Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1398732

Пушкин и Ветер с моря дул...

6 июня - День русского языка. Почему 6 июня? Потому что именно 6 июня появился на свет наш великий Александр Сергеевич Пушкин, не только поэт, не только «наше всё», но и человек, создавший современный русский язык. Ведь как писали на Руси до Пушкина?

…Случается иногда сим ей избавляти
Любовника погибла почти всеконечно
От той гибели целой и противустати
Любви и злой ревности чрез весь живот вечно…

Это стихотворец Василий Тредиаковский, написано примерно лет за 70 до рождения Пушкина. Понять можно, но с трудом. И появляется Александр Сергеевич:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Вот он, русский язык, великий и могучий!
А как разговаривали до Пушкина? «Сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одарённая…»… И Пушкин: «Эта молодая прехорошенькая актриска…». За свою короткую жизнь он умудрился совершить революцию в русском языке!
Или, может, это совпадение, ведь язык сам изменяется со временем? Вряд ли… После «Слова о полку Игореве» и до Пушкина на Руси практически не было литературы, а язык без литературы умирает. 700 лет – ни одного значительного произведения, только Державин, Ломоносов и уже упомянутый Тредиаковский, которых невозможно читать. Ещё Крылов, Фонвизин, протопоп Авакум, и, если погуглить, всплывёт Жуковский. Всё! А в Европе – Рабле, Бокаччо, Шекспир, Мольер, Сервантес, Лопе де Вега… Так что все эти 700 лет язык наш ждал появления гения…
А каких высот достигла литература российская во времена Пушкина! И ещё 100 с лишним лет после смерти поэта она держала планку – так сильно повлиял на неё потомок Ганнибала. Список бесконечен – Лермонтов, Тургенев, Гоголь, Чехов, Толстой, Есенин, Бродский, Вознесенский… И разговорный язык соответствовал литературе…
А потом произошло падение… Кто, как сейчас модно говорить, тот нулевой пациент, который первым произнёс фразу «Имеет место быть закипание супа»? Где тот чиновник, так ответивший на простой вопрос «Как пройти к метро?»: «Что касаемо ваших целей по осуществлению порядка прохода граждан к структурам метрополитена, то есть мнение, что вскоре будет произведён полный комплекс работ всех городских ведомств по этому вопросу»? А как фамилия того поэта, написавшего строки «Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде, восемнадцать мне уже.»? А, прости Господи, «У меня мурашки от моей Наташки»? «Это же зашквар! Жесть!» - скажу я. «Весьма дурно!» - сказал бы Пушкин… Рано, рано убрал Александр Сергеевич своё серебристое крыло, охраняющее нашу речь и литературу…
Так, может, пора спасать наш язык? Нет, не надо – он справится, как когда-то давно справился с засильем французских слов (с помощью опять же Пушкина, правда). И сейчас он устоит под напором эстрадных графоманов, словесного мусора и всех этих «харассментов» и «каминг-аутов». Вот уже телеканал «Матч» запретил употребление англицизмов и бедные комментаторы вместо понятного всем «андердога» должны говорить «аутсайдер»… Слово «отстающий» в их лексиконе отсутствует. Скоро, надеюсь, к «Матчу» подтянутся телеканалы «Культура» и «Спас», потому что фразы типа «бойфренд Анны Ахматовой» и «апгрейд Симонова монастыря» немного режут слух…
А Александр Сергеевич смотрит на нас со своей высоты и грустит. А, может, посмеивается и просит свою жёнушку: «Натали, а прочти мне ещё раз те стихи…». «Ветер с моря дул, ветер с моря дул, нагонял беду, нагонял беду…» - читает Натали и Пушкин хохочет: «Вот как надо было мне моего «Онегина» писать! И денег в два раза больше, платят-то построчно!».
А всех любящих русский язык – с праздником!

Илья Криштул
+402
Проголосовало за – 610, против – 208
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
58 комментариев, показывать
сначала новые

katayez07.06.23 10:50

> только Державин, Ломоносов и уже упомянутый
> Тредиаковский, которых невозможно читать. Ещё
> Крылов, Фонвизин, протопоп Авакум, и, если погуглить,
> всплывёт Жуковский. Всё!

Всплывёт, если погуглить? Он входит в программу средних классов.
Одновременно с Пушкиным писали поэты Вяземский (часто проходят в школе) и Рылеев (обычно проходят в школе), Кольцов (обычно проходят), прозаик Загоскин (в школе не проходят, но упоминают в "Ревизоре"), драматург Грибоедов (обязательная школьная программа), переводчик Гнедич. Пожалуй, их язык, кроме Гнедича, конечно, потяжеловеснее пушкинского, но гораздо больше смахивают на него, чем на Фонвизина и Тредиаковского.

Я не отрицаю, что вклад Пушкина в современный русский литературный язык огромный, но он все-таки был самым влиятельным деятелем из модернизаторов русской литературы, а не первопроходцем.

+4
ответить

Kuzyma 07.06.23 10:28

+3
ответить

Kuzyma 07.06.23 10:27

+6
ответить

Ввелник06.06.23 23:14

Сан Сеич французскаго не любил.

+-2
ответить

Lenchik06.06.23 20:45

«Весьма дурно!» - сказал бы Пушкин…
А ещё - "и кюхельбекерно, и тошно"

+4
ответить

Ботан06.06.23 20:36

Почитайте "Житие протопопа Авакума, написанное им самим". Живой, практически современный наш русский язык за 150 лет до Пушкина. Но если сравнить с Радищевым, то да, его "Путешествие" без слёз читать невозможно.

+5
ответить

Агасфер 06.06.23 19:47

Ну и так, любителям порассуждать о "Пушкин создал язык".
Я дам по фрагменту нескольких стихотворений, имеющих одну и ту же тему - "Я памятник себе воздвиг".

Я дам их в перепутанном порядке.
Вот попробуйте без гугла понять, кто где. Ну или вспомнить стихи, чай, два из трех в школе учили.
А потом гуглом проверите. И подумаете, создал ли Пушкин язык.

Державин 1795
Хвостов 1826 (еще до рождения Пушкина был известен как записной графоман, в его школах не изучают обычно)
Пушкин 1836

"Пишите взапуски, пишите, что угодно;
Пускай перо и кисть играют здесь свободно,
Рисует нежность чувств стыдливо красота..."

"Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая..."

"Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире..."

+0
ответить

ystervark➦Агасфер07.06.23 10:39

кстати, "тленья убежит" - более архаично, чем "от тлена убежав". Державин, выходит, современнее.

+1
ответить

Агасфер 06.06.23 19:20

Эх... Вот любит наш народ возвести кого-нибудь на пьедестал в ущерб фактам.
Да, Пушкин - один из лучших российских поэтов 19 века. По мнению многих, лучший.
Но до него писали не "как Тредиаковский", литература развивалась постепенно, язык менялся постепенно. Басни Крылова читали? Крылов начал писать басни, когда Пушкин под стол пешком ходил. "Ворона и лисица" - 1807. "Мартышка и очки" - 1815. Как там, сильно язык от Пушкинского отличается? Сильно Пушкин язык изменил?
А вот это?
"Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза"
Да, не особо качественный стих. Но без гугла угадаете дату?
Вряд ли. 1747 год. Ломоносов.
Что там, всё ещё "Пушкин создал язык"?

Да, после Пушкина язык менялся куда медленнее, чем до Пушкина. Почему? А потому что накопилась критическая масса пишущих и читающих людей, и устная и письменная речь стали следовать друг за другом.
И нет, в этом заслуга не Пушкина. В этом заслуга Екатерины II, что считала литературу важнейшим из искусств и насаждала любовь к ней в обществе личным примером сверху. В поколении Пушкина почти каждый дворянин считал своим долгом что-нибудь сочинять. Вот и обнаружились, как и можно было ожидать статистически, несколько реальных талантов - Пушкин, Лермонтов, Грибоедов и так далее.

"А потом произошло падение… Кто, как сейчас модно говорить, тот нулевой пациент" - и вот Вы думаете, в конце 19 века никто коряво не выражался? И сейчас, и десять-двадцать-тридцать лет назад было много хороших и прозаиков, и поэтов. И есть среди них те, кто не хуже Пушкина. Просто вряд ли Вы с ними знакомы, Вам ведь в школе объясняли, что Пушкин - наше всё, а про современных авторов вряд ли даже упоминали. Ну и так как сейчас поэтов куда больше, чем во времена Пушкина, то и одного кого-то, превосходящего остальных, выделить уже не выйдет.

+15
ответить

Соломон Маркович ➦Агасфер06.06.23 20:36

Вручает Слава ветаь лаврову, кидающего огонь в срацинлв Клокачеву! (Сумароков)

+-1
ответить

ГенАндр➦Агасфер06.06.23 21:45

Нечем возражать и нечего возразить.
Плюс.

+1
ответить

Tio Marcos 06.06.23 16:11

Кто Пушкина А. почитает,
тот сядет, его почитает.
Ведь как его можно почтить,
да чтобы не сесть, не прочтить?

+2
ответить

jfk06.06.23 15:58

"А как разговаривали до Пушкина?" я думаю также и разговаривали, просто он начал писать на разговорном-дворянском и понеслось.

+6
ответить

hop za za 06.06.23 15:50

Недоразумение сие оставить никак невозможно. Бо народишко хитер и ленив, да на всё иноземное весьма падок. А люди государевы тому не препятствуют, а обратно ж зело способствуют. И дальше оно такъ будѣтъ..

+4
ответить

Янги06.06.23 14:49

Хорошо дуть с моря. Да хоть тому же Пушкину: - "не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать".
Рукопись. Рукой писано. А на чём? На эшафоте (Эшафот (от фр. Échafaud — «театральные подмостки»)
Нет, не для стендаперов, а "как помост для совершения смертной казни или для приведения в исполнение публичных наказаний".
Дьяк зачитывал указ писаный на буаге и накалывал его на кол.
А после исполнения, публика срывалась ухватить себе хоть толику малую. И отнюдь не на память о казнённом, а клочка бумаги ради.
Брезгуешь? Тогда тебе бересту выделывать.
Кстати, я попробовал. Листа формата А4 не получается. А что получается, быстро высыхает и сворачивается до неудобства пользоватся.
И, что касается русского языка; где-то акают, где-то окают Единственно что выговаривают чисто и безо всяких искажений, так всего лишь не цензурнцю брань. Все. Включая иностранцев

+-6
ответить

НМ ★★06.06.23 14:46

"«Ветер с моря дул, ветер с моря дул, нагонял беду, нагонял беду…» - читает Натали" - как торкнуло-то человека! Натали (которая певица) спела это аж в 1998 году, 25 лет назад! И это еще, простите, далеко не худший образчик нонешней поэзии.
Я угорал в прошлом году от песенки, очень популярной у московских таксистов почему-то: "Ты пчела, я пчеловод, мы с тобою любим мёд..."
На этом фоне "Ветер с моря дул" - почти "Белеет парус одинокий"!

+9
ответить

ystervark➦НМ06.06.23 15:05

А дальше как в песенке? А то ситуация-то описана драматическая, даже трагическая. Между пчелой и пчеловодом по поводу меда имеются серьезные противоречия.

+3
ответить

НМ ★★➦ystervark06.06.23 15:11

Enjoy

+-1
ответить

ystervark➦НМ06.06.23 16:19

Хрень какая-то. Сначала он пчеловод, а потом вдруг тоже пчела. Причем не трутень, раз летает.

+3
ответить

НМ ★★➦ystervark06.06.23 16:55

Пипл-то хавает.

+3
ответить

Алексей 18 ➦НМ06.06.23 17:01

Если бы только хавал, он же еще и голосовать норовит.

+7
ответить

hop za za ➦НМ06.06.23 19:12

Про пчеловода не слышал и слушать не стал. Хватило увидеть физиономию на картинке, сразу ясно об чем петь будет :) "Шедевром" считаю "крики молодой луны" из мегапопулярной рюмки водки на столе. Но, как уже было отмечено, пипл хавает. И добавки требует..

+5
ответить

kupa ➦Алексей 1806.06.23 20:17

Внатуре пипл голосует??? Кто ж его спрашивает?

+1
ответить

Ботан➦hop za za06.06.23 20:28

Как тут недавно вспоминали творчество Егора Летова:"Любит наш народ всякое говно".

+4
ответить

hop za za ➦Ботан06.06.23 20:57

Не беда, что свое говно хавает, беда, что к чужому пристрастился..

+3
ответить

СКОТЯНЯ ➦НМ06.06.23 21:12

525 млн просмотров. "онегину" такие тиражи и не снились)))

+0
ответить

НМ ★★➦СКОТЯНЯ06.06.23 21:51

Это да... "Бж, бж, бж..." - мощно! :-)
"Редко мне заходят подобные исполнители, но вы, ребята, лучшие. Как только услышал ваш трек, сразу в него влюбился. Вроде бы песня без особого смысла, но добрая, позитивная, запоминаюшаяся. Дальнейших творческих успехов" - из комментов :-).

+3
ответить

Соломон Маркович ➦НМ06.06.23 22:34

А О Боже какой мужчина! Я хочу от тебя сына… а когда ее заказывать пять раз удавить охота!)

+5
ответить

Сэм06.06.23 14:44

Не вижу ничего плохого в заимствовании слова андердог, каминг-аут или харасмент - равно как и панталоны, фрак, жилет. Попробуйте найти исконно русские синонимы.

И вот только не надо доводить до абсурда и называть галоши мокроступами.

Собственно, почти весь русский язык состоит из заимствований, "исконных" корней раз-два. И ничего.

Да и вообще, заимствования НОВЫХ иностранных слов - это явно не самая большая проблема языка (вообще не проблема, на мой взгляд). Куда хуже - блатной, гопнический жаргон, вышедший из лагерей и подворотен и проникнувший в повседневную речь, редукция вокабуляра до междометий и мата. Вот уж о чем Пушкин точно бы пожалел.

+11
ответить

leo3621 06.06.23 14:38

У меня есть произведения и Державина и Ломоносова. Ну, с непривычки тяжеловато, конечно, но вполне читаемо.

А вот из нынешних - Пелевина, например так и не осилил. Не могу такое читать. Кафку- с удовольствием, Русских и зарубежных классиков - неоднократно, а такое - не лезет.

+3
ответить

НМ ★★➦leo362106.06.23 16:54

У Пелевина ранние вещи вполне читабельны, типа "Затворник и Шестипалый", да и Generation П вполне себе удобоваримо (и актуально, добавлю), опять же, экранизировано вполне прилично. Более поздние вещи - уже на большого любителя, к коим я не отношусь.

+5
ответить

НМ ★★06.06.23 14:33

Почему, собственно, Державина так уж невозможно читать?

"Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы"

или

"Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру; но часть меня большая.
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить"

или

"Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: "Пой, птичка, пой!"

Слог Пушкина, конечно, более современен, ну так он и помоложе Державина почти на 60 лет! Сравните речь нынешних 80-летних и 20-летних - конечно, разница будет заметна!
А Тредиаковский еще на 40 лет старше Державина!
Пушкин, на самом деле, был чуть ли не первый литератор в России, который смог жить почти исключительно своим литературным трудом. Понятно, что он был гений, но это совпало с тем, что в начале XIX века в России резко вырос спрос на печатную продукцию, развилось книгоиздательство, журналистика, и т.п. Поэтому стиль Пушкина был воспринят за образец многими тысячами людей того времени - это эффект воздействия СМИ, а не только результат гениальности Пушкина.

+16
ответить

ystervark➦НМ06.06.23 15:13

Фонвизин вроде тоже вполне нормальным языком писал. Но ему проще, он же не поэт.

+9
ответить

НМ ★★➦ystervark06.06.23 15:21

Притом, что Фонвизин успел уже умереть ДО рождения Пушкина...

+10
ответить

Токмак➦НМ06.06.23 18:49

Да и Барков живший задолго до Пушкина вполне себе читабельно творил 😀

+4
ответить

Serge71206.06.23 14:25

Интересно, однако, что английское слово аутсайдер (посторонний) в русском языке приобрело новое значение "отстающий, неудачник".

+3
ответить

ystervark➦Serge71206.06.23 15:07

Однако же, Мириам-Вебстер дает оба значения этого слова, помечая, правда, второе значение как британское.

+2
ответить

Serge712➦ystervark06.06.23 21:32

Может быть британский диалект. По этой логике инсайдер должен означать лидер? Кстати, андердог (подсобачник?) переводить как отстающий не совсем правильно. Андердог это тот, у кого изначально мало шансов на победу, до начала соревнования, но результат неизвестен и он ещё не проявил себя отстающим и проигравшим. Вот после соревнования он станет отстающим и лузером. В русском подходящего слова, пожалуй, и нет.

+1
ответить

НМ ★★➦Serge71206.06.23 21:54

"В русском подходящего слова, пожалуй, и нет" - "темная лошадка"? :-)

+2
ответить

ystervark➦НМ06.06.23 22:13

Да, тоже она в голову пришла. Мне, правда, кажется, что андердог чуть негативнее этой лошадки, т.е. ожидания от него все-таки невысоки, а про лошадку уж совсем хз.

+0
ответить

ystervark➦Serge71206.06.23 22:16

как я понимаю, в футболе аутсайдер это тот, кто, если все продолжит идти так, как идет, покинет лигу. То есть обитатель установленного правилами количества последних мест. Тогда инсайдер - тот, кто не покинет. Невеликое достижение.

+0
ответить

Serge712➦НМ06.06.23 23:35

Темная лошадка это скорее неизвестно кто и неизвестно, что от него ожидать.

+2
ответить

Ost06.06.23 13:08

А "Энеида" Котляревского написана до рождения Пушкина. И написана она практически современным украинским языком. Читается практически без проблем. И кто после этого диалект?😃😁

+4
ответить

Сэм➦Ost06.06.23 14:44

Очевидно, тот, кто за 200 лет не изменился.

+0
ответить

MAGDANOZA➦Сэм06.06.23 19:49

Если язык Пушкина современен, то Ваш ответ и к русскому языку можно отнести.

+0
ответить

ГенАндр➦Ost06.06.23 21:41

Вот же зараза!
Зарёкся ставить плюсы по этому адресу.
А тут - никак.

+0
ответить

Ost➦ГенАндр06.06.23 22:40

Интрига, однако. А шо так?

+0
ответить

ГенАндр➦Ost06.06.23 22:48

Та нішо.
Еней був парубок моторний
І хлопець хоч куди козак.
Только и всего.

+-1
ответить

Сэм➦MAGDANOZA07.06.23 00:25

Из обсуждения как раз следует, что язык со времен Пушкина изменился, и это нормально. Ненормально, что вы это не осознаете.)

В любом случае, окраинец рассказывает, что Энеида Котляревского (нудное бесталанное произведение, кстати) написана до рождения Пушкина, так что раньше, чем появился язык Пушкина. Мой тезис остается.

+-1
ответить

Ost➦Сэм07.06.23 23:02

Похоже, языком Пушкина ты не владеешь. Что-то пожевал и сглотнул, как корова. А что жевал - загадка.

+-3
ответить

Сэм➦Ost07.06.23 23:30

Ооо, хрюкало хочет поучить меня русскому языку. Душевно смеюсь, сбегал за попкорном. Приступай!

+0
ответить

Ost➦Сэм08.06.23 00:12

Зачем мне тебя портить? 😃

+-2
ответить

Сэм➦Ost10.06.23 00:00

Ага, типичное хрюкало - хрюкнуло и отвиляло жопой в кусты. Если нечего сказать, зачем пятачок высовывал, голубчик?

+0
ответить

alex10206.06.23 12:25

Это действительно потрясающе - сравнить русский язык до и после Пушкина. небо и земля. Великий был человек

+-1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru