Некто Леша ★★★★★• 03.07.25 23:29
Занимательная история! Мне стало понятно, почему у Пришвина лучше всего получались короткие рассказы о природе. Это последствия его психологической травмы от написания 300-страничного труда по картофелеводству. Если бы мне доверили за скромную плату написать монументальную монографию о методах вращения педалями на велике или махания вениками в бане, я б с тех пор выражался исключительно афоризмами.
"В архиве Липецкой области хранится докладная Розанова, написанная в день злополучного инцидента:
"Честь имею доложить Вашему Превосходительству о следующем факте, случившемся на 5 уроке 18-го марта в IV классе вверенной Вам гимназии: ученик сего класса Пришвин Михаил, ответив урок по географии и получив за него неудовлетворительный балл, занял свое место за ученическим столом и обратился ко мне с угрожающими словами, смысл которых был тот, что если из-за географии он не перейдет в следующий класс, то продолжать учение он не станет и выйдя из гимназии расквитается со мною, "меня не будет, и Вас не будет", - говорил он между прочим.
Он высказал, что вообще не считает кого бы то ни было выше себя; что же касается до самого поступка, то он сделан был для того, чтобы выдаться из учеников, показав им, что он способен совершить то, на что ни кто из них не решился бы.
Считая самый поступок выходящим из ряда обычных явлений гимназической жизни, а объяснения его сопровождавшие, в высшей степени значительными с нравственно-воспитательной точки зрения, я почел своим долгом обо всем этом доложить Вашему Превосходительству как высшему руководителю гимназической жизни и хранителю дисциплины в ней.
Преподаватель В. Розанов 20 марта 1889 года".
Пришвина в итоге исключили из гимназии, правильнее даже сказать - вышвырнули, с позором и "волчьим билетом", то есть без права поступления в другие учебные заведения.
Розанов (который, разумеется, узнал Пришвина при последующей встрече в Петербурге) в своих воспоминаниях об этой встрече пишет о том, что юный Пришвин дерзил (в том числе - угрожал смертью) ему не как "революционер", а как избалованный сынок богатейшей елецкой купчихи, которому мать прощала все его многочисленные шалости.
Кстати, Пришвин (много позже) так определял свое место в русской литературе: «Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. И всё…»
Изредка появлялся в кафе человек в шляпе с отвисшими полями. Кажется, он был некоторое время сотрудником не то тульской, не то орловской газеты.
У этого человека было забавное происшествие с Пришвиным. О нем Пришвин любил рассказывать как о случае, вполне фантастическом.
Пришвин переезжал из Ельца в Москву. В то время на узловых станциях свирепствовали заградительные отряды балтийских матросов.
Все вещи, рукописи и книги Пришвин зашил в тюки и втащил их в вагон. На какой-то узловой станции около Орла матросы из заградительного отряда отобрали у Пришвина, несмотря на уговоры и просьбы, эти тюки.
Пришвин бросился на вокзал к начальнику отряда. То был скуластый матрос с маузером на боку и оловянной серьгой в ухе. Он ел деревянной ложкой, как кашу, соленую камсу и не пожелал разговаривать с Пришвиным.
- Конечно, интеллигент! - сказал он.- А будешь вякать, так арестую за саботаж. И еще неизвестно, по какой статье тебя возьмет за грудки революционный трибунал. Так что ты, приятель, топай отсюда, пока цел.
Вслед за Пришвиным вошел к начальнику человек в шляпе с отвисшими полями. Он остановился в дверях и сказал тихо, но внятно:
- Немедленно верните этому гражданину вещи.
- А это что еще за шпендик в шляпе? - спросил матрос.- Кто ты есть, что можешь мне приказывать?
- Я Магалиф,- так же тихо и внятно ответил человек, не спуская с матроса глаз.
Матрос поперхнулся камсой и встал.
- Извиняюсь,- сказал он вкрадчивым голосом.- Мои братишки, видать, напутали. Запарились. Лобов! - закричал он громоподобно.- Вернуть вещи этому гражданину! Сам уполномоченный Магалифа приказал. Понятно? Снести обратно в вагон. Живо! Хватаете у всех подряд, брашпиль вам в рот!
На платформе Пришвин начал благодарить невзрачного человека, но тот в ответ только посоветовал Пришвину написать на всех тюках химическим карандашом слово "фольклор".
- Русский человек,- объяснил он,- с уважением относится к непонятным, особенно к иностранным словам. После этого никто ваши вещи не тронет. Я за это ручаюсь.
- Извините мое невежество,- спросил Пришвин,- но что это за мощное учреждение - вот этот самый Магалиф - которое вы собой представляете? Почему одно упоминание о нем так ошеломляюще действует на заградительные отряды?
Человек виновато улыбнулся.
- Это не учреждение,- ответил он.- Это моя фамилия. Она иногда помогает.
Пришвин расхохотался.
Источник: https://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/kniga-o-zhizni/nachalo-veka_2.htm
finnn ★➦Неспециалист• 03.07.25 18:23
Отличная история 🙂 К сожалению, в своих дневниках Пришвин, в основном, записывает мысли и чувства, а не события. Было бы интереснее!
ГенАндр➦Неспециалист• 03.07.25 19:04
Эх, непрактичный Вы человек.
До завтра подождать нельзя было?
ГенАндр➦Неспециалист• 03.07.25 20:36
...а завтра запулить как отдельную историю. Со ссылкой на сегодняшнюю.
Копипаста здесь приветствуется.
"в своих дневниках Пришвин, в основном, записывает мысли и чувства, а не события"
Не согласен.
Например, картины коллективизации в деревне и ожидания прихода немцев в Москву описаны очень ярко.
Возможно, Вы неполное издание дневников читали?
До 1991 года из дневников Пришвина очень многое опускалось.
Неспециалист➦ГенАндр• 03.07.25 21:22
Вот я сюда заехал сеять разумное, доброе, вечное, что по сути нудное, глупое, старьё. И копипаста это копипаста:
https://www.anekdot.ru/an/an2203/T220308;100.html#1
Неспециалист➦НМ• 03.07.25 21:38
Я в детстве с удовольствием и запоем причёл книгу с рассказами Пришвина о животных и кажется "Кладовая Солнца" тоже его повесть. Но коротенькое "кашки хочешь, дурашка" пора самомикропереисследовать.
Уверен, что писателей событий было много.
"Всё, что ты сейчас сказала в газете Правда написано!" (с) Член Правительства.
А газета Правда врать не может. Другое дело, что врать могут не только "пришвины", но и Василий Иванович, который, когда надо и сам впереди. Разумеется, что дневники Пришвина издавались в то время, когда вообще то было не до его книг и для меня разумеется и сейчас они не первая необходимость. Меня может больше интересует практическое обеспечение гумификации в присутствии карбонатов в условиях достаточного полива. И вот эта упомянутая книжка о картошке, да и сорт берлинка, она же кажется француженка уже меня интересуют ближе. А то, что он там со скуки при отсутствии Интернета набелетризировал... жаль времени нет на этого добряка,)
ГенАндр➦Неспециалист• 03.07.25 22:00
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! (А.О.)
А Вы - идеалист.
Спасибо, что Паустовского вспомнили. Тут он не совсем в чести.
Знаю великолепный рецепт сделать любого счастливым.
Самого несчастного-разнесчастного отправить в каменоломню, добывать щебень. Лет на пять.
С умеренным питанием. И минимальным доступом к новостям.
Через пять лет человек будет счастлив от простых бытовых радостей, воды в кране, напряжения в розетке, хлеба в магазине.
Вот такая человек скотина. Зажирается очень быстро, любые блага общества считает само собой разумеющимся.