Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1212974

ЧЕЛОВЕК ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Об эпопее с золотом крейсера Эдинбург только ленивый не писал, а кто не читал - советую, особо пересказывать не собираюсь. Вкратце - крейсер этот был флагманом конвоя PQ-11, возвращавшегося из Мурманска в Британию в конце апреля 1942 года, торпедирован германской подлодкой, остался на плаву, но с малой скоростью хода, и попытался вернуться обратно в Мурманск. На этом пути его настигли три германских эсминца, тоже торпедировали и не смогли потопить, но лишили хода вовсе. В ожесточенном бою с защищавшими крейсер двумя британскими эсминцами один германский был потоплен, его экипаж был взят на борт оставшимися на плаву коллегами, а крейсер был затоплен самими британцами из опасения, что подойдут превосходящие немецкие силы и отбуксируют крейсер в свой порт. Экипаж крейсера в полном составе 750 человек был принят на борт подошедшими кораблями и благополучно вернулся в Мурманск, а потом к себе в Англию.

Меня же поразило в этой истории вот что. Сейчас ее помнят только потому, что на борту крейсера находилось золото в количестве пяти с половиной тонн, затонувшее на глубине 260 метров и поднятое спустя полвека, в 1981-86, как только позволили технологии, в результате уникальной подводной операции, потребовавшей советско-британского соглашения соглашения и стоившей больших денег. Операция оказалась выгодна всем - и водолазам, и заказчикам - советской и британской страховым компаниям, вернувшим себе почти половину золота по давно выплаченной страховке. Пока золото лежало на дне, рухнул золотой стандарт, твердые валюты стали твердыми заверениями политиков и агентств, отвечающих за выпуск денежных бумажек, что валюты эти тверды как никогда, потому что вместо золота они теперь обеспечены мудрой финансовой политикой.

Утонуло это золото при рыночной стоимости около 5 миллионов долларов. А вынырнуло в основном в 1981, стоя уже 150 миллионов. При нынешней стоимости золота это примерно полмиллиарда долларов, весьма солидные деньги. В британских фунтах вообще феерично выглядит эта динамика, не стал и считать из жалости к судьбе Британской империи.

Так что в общем неважно, пролежало ли это золото полвека на морском дне или занимало бы банковские ячейки - можно считать, что утопили его под неплохие проценты при весьма надежном, причем совершенно бесплатном хранении.

Соблазнительность золота возвращалось постепенно. В 1981 водолазы подняли пять тонн золота, смахнули пот со лба и решили - ну его нафиг, дальше в этом иле и мазуте копаться. Подступали осенние шторма, операцию свернули. Но не вернулись ни летом 1982, ни так далее, хотя имели все права и возможности. Ну, осталось там еще полтонны, 34 слитка, так и хрен с ними.

К 1986 стало ясно, что поры бы прибрать и эти. Все лето рылись, подняли 29, а пять слитков так и не нашли. Внутри единственного, заранее известного отделения корабля, общим весом в 60 килограмм чистого золота. Диву даешься, где сейчас эти слитки. Но наверняка уже на поверхности планеты. Подводные роботы с дистанционным управлением весьма распространились с середины 80-х. Так что я не думаю, что хоть один из этих слитков остался лежать на дне морском к 2021. Добавилась изрядная стоимость коллекционная. Один из поднятых слитков является экспонатом кремлевского Алмазного фонда. Безумно дорогие это сейчас штуковины, золотые слитки с такой судьбой. Миллионеров-коллекционеров сейчас миллионы, а слитков этих всего 465, все с сертификатами, кроме испарившихся пяти. Но обладать такими слитками нелегально - это еще круче.

А теперь вернемся в систему ценностей весны 1942 года. Капитан британского крейсера знает, что на борту его корабля находится золото, многократно превышающее по стоимости и сам корабль, и зарплаты, которые успеют получить до конца дней своих и он сам, и весь их экипаж. Трое суток с момента попадания первых торпед до затопления крейсера он в курсе, что золото это имеет большие шансы не дойти до места назначения. Капитан активно пользуется радиосвязью, вызывает другие корабли на помощь. Казалось бы, ничего не мешало ему озаботиться судьбой золота и согласовать со всеми инстанциями чисто резервный план операции на случай потопления корабля - 93 ящика раздаются членам экипажа перед эвакуацией. Пары сотен матросов было бы достаточно, чтобы эти ящики просто прихватить с собой заодно с собственной пересадкой на эвакуационные суда. Никаких проблем с их вместимостью - 750 эвакуированных членов экипажа весили приблизительно 75 тонн, учитывая их ранцы, спасательные жилеты, надувные шлюпки и зимнее обмундирование, и вполне вместились без единой жертвы. А золото весило всего пять с половиной тонн и было весьма компактно - благодаря высокой плотности этого металла, все эти ящики были размером с чемоданчик радистки Кэт. Ничего не мешало их спасти. Однако, капитан был озабочен спасением жизней вверенного ему экипажа и на золото не отвлекался. Даже полчаса лишней суеты с этим ящиками ему показалось недопустимо много.

В результате на дно морское погрузились приблизительно 10 тысяч тонн металлолома в виде остатков британского крейсера и германского эсминца, несколько тонн золота, так и фиг с ними - все моряки остались на поверхности и были спасены. А золотом пусть занимаются далекие потомки и страховые компании - так по всей видимости решили те, кто руководил спасательной операцией.
+410
Проголосовало за – 544, против – 134
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
44 комментария, показывать
сначала новые

Уборщик15.05.21 20:28

При нынешнем курсе это скорее 300 млн долларов, чем 500. Примерно 5% годовых. Индекс доуджонс дал бы больше :)

+1
ответить

crystalviper 15.05.21 19:04

После 1986 года собиралось как минимум три разных частных экспедиции для поиска оставшихся слитков золота . Одна польская одна британская и одна сборная из нескольких стран. Не следил состоялись ли они и нашли что то или нет.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦crystalviper15.05.21 21:17

Три экспедиции для поиска пяти слитков! Звучит почти как сорок человек на сундук мертвеца :) Если бы они хоть один еще слиток нашли легально, мы бы об этом знали. Если нашли нелегально - идиоты, что проговорились. Права на эти слитки принадлежат Ингосстраху и британской страховой компании, любая попытка подъема слитков без договора с ними - кража.

+0
ответить

sasha22148➦Некто Леша15.05.21 21:39

не совсем. очень не совсем. там, что то типа половина их по закону.

+-1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦sasha2214815.05.21 21:55

55% получила водолазная компания, 30% - Ингосстрах, 15% - британцы. Если бы хоть для одной из этих сторон контракт был бы невыгоден, он бы не состоялся. Дело было бы отложено до тех времен, когда подводный робот сможет поднять слитки на условиях, выгодных всем трем сторонам.

+0
ответить

sasha22148➦Некто Леша16.05.21 00:36

глупости. все в технические возможности упирается. как монетизировать это уже другой вопрос. с титаника и куски обшивки продовали, всякую ерунду. ниче . работает. не только золото ценно.

+-1
ответить

crystalviper ➦Некто Леша16.05.21 09:51

Ну во первых это 60 кг чистейшего 999% золота. А из за этого уже есть смысл заморочится. Об одной из этих планировавшихся экспедиций писал журнал Вокруг Света. А в третьих зачем офшировать ? Корабль лежит на дне в нейтральных водах . Так что ныряй не хочу никто не прогонит. А найденое золото можно или в тихаря продать на чёрном рынке коллекционерам или расплавить .

+0
ответить

васька ★★15.05.21 17:30

PQ с номером назывались караваны, которые шли ТУДА, а обратно - QP плюс тот же номер. Просто для справки.

+4
ответить

Dmitry Karpov 15.05.21 16:37

Советская логика была немного совсем иной:
Любые значительные мат.ценности нужны для спасения жизней. В мирное время - для производства еды и развития медицины. В военное время - ещё и для производства оружия. Поэтому капитан, спокойно давший золоту утонуть, фактически виновен в гибели людей от недостатка мат.ресурсов.
Ну а в Британии так вообще никто не обязан думать о других. Например, там вообще нет наказаний на оставление человека в опасности, за неоказание помощи.

+-7
ответить

MasterIvanov ★★➦Dmitry Karpov15.05.21 18:36

Нет наказаний - если ты непрофессионал - к морякам это не относится. Британские суды радостно осуждали командиров германских подводных лодок за то, что они не спасали моряков с потопленных ими судов

+1
ответить

Dmitry Karpov ➦MasterIvanov15.05.21 21:56

Да хоть и профессионал. Чемпион по плаванию не обязан спасать тонущего. Обязан - только спасатель, который работает на этом участке пляжа.

А осуждали ли британские суды своих моряков за неспасеине германских моряков?
А то ведь осудили же британцы (не одни, а в составе международного суда) германцев за то же самое, что сами британцы много лет делали в своих колониях с туземцами. Ещё и концлагерь для евреев организовали уже после окончания ВОВ.

+1
ответить

MasterIvanov ★★➦Dmitry Karpov15.05.21 22:50

Зря вы на бритишей так. Они, по сравнению с Эйзенхауэром, святые. Почитайте про то, что Эйзенхауэр устроил с немецкими военнопленными летом 1945 года

+0
ответить

ystervark15.05.21 15:22

Читал как-то, давно уже, воспоминания того мужика, что это золото поднимал (ну то есть сам он тогда в воду не лазил, он возглавлял фирму). Так там на него постоянно наезжали за разорение военного захоронения, так что, видимо, вовсе не все моряки с крейсера уцелели. Один раз в поднятой корзине с грузом окзаалась человеческая кость, ее пришлось торжественно хоронить в море с участием священника. Но его все равно полоскали во всех газетах. Водолазную фирму потом затаскали по судам, и они на всей этой операции ничего не получили. А для мужика это было делом всей жизни, он лет десять этот крейсер искал. Разбогател он потом, подняв груз с чего-то более древнего, типа испанского галеона.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦ystervark15.05.21 21:05

Экипаж был спасен в полном составе - какие еще кости и их похороны в море? Поубивал бы этих журналистов. Десять лет крейсер искали! Место его затопления было запеленговано, в момент затопления на нем и спасавших кораблях были исправны все средства навигации середины 20 века. Там разброс мог быть в километр максимум, при длине крейсера почти 200 метров и затоплении в целом состоянии за исключением оторванной кормовой части с винтом. Любого прохода атомного подводного крейсера над этим местом было достаточно, чтобы заметить Эдинбург, а их там в конце 70-х плавало достаточно. И с чего бы это водолазы ничего не получили? Им досталось 55% стоимости поднятого золота. Согласно договору о его разделе. Если бы они оказались в убытке, подняв первые 5 тонн, не полезли бы во второй раз за полутонной. А они полезли и подняли.

+1
ответить

ystervark➦Некто Леша15.05.21 21:16

Книгу писал не журналист, ее писал владелец водолазной компании и главный организатор поисков. Я ее у приятеля брал, если хотите, найду выходные данные.

С навигацией были как раз большие проблемы, существующие системы плохо работали в высоких широтах, и, на самом деле, не так и точно было известно место (согласно, опять же, книге).

Ну а про деньги - ушли на оплаты судебных исков и всякие штрафы. Ну и про кость он совершенно точно писал, не с чьих-то слов, он же там присутствовал.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦ystervark15.05.21 21:50

Но откуда могла там взяться кость? И даже если она невесть откуда там взялась, зачем было ее подымать, а потом еще и торжественно перезахоранивать? На дне моря лежат кости сотен тысяч моряков, и вообще организм человека состоит из четырех сотен костей. Хоронить в море - давняя морская традиция. То, что организатор серьезной водолазной экспедиции по подъему пяти тонн золота на основе международного контракта решил прихватить еще и кость, имел глупость в этом признаться, был за это засужен и потерял из-за этого все доходы от этого контракта - да это хрень какая-то. Его к штрафу присудили что ли на сумму контракта? Но в пользу кого? Кто у нас правообладатель всех костей человеческих на дне морском? Я допускаю, что владелец компании мог написать какую угодно книгу и в ней молоть какую угодно скандальную чушь, если она способствует продажам, или что еще более вероятно нанять для этого журналиста и наскоро наговорить ему в диктофон что вспомнилось. Но не более.

+-3
ответить

ystervark➦Некто Леша16.05.21 02:42

По последнему вопросу даже частично согласен. Оператор-водолаз, хоть человек в своих кругах и заслуженный, но человек, безусловно, заинтересованный. Так что сообщаемые сведения надо воспринимать, как они сами говорят, "со щепоткой соли", но, тем не менее, отмахиваться от них в стиле "это писал журналист!" - "нет, это писал участник событий" - "нет, вероятно, он нанял журнатиста!" - это, увы, низкий уровень ведения дискуссии. Однако да, я допускаю, что раздражение лондонской бюрократией 80-х годов могло подвигнуть автора что-то приукрасить.

Что же касается кости, вернее, вопроса, "зачем решил прихватить еще и кость", то тут все настолько просто, что даже как-то и неудобно. Ну ладно, я считаю очевидным фактом, что ни вы, ни я не занимались saturation diving и не погружались на 200м, а потому лично не представляем возникающих при этом трудностей. Но, черт возьми, на обычную доступную для неспециалистов глубину до 39м вы наверняка погружались и в трюме какого-нибудь затонувшего корабля, наверняка, были. Должны представлять условия работы. Там же тупо ни хрена не видно. Там и так-то темно (а подводные лампы, даже мощные, на удивление мало помогают), а тут еще ил, взвесь, масло и прочие примеси. Работа в основном на ощупь, при этом работа усталых людей, неделями живущих под давлением в двадцать атмосфер. Там - не до сортировки, схватил, что попалось, и в корзину, наверху разберутся.

Вот почему наверху не попробовали скрыть факт обнаружения кости, это вопрос интересный. Ответа, в общем, два: или и вправду были щепетильны по этому поводу (трудно поверить, да?), либо кругом было полно стукачей.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦ystervark16.05.21 22:15

*Там - не до сортировки, схватил, что попалось, и в корзину, наверху разберутся.

Эдак бы они всё содержимое корабля наверх подняли, это тысячи тонн + ил. Золото - металл легко отличимый от всего остального просто по плотности, при заранее известном весе слитка - еще и по тяжести. Нечто объемом меньше поллитра и весом в 12 кг - такие штуки трудно с чем-то перепутать. Тем более и форма была известна. Я не знаю ни единой кости в теле человека, удовлетворяющую всем этим критериям. Тем более погибших на борту не было. Тут даже слепцов можно было отрядить водолазами, нашли бы слитки на ощупь и легко бы отделили от всего лишнего.

+-1
ответить

Plato15.05.21 15:04

Капитан не уполномочен раздавать золото команде, а если какой матросик позарится, спросят м капитана. А так утонуло и утонуло, оно ж застраховано. Мало ли ценных грузов тонет, это проблема не капитана.

+1
ответить

MasterIvanov ★★➦Plato15.05.21 15:12

Тут не соглашусь - на корабле командир уполномочен на все, другой вопрос - на что он решится

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Plato15.05.21 20:47

Полномочия запросить было нетрудно, и получить в такой ситуации легко. А про расхищение золота по карманам экипажа вообще смешно - разумеется, всех бы обыскали при высадке, если бы хоть одного слитка не досчитались. Что слиток 12 кг, что ящик 60 кг, в кармане или жопе спрятать трудно. Как или вплавь драпануть с борта перед высадкой - это Арктика.

+0
ответить

Plato➦Некто Леша15.05.21 22:41

расхищение золота по карманам экипажа вообще смешно - разумеется, всех бы обыскали при высадке
---------
Не смешно, если золото из одного хранилища разойдется по десяткам кораблей, на которых вообще-то разные люди служат, и не все присягу давали и не все в ладах с законом, особенно на такие суммы, тут явно не 5 слитков пропадет.
Тащить через полицейский кордон не обязательно, достаточно притопить в приметном месте. Хотя и полицейские тоже люди, не все устоят перед соблазном.

И полномочия капитан должен запрашивать не у своего командования, оно золотом не распоряжается, а у владельца золота, а кто владелец ему еще узнать надо, и вопрос это секретный, каждому капитанишке не докладывают.

+-2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Plato16.05.21 00:31

Человечество для меня делится на два фундаментально различных типа по целеполаганию и соответственно результатам деятельности.

1. Гомо сапиенс как бы чего не вышло. Чего не затей хоть самое разумное, кончится всё плохо - в данном случае, люди разные, не все присягу давали, спасательных кораблей множество, непременно разворуют это золото, и поэтому согласования на его спасение никто не даст, так что нечего и затевать. Обыкновенно этот же вывод касается у них и деторождения, поэтому в природе этот подвид размножается плохо. Если начинает цвести в той или иной цивилизации - значит, у нее большие проблемы.

2. Гомо сапиенс нормальные. Увидеть проблемы только для того, чтобы попытаться их решить оптимальным образом. В данном случае, на месте капитана я бы предпринял действия элементарные, чтобы за полчаса золото было бы спасено и не расхищено, без всяких нарушений вверенных мне полномочий капитана. Если надо объяснять кому-то эти действия - значит, их не нужно объяснять вовсе. Но полчаса суеты по спасению золота и задача спасения 750 жизней, которые за всю жизнь столько золота не заработают, но тебе вверены - это разные вещи. Меня в этой истории восхитило то, что капитан спасением золота вообще не заморачивался. Люди важнее.

+0
ответить

Plato➦Некто Леша16.05.21 11:27

А для меня человечество делится на умных и дураков, умные решают свои проблемы и не лезут решать чужие. Спасение экипажа - задача капитана, спасение чужого груза никак в его функции не входит, поэтому и решать её должны другие, не понимают этого только дураки, а они вряд ли дослуживаются до капитанов.

+1
ответить

Plato➦Некто Леша16.05.21 11:31

Кстати по вашим выводам очевидно, что вы никогда сколько-нибудь ответственной должности не занимали. Пробовали хотя бы раздать сотрудникам неучтенку из сейфа, когда в дверь ломятся налоговая полиция, ну и как успехи?

+1
ответить

Plato➦Некто Леша16.05.21 11:58

А в данном случае вообще нет никакой проблемы, золото ведь застраховано и перестраховано. Не учи тещу щи варить, а страховые компании вести их бизнес. Во время войны были утоплены миллионы тонн застрахованных грузов, общей стоимостью на порядки больше этого несчастного золота, но страховщики не разорились, потому что правильно вели перестрахование рисков. И не дело капитанов лезть в чужой бизнес и нарушать отчетность.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Plato16.05.21 22:04

Ответственная должность среди людей, которым можно доверять или которых можно контролировать, несколько (радикально) отличается от скорбной доли руководителя, у которого в офисе хранится неучтенка, в дверь ломится полиция, а сотрудники тырят по карманам. Тут ответственность - перспектива нар, и значит безответственно вообще докатываться до такой ситуевины. Мир британского военного флота эпохи ВМВ был совсем другим, мой тем более.

+-2
ответить

Plato➦Некто Леша17.05.21 00:05

Британский военный флот, как и любая реально действующая организация, никогда и тем более во время войны не был страной розовых пони, какающих лепестками, а за незаконную раздачу золота, частично потыренного впоследствии благодарной командой, капитан имел вполне реальную перспективу оказаться на нарах. Адмиралам вешать на себя его грешки тоже незачем, своих хватает.

+1
ответить

MasterIvanov ★★15.05.21 13:45

Посреди Лондона стоит крейсер "Белфаст", систершип "Эдинбурга". Теперь это музей. Посетите его и представте, что он заполнен командой. Корабль сравнительно небольшой, в народу на нем как сельдей в бочке. Когда мне сказал гид, что на нем было почти восемь сотен человек команды, то первая мысль была:" И куда они все помещались?!"
И этим личным составом надо управлять в бою и походе. Экипаж тренируют по различным тревогам: "Пожар", "Поступление воды", "Боевая тревога", "Атака самолета или подводной лодки", "шлюпочная тревога" (раньше называлась по другому "спасение по возможности"). Вряд ли у команды были тренировки по вытаскиванию 5 тонн золота слитками по карманам. При стрессовой ситуации человек может делать простые или заученные действия - дернуть, нажать, закрутить. Сомневаюсь, что весь экипаж крейсера знал, где и сколько золота лежит на корабле. Пойти туда, не знаю куда, взять то, не знаю что - малореально выполнить.
Теперь про командира крейсера - ему надо было противолодочным зигзагом идти, а не шпарить напрямую, понадеявшись на свою скорость.

+7
ответить

Некто Леша ★★★★★➦MasterIvanov15.05.21 20:39

Ему надо было от кораблей противолодочного охранения не отрываться прежде всего. Относительно же скученности - на 1 члена экипажа приходилось 13 тонн полного водоизмещения. На 1 человека на борту Титаника - около 16. На глаз прикинул и по памяти, но не думаю, что сильно ошибся. Сравнил именно с ним, потому что крейсеры имели ту же задачу разогнаться до максимальной скорости, на броне и калибре орудий там откровенно экономили. Конечно, и на лайнере, и на крейсере люди упакованы достаточно плотно, но это все-таки не кильки в банке. В легковом автомобиле при полной его загрузке на человека приходятся доли тонны, в авиалайнере менее тонны.

Малые размеры корабля и компактность расположения экипажа для спасения золота были скорее плюсом, чем минусом. В любой суматохе вполне было получаса, не говоря уже о трех сутках, чтобы чисто на всякий случай вынести 93 ящика в помещения поближе к выходам и спасательным шлюпкам, и заранее оповестить экипаж о возможности их погрузки хотя бы передачей из рук в руки, принял - передай товарищу ближе к выходу. Напомню, плотность золота - около 20 г/см3, весь золотой груз Эдинбурга - это всего лишь четверть кубического метра. Даже с учетом деревянных ящиков это малая доля объема туалетной кабинки или телефонной будки.

Но разумеется, даже такое простое дело потребовало бы хотя бы получаса суеты - радиограмма командованию с предложением спасти золото, оповещение экипажа, переноска за несколько десятков метров, погрузка в спасательные корабли. Весь пафос моей истории в том, что капитан не стал этим заморачиваться вообще - его заботили человеческие жизни.

+-3
ответить

MasterIvanov ★★➦Некто Леша15.05.21 20:48

Кто выносил бы? Конкретно? Зенитчики? Мотористы? Сигнальщики?

+0
ответить

MasterIvanov ★★➦Некто Леша15.05.21 20:56

Про вес: Титаник не был бронированным, в отличии от Эдинбурга. Сравните кубатуру внутренних помещений - так корректней.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦MasterIvanov15.05.21 23:32

Увы, данных по кубатуре у меня нет, и лень искать. Тем интереснее усилие чистого разума - количество кубов, приходящихся на 1 обитателя крейсера Эдинбург и Титаника, было примерно одинаковым, у Титаника чуть выше, но не более чем в полтора раза. Я говорю именно о жизненном пространстве - помещения, где человек имеет право жить, работать, отдыхать, спать и передвигаться, в том числе и захватив с собой золотые слитки. Военные требования выживания и боеспособности могут это пространство предельно сжать, но и у свободных пассажиров такая же логика - эконом-класс предпочтет просидеть в тесноте, но и в относительном комфорте, избегая физический страданий. Военному флоту страдающие моряки тоже не нужны, есть предел объема, приблизительно равный бочке Диогена или рабочему месту рядового клерка в дорогостоящем офисе.

Я могу легко оценить объем самих 750 моряков Эдинбурга - приблизительно 50 кубических метров, соответственно тонн водоизмещения корабля. При его водоизмещении в 10000. Отношение 1:200. У кильки в банке 1:1.

Бронирование крейсеров было легкое, их силой были скорость, маневренность и дальноходность - возможность оказаться в любой точке шарика и причинить максимальный вред противнику там, где он никак этого не ожидает и соответственно беззащитен. В сущности, крейсер - это межконтинентальная ракета первой половины 20 века. Не имеет значения, насколько он бронирован, важно, чтобы его орудия и торпеды были достаточны для поражения торговых судов и их слабого охранения.

Использование Эдинбурга в качестве флагманского корабля конвоя - вынужденная мера, сделавшая его достаточно беспомощным, а именно главной мишенью. Само название круизер выразительно - крейсер это турист, слоняющийся где угодно. Круиз у него такой. Боевой турист - террорист. Его задача - сеять ужас на всех торговых путях противника. Его главное боевое качество - непредсказуемость места и времени появления черт знает откуда. Кто-нибудь видел бронированного туриста-террориста? В рыцарских латах, например. Они обыкновенно мешают ходить и бегать. Легкий бронежилет - да, не помешает. Так были бронированы крейсеры. Броня эта никак не защитила Эдинбург ни от торпеды в корпус, ни от торпед в ходовую часть. Они попали потому, что сам крейсер перестал быть маневренным. Его появление во главе возвращавшегося конвоя в приблизительно известные противнику даты и в приблизительно известном ему месте - подальше от Норвегии, но и через ледовые поля не пробьется - лишало его всех преимуществ непредсказуемости. В качестве охраны конвоя он был практически бесполезен. От главных средств поражения противником транспортных судов - подлодок и торпедной авиации - он сам был почти беззащитен, мог заниматься разве что самообороной. Но и тут ему требовалось противолодочное охранение из эсминцев. Это как охрана со стороны девицы, явившейся в бордель с парой охранников - ими уже неважно, что она собралась охранять, хоть бы ее саму не изнасиловали.

В случае с Эдинбургом не вышло и это - он оторвался от кораблей противолодочной защиты и был тут же торпедирован.

Само его появление в конвое было вынужденной мерой на случай, если выйдет в рейд германская эскадра и примется крушить торговые суда главным калибром. В этом был единственный смысл присутствия Эдинбурга в этом конвое - связать вражеские крейсера перестрелкой, дать шанс торговым судам рассеяться и уйти.

В общем, для целей охраны конвоя крейсер был профнепригоден. За исключением вполне вероятного огнестрельного противоборства с превосходящей эскадрой противника, в результате которого он был бы утоплен, но дал бы возможность кому-то спастись. Не крейсер, а агнец на заклание какой-то. Тем более удивительно, что всем 750 членам этого мужественного экипажа удалось спастись самим. Золото в таких случаях пофиг - захотели бы, и его спасли, но капитан не стал им заморачиваться.

Не думаю, что броня Эдинбурга весила более пятой части его водоизмещения. Он создавался для других задач

+-2
ответить

MasterIvanov ★★➦Некто Леша16.05.21 01:23

Красиво, но не точно. Эдинбург был, прежде всего, артиллерийским крейсером с достаточно мощной и тяжёлой броней. Сравнивать Титаник с Эдинбургом тоже самое, что сравнивать тазик прачки со щитом рыцаря. Не поленитесь - найдите кубатуру.
Кстати у Титаника были вполне приличные условиях для третьего класса. Это, так сказать, была его фирменная фишка.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦MasterIvanov16.05.21 23:28

Я сравнил броневой корпус Эдинбурга с бронежилетом для вездесущего террориста. Если не мешает особо ходить и бегать, позволяют физические силы его носить - пусть будет, но не более, это не рыцарь в латах, в них далеко не убежишь.

Глянул сейчас на ТТД - ну да, так и есть. Дальность плавания - 12 тыс миль. То есть где-то 20 тыс км при окружности шарика 40. При наличии британских военных баз по всему миру это более чем достаточно, чтобы достичь любой точки шарика, какое-то время там потрясающе безобразить на торговых путях, после чего исчезнуть и тихо добраться до любой заправки, а то и сразу домой. Там даже вся пресная вода обеспечивалась из опреснителей морской, как на атомных авианосцах и подлодках нашего времени. Как только эти базовые задачи всепланетной досягаемости легких крейсеров были решены к 1930-м, и стало ясно, что дальше шарика крейсеру ходить негде, разумеется все дальнейшие резервы были брошены на увеличение броневой защиты, и самые новые предвоенные легкие крейсеры были уже с броней на уровне средних. Но - всего 1600 тонн брони на 10 тыс тонн водоизмещения. Это как 16-килограммовый бронежилет на дюжем 84-килограммовом спецназовце. Сдает с ним нормативы по дальности и скорости бега - ну ли ладно, пусть носит.

Но нахрена все эти ништяки сверхдальнего плавания типа опреснителей воды и суперёмкостей для горючего при трехдневной прогулке из Британии в Мурманск? Под них была вся конструкция и концепт. Там даже церковь имелась и пекарня. Без свежих булочек никуда на караванах смерти, какими были PQ в 1942? Крейсер был брошен на дело, для которого не предназначался, требовал охраны скорее сам, чем охранял кого-то, и хорошо хоть людей спасли, прежде чем сами же и утопили.

+-2
ответить

MasterIvanov ★★➦Некто Леша17.05.21 00:28

лучше один раз увидеть - посмотрите https://www.youtube.com/watch?v=qAZZf0yp_nw

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦MasterIvanov17.05.21 13:00

Прекрасный фильм! Особенно впечатлили манекены, документальные съемки и фоновая музыка. Какие люди! Посмотрел в начале обеденного перерыва, тут же расхотелось жрать и захотелось работать :) Глубоко осознал, в каких комфортных условиях это делаю по сравнению с ними. Они бы тут горы своротили. В сущности, военные моряки в походе - это какой-то орден боевых восточных монахов. Хотя на берегу наверно отрывались по полной, но весело.

+-1
ответить

MasterIvanov ★★➦Некто Леша17.05.21 13:59

Есть такая поговорка: "В море отдохнем!" На берегу так все задергают, что думаешь: "Сука! Скорей бы в море вышли!"

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦MasterIvanov18.05.21 00:27

Думаю, значение океанского плавания для релакса сильно недооценно. Люди платят бешеные деньги, чтобы отправиться в круиз на какой-нибудь сапфировой принцессе размером с Титаник. Но что их ждет в пути? Хорошо, если новобрачная. Судно в океане - по сути, орбитальная станция. Кругом вода. Что там еще делать в свободное время, кроме как петь, плясать и трахаться? Мне кажется, любая бригада недоебанных прядильщиц-мотальщиц города Иваново, или команда суровых престарелых филлиппинок-массажисток, или студенток - больших любительниц массаж получать, легко заставили бы крякать от удовольствия весь мировой торговый флот, пусти их по морю с гастролями за счет судоходных компаний. Все бабы остались бы довольны - кормят, возят, развлекают, и это турне возможно осталось бы самым ярким приключением в их жизни. Для моряков тоже, если дамы будут подходить к каждому члену экипажа поочередно по-двое, по-трое. Или устраивать радостные групповые сборища для свободной смены. Нет же - бездушные компании решили, что пусть уж лучше моряк бухает за свой счет, чем ебется, получает массаж или массирует студенток за счет компании. Между прочим, в бель-эпок цивилизованные войска всегда сопровождались передвижными борделями и ордами свободных маркитанок, не говоря уже о хотелках местного населения. Но морской флот, что военный, что гражданский, хоть в 15 веке, хоть в 21, в плавании это строгое, преимущественно однополое мужское сообщество, орден монахов-подвижников. Тут нет места ни сексу, ни массажу. Песни и пляски тоже вроде бы не приняты на отдыхе, потому что без баб это неинтересно. При этом моряки, которых встречал - замечательные люди, на извращенцев, импотентов или дебилов не похожие, обычно остроумные. Но что они делают в море на отдыхе? Я бы наверно, случись оказаться в команде большегруза без баб, бани и Интернета, в свободное время круги бы нарезал по палубе. На велике. Так тигр в клетке в зоопарке - чисто чтобы не свихнуться. С адреналином не свалиться за борт при любой погоде или шторме. И непременно попытался бы захватить тайно на борт хотя бы пару таек, если мне выделена своя каюта. В общем, был бы достойным персонажем из числа фриков из Ваших историй :) Но если все эти естественные хотелки запрещены и неукоснительно пресекаются, хрен меня завлечешь в морское плавание.

+0
ответить

MasterIvanov ★★➦Некто Леша18.05.21 20:16

На сухогрузе есть баня. И бассейн. И тренажерный зал. Самый долгий переход без захода в порт - месяц - в Австралию. Обычно переход несколько дней, примерно неделя или две. Мы стояли на линии Дюнкерек-Буэнос-Айрес - переход (не торопясь) в среднем 16 суток. В экипажах уже в конце прошлого века было много женщин. Например, как говорят, капитан сухогруза, перегородившего Суэц - была женщина. Вы вполне на свой сухогруз можете взять свою жену или подругу, оформив её стюардом или просто пассажиром с проживанием в Вашей каюте. Так что пару таек можете прихватить вполне официально.

+1
ответить

catfish15.05.21 12:44

А ответ очень простой: помещение (сейф), где хранилось золото, было разрушено и затоплено при взрыве первых торпед. Косвенно это подтвеждается тем, что слитки находили поштучно. Если бы они были в бронированном сейфе, который не пострадал при взрыве корабля - то их бы нашли все сразу.

+5
ответить

Некто Леша ★★★★★➦catfish15.05.21 21:31

Длина крейсера - 200 м. Размеры штабеля ящиков с золотом - примерно полметра на полметра в основании при высоте в полтора метра. Можно и иначе складировать - сделать штабель пониже, повыше или поуже, но размеры его будут теми же - доли кубического метра. То, что единственная торпеда, попавшая в корпус корабля, а не в его ходовую заднюю часть, попала именно в золото, считаю нелепостью. Мы бы имели хотя бы несколько искореженных слитков, а их все нашли целыми.

+-1
ответить

catfish➦Некто Леша16.05.21 01:55

Тут вопрос где складировать эти ящики. Вряд ли золото складировалось в ящиках прямо на палубе или в каком-нибудь коридоре, к всех навиду. Наверняка его убрали подальше и поглубже, и складировали в каком-нибудь надежно запертом отсеке. Если этот отсек был в корме и достаточно глубоко - то коридор к нему вполне мог быть затоплен при взрыве. Потому что взрыв был такой, что броневую палубу на корме загнуло вверх и накрыло ей башню главного калибра. А разбросать слитки могло при последующих взрывах торпед - немецких и английских.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦catfish16.05.21 22:47

А на хрена хранить золото на корме? Торпеды целили именно в корму, там ходовая часть и винт. Все старшие офицеры Эдинбурга имели отдельные каюты, все остальные прочие офицеры жили в каютах на двоих, и эта жилая зона явно была расположена не так, чтобы ее было легко отсечь от выхода попаданием торпеды. И может я вас удивлю, но торпеды попадали всегда на уровне моря, и именно поэтому командование жило значительно выше. Бортовой журнал, шифровальные коды и т.п. хранились именно там, думаю, что и для золота нашлась бы там треть кубометра. Функция торпеды - не разнести всё к чертям собачьим при водоизмещении корабля в 10 тыс тонн и боевом заряде торпеды в пару сот кило взрывчатки. Ее задача - пробить хотя бы броневой пояс и проделать дыру достаточно большую, чтобы в корпус начала заливаться вода или сорвало бы винт. Причем тут каюты командования на верхней палубе - не понимаю. Это семью этажами выше по нашим меркам, и есть еще бронированная палуба. Зачем было нести золото в корму на уровень моря - тем более.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru