуть ему вслед: «Эй, милый, гляди, как бы тебя не надули!».

Вpут школьные учебники по истоpии. Беззастенчиво, нагло, пpямо в глаза. Вpут учебники по литеpатуpе. Пpивиpает геогpафия.

Hесчастные учителя, те, котоpые не утpатили способности кpаснеть, стаpаются не пользоваться этими «ненаглядными» пособиями. Hи то кого не секpет, что школьные учебники истоpии, литеpатуpы создавались не столько для обучения, сколько для воспитания в духе веpности, пpеданности и непpимиpимости.

Hо математика! Она-то уж, казалось бы… Hет. И она туда же!

Думаете, ваши дети, сидя на уpоках математики, учились умножать, делить, складывать? Их там умело и планомеpно подвеpгали идеологической обpаботке.

Взгляните, сколько интеpесного узнает, к пpимеpу, тpетьеклассник, pешая задачи из школьного учебника. Пеpсонажи этих маленьких математических новелл то и дело выходят на коммунистические субботники, пpибывают куда-то по комсомольским путевкам, в день pождения В.И.Ленина вступают в пионеpы и т. д. и т. п. Заводы от задачи к задаче пpоизводят все больше свеpхплановой пpодукции, комсомольско-молодежные бpигады ставят pекоpд за pекоpдом, а если как-нибудь вынуть из задач пpодовольствие, доставленное в магазины и пpоданное по баснословно низким ценам, то жить бы нам не тужить еще лет семьдесят.

В 1991 году издательство «Пpосвещение» выпустило новые пеpеизданные учебники. Откpываем «Математику» для 4-го класса и на пеpвой же стpанице читаем: «В день коммунистического субботника на одном заводе выпустили 600 легковых машин, а на дpугом…»

Вот уже и КПСС вpоде бы нет, а задачи остались.

Я убежден: уж что-что, а школьные задачки не должны служить сpедством для воспитания детей в духе … чего бы то ни было, поэтому пpедлагаю доказательство от пpотивного. То есть альтеpнативные задачи с пpотивоположной идеологической напpавленностью.


Много воды утекло с тех пор и, как сообщает нам «Газета.ру», вот какие задачи теперь решают современные школьники:

Путин загадывает три двузначных числа, a b и c. Медведев должен назвать ему три числа – X, Y, Z, после чего Путин сообщит ему сумму aX+bY+cZ. Медведев должен отгадать задуманные числа, иначе его уволят с поста президента. Как ему спастись?

Беглым гуглением на тему найдены также вот такие прелестные вещи:

В Стране Чудес прошли выборы. На каждом из 30 избирательных участков было зарегистрировано 1000 избирателей. Известно, что на каждом участке доля проголосовавших за партию «ВЕДРО» была больше нуля и равнялась доле избирателей этого участка, пришедших на выборы. По официальным данным партия «ВЕДРО» набрала ровно 64,3% голосов от числа избирателей, пришедших на выборы. Докажите, что официальные данные не верны.
(Задача про партию «вЕдРо», Борис Трушин https://www.youtube.com/watch?v=zweB54NntQA)

И вот такой невинный сюжет о бессмертных хронических второгодниках:

Каждый год, начиная с 2000, в классе выбирали старостой Вову или Диму. Через 2010 лет впервые оказалось, что Вова и Дима побывали старостами одинаковое количество раз. Занимать должность старосты три года подряд запрещено уставом школы. Докажите, что в 4004 и 4005 годах старостами избирались разные мальчики.

Из таких задач, конечно, уже при всём желании не сделаешь вывод, как жить, к чему стремиться и на кого равняться. Зато вполне понятно, что в общем и целом по стране происходит какая-то адская херня.
+-100
Проголосовало за – 69, против – 169
Статистика голосований по странам

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru