Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1535495

Кучеры и конюхи

Я давно хотел рассказать одну историю. Точнее — не одну. Это будет немного о море, немного о людях, и — о главном споре, который десятилетиями витал в воздухе машинных отделений и капитанских мостиков: кто важнее на корабле — кучеры или конюхи?

I. Кучеры наверху
Кучеры — это судоводители. Штурманы. Во флотском сленге — «рогатые». Они сидят на мостике, как на козлах старинной кареты, глядят вдаль, прокладывают курс. Мостик — их вотчина. Тут кофе в кофейнике, тут карты и мониторы, тут царит свет, порядок и кондиционер.

В общем, красота.

Кучеры — любимцы начальства, звёзды офиса. Все знают, что именно они «ведут» корабль. На открытках они улыбаются в фуражках, на снимках — рулят с видом уверенности и достоинства.

II. А внизу — конюхи
А вот конюхи — это мы. Механики. Маслопупы.
Мы следим за тысячами «лошадей» дизельного двигателя. Мы кормим этих лошадей топливом, смазываем их суставы, греем, охлаждаем, следим за их ритмом. В машинном отделении жарко, шумно, пахнет маслом и металлом. Здесь каждый болт — важен, каждый вибрационный сигнал — может быть последним предупреждением.

Я — из этой касты. Конюх. Хоть и окончил факультет автоматики в Одесском Высшем Инженерном Морском Училище, и электроника с электричеством мне тоже знакомы — душа моя всё равно механическая. Я люблю шум мотора и запах солярки больше, чем аромат кофе на мостике.

III. Искусственный интеллект — и всё равно механик
Сейчас, в XXI веке, мы наблюдаем, как искусственный интеллект управляет автомобилями, дронами и судами. Системы динамического позиционирования позволяют теплоходу стоять в одной точке без якоря. Компьютер удерживает судно в нужной позиции, двигает его без участия человека.
Капитан отдаёт команду — компьютер исполняет.

Но когда что-то ломается — зовут механика.
Роботы могут многое, но пока не починят лебёдку. Не заменят прокладку на обратном клапане. Не услышат стук подшипника сквозь корпус.
Почувствовать поломку — это навык, которого нет у машины. А у конюха — есть.

IV. Один старый анекдот
И вот тут я всегда вспоминаю один старый флотский анекдот.

Приходит дочь капитана на борт парохода. Её ведут на мостик — всё блестит, сверкает: приборы, рации, штурвал. Уют, порядок.
Потом капитан решает показать дочери машинное отделение. Спускаются вниз — жар, гул, кто-то бегает в пятне света между труб и агрегатов.

Девочка смотрит вниз и с опаской спрашивает:
— Папа, а кто это там?
— Это механик, — отвечает капитан.
Девочка задумывается и говорит:
— А если ему яблочко бросить... ОНО скушает?

Так нас и видели: тёмные существа, шумящие где-то в глубине. Но когда техника начинает барахлить, когда судно «встаёт», когда загорается тревожный сигнал — вдруг вспоминают про механика. И тогда не яблоки бросают, а бегут вниз, на коленях — с просьбой о помощи.

V. Корабли, штормы, капитаны
Были и у меня свои истории.

Как-то капитан захотел сжечь всё топливо перед ремонтом.
— Пойдём зигзагом по Балтике, — говорит. — Так быстрее выжжется.
Балтийское море — как перекрёсток в час пик. Я предложил идти сначала быстро, а ближе к порту — медленно, чтобы расход топлива снизился. Но капитан настоял.
В итоге — пожар.
Хотя... это уже другая история.

Или вот другой случай. Молодой капитан повёл нас в шторм, когда все суда остались в порту.
Болтало так, что мебель отрывалась от пола. Старший механик взял с собой жену. Укачало её так, что она ползала по полу зелёная, как марсианка.
Я встретил её в кают-компании, когда она пыталась достать молоко из холодильника.
— Тебе повезло, — говорю.
— Почему? — простонала она.
— Потому что я за двадцать лет в такой шторм не попадал. А ты — в первый раз и сразу в передрягу.

VI. Конюх — универсал
Я рад, что моя «вышка» дала мне знания в автоматике, электронике, судомеханике. Это делало меня универсалом. Я мог спорить с электриками и механиками, доказывая, что дело не в двигателе, а в программе. Я чинил блок питания компьютера на рыболовецком трале, и благодаря этому судно не уходило в порт и не теряло сотни тысяч долларов.

Универсал — вот кто нужен сегодня на судне. И это доказано жизнью.

VII. А кто настоящий капитан?
Есть только одна категория капитанов, которых я искренне уважаю. Рыбаки.
Капитан-рыбак — это и штурман, и механик, и организатор, и психолог. Он — как капитан пиратского парусника.
Он работает с разношёрстной командой, в которой встречаются и грамотные, и неграмотные. Он спускается в цех, помогает на фабрике, кидает рыбу на конвейер.

Такой капитан не носит белые перчатки. Он носит команду на своих плечах. И вот таких — я уважаю.

VIII. Финал
Был я и на подводной лодке. Нас учили как будущих командиров боевой части №3 — минно-торпедной.
Будучи курсантом, я прокладывал боевые курсы — вместо штурмана, окончившего академию. А в советском флоте, кстати, капитаном атомной подлодки мог стать и механик — после годичных курсов судовождения.

Штурманом стать за год — легко. Механику надо учиться 4–5 лет. Глубоко, тяжело, в грязи и с болгаркой в руках.

Так что на вопрос:
Кто круче — кучеры или конюхи?
Я отвечу просто:
Конюхи.
Потому что история это уже доказала.
+34
Проголосовало за – 56, против – 22
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
13 комментариев, показывать
сначала новые

siux 19.07.25 16:01

"Раскинулось море широко
И волны бушуют вдали
Товарищ, мы едем далеко
Подальше от нашей земли
Не слышно на палубе песен
И Красное Море шумит
А берег и мрачен и тесен
Как вспомнишь, так сердце болит
Товарищ, я вахты не в силах стоять
Сказал кочегар кочегару
Огни в моих топках совсем не горят
В котлах не сдержать мне уж пару
Товарищ ушел Он лопату схватил
Собравши последние силы
Дверь топки привычным толчком отворил
И пламя его озарило
Окончив кидать, он напился воды
Воды опресненной, нечистой
С лица его падал пот, сажи следы
Услышал он речь машиниста
Ты вахты не кончил - не смеешь бросать
Механик тобой недоволен
Ты к доктору должен пойти и сказать
Лекарство он даст, если болен
На палубу вышел, сознанья уж нет
В глазах его все помутилось
Увидел на миг ослепительный свет
Упал - сердце больше не билось
Всю ночь в лазарете покойный лежал
В костюме матроса одетый
В руках восковую свечу он держал
Воск таял, жарою нагретый
К ногам прявязали ему колосник
И койкою труп обернули
Пришел корабельный священник-старик
И слезы у многих блеснули
Напрасно старушка ждет сына домой
Ей скажут - она зарыдает
А волны бегут от винта за кормой
И след их вдали пропадает"

+-1
ответить

Oven2020➦siux19.07.25 16:09

Одним из важнейших решений стал перевод военного флота с угля на жидкое топливо. Несмотря на очевидные преимущества, британское морское ведомство в течение длительного времени выступало против этого шага, по стратегическим соображениям — богатая углём Британия совершенно не имела запасов нефти.

Для того, чтобы перевод флота на нефть стал возможен, Черчилль инициировал выделение 2,2 млн фунтов на приобретение 51 % пакета Англо-Иранской нефтяной компании. Помимо чисто технических аспектов, решение имело далеко идущие политические последствия — регион Персидского залива стал зоной стратегических интересов Великобритании. Председателем Королевской комиссии по переводу флота на жидкое топливо был выдающийся британский адмирал лорд Фишер.

+0
ответить

siux ➦Oven202019.07.25 16:33

Ой, да всё легче, чем с угольком...
Правильно Чурчел придумал.
Я сам на шахте работал, автора понимаю как никто, наверное.
Ты это "черное золото" достань, в вагонетку перелопать, до трюма довези;
в трюм, опять же, перекидай - а потом снова лопата, до конечной топки...
А капитан сидит себе там, на мостике, во френче с позолоченными обшлагами, и
и даже сраный рычаг "полный вперёд" не самолично двигает, а отдаёт устную команду.
А в трюме кочегары (ну, в наше время - механики) с ума должны сходить, надрываясь из последфних сил.

+0
ответить

Nik_v_nik19.07.25 13:56

Существительное "кучер" обозначает то же, что и возница, управляющий запряженными в экипаж лошадьми, извозчик.

В доавтомобильную эпоху в городах кучер был уважаемым человеком, ведь на лошадях ездили также, как сейчас на машинах. В домах помещиков даже существовало специальное здание - кучерская, в которой жили и готовились к работе представители этой профессии.

Множественное число данного существительного в настоящее время звучит однозначно: кучера с ударением на последний слог. Поскольку это не регламентировано никакими правилами, то единственный вариант - запомнить или обратиться к орфографическому словарю:

+1
ответить

Nik_v_nik➦Nik_v_nik19.07.25 13:59

..."Штурмана в нем не участвуют."

+1
ответить

Oven2020➦Nik_v_nik19.07.25 14:38

О чем шумите вы, механики морские?

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
Механика тупая голова.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый мех, иль старый кэп?

Оставьте нас: вы не читали
Томов бездонные скрижали;
Вам непонятна, вам чужда,
Сия бездонная среда;
Для вас безмолвны цифры лага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас...

За что ж? ответствуйте: за то ли,
За кофеварку и кондей?!
За проявленье нашей воли?
За указанье на дисплей?

+2
ответить

Nik_v_nik➦Oven202019.07.25 15:02

Быть может за грехи они,
Морские Волки, и любви не стоят?!
Но присмотритесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть их так не трудно!..
Там каждый сам обманываться рад!

+2
ответить

Oven2020➦Nik_v_nik19.07.25 15:11

Любить волков?
Кормить волков?
Вы берегите пальцы!
Романтик моря он таков
В приятелях - скитальцы!

+2
ответить

Nik_v_nik➦Oven202019.07.25 15:14

😄😉
... Он - капитан,
и родина его - Марсель.
Он обожает споры, шум и драки,
Он курит трубку,
пьёт крепчайший эль
И любит девушку из Нагасаки...

+2
ответить

Oven2020➦Nik_v_nik19.07.25 15:21

Он капитан в Марселе на буксире,
А девушка из Нагасаки в Хиросиме,
Печет блины, катает суши,
И все мечтает о марсельском муже!

+2
ответить

MasterIvanov ★★➦Oven202019.07.25 15:25

я так понимаю, что стих называется Любовь на расстоянии

+1
ответить

Nik_v_nik➦Oven202019.07.25 15:28

Когда читаешь текст в обычной книжке
Всë время смотришь в правый верхний угол
И удивляешься отсутствию часов, когда, вдруг вспоминаешь, что ведь текст не на экране...

+1
ответить

MasterIvanov ★★19.07.25 13:50

Это старый спор, который механики и электромеханики ведут между собой. Штурмана в нем не участвуют. Капитаном ПЛ не может стать никто. Только командиром. Механику, как конюху, и невдомек, что капитан судна или командир корабля, не только управляет, но и эксплуатирует вверенное ему судно или корабль.

Капитан торгового флота - это специалист по международной торговле, международному морскому и коммерческом праву, мировой логистике и таможенному законодательству + его научили управлять пароходом.
Командир корабля ВМФ выполняет поставленную боевую задачу используя имеющиеся корабельные вооружения и средства в взаимодействии с другими НК и ПЛ, ВКС и БРАВ, а не просто "прокладывает боевой курс".

В общем маслопуп в очередной раз кучера с барином перепутал.
Ну и напоследок позволю привести себе цитату Элеоноры Рузвельт:

Великие умы обсуждают идеи.
Средние умы обсуждают события.
Мелкие умы обсуждают людей.

+5
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru