Слово "штурман", как и большинство русских флотских выражений, пришло из голландского языка, а именно голландского слова "stuurman", то есть управляющий человек, происходит от глагола sturen, то есть направлять, управлять. Вряд ли они ниже поваров или кочегаров, это управляющая должность.
Чтобы в море выжить, вообще недюжинным интеллектом надо обладать.
🏆 Топ‑10 профессий по IQ
Согласно исследованиям (MemoryOS, KeyToVision)
KeyToVision
, самые “умные” профессии это:
Нейрохирурги / врачи
Профессора / научные исследователи
Инженеры (особенно аэрокосмические и химические)
Физики и математики
Программисты / IT‑архитекторы
Актуарии и финансовые аналитики
Юристы высокой квалификации
Учёные‑материаловеды
Корабль без офиса — идёт. А вот офис без корабля — тонет.
Говорят, мол, "всё держится на управлении, планировании, KPI и Excel-таблицах".
Ага, особенно в открытом море, когда двигатель греется, штурвал подклинивает, а за бортом минус двадцать и айсберг косится.
На корабле всё просто:
Машина гудит — значит, идём.
Компрессор дышит — значит, живём.
Кочегар злой — значит, уголь есть.
А вот представьте себе офисный отдел в открытом море:
Менеджер по стратегическим бумажным отчётам судорожно листает PowerPoint, ассистент по внутренним коммуникациям составляет план спасения в Notion, а тимлид говорит:
"Коллеги, прежде чем тонуть, давайте устроим синк на 15 минут и согласуем key drowning indicators."
Тем временем механик уже запустил насос, завёл дизель, починил генератор скотчем и ведром — и корабль пошёл дальше, как ни в чём не бывало.
🎩 Вывод:
Корабль может спокойно обойтись без офиса.
А вот офис без корабля? Он даже кофемашину без электрика не заведёт.
Именно поэтому настоящий моряк — он и штурман, и бухгалтер, и HR, и служба поддержки в одном лице.
Только без галстука и без Wi-Fi.
MasterIvanov ★★➦immar• 20.07.25 16:17
Судно идет не просто так, не ради самого процесса, а деньги зарабатывает.
MasterIvanov ★★• 20.07.25 14:00
Вопросы к автору:
1 - источник питания насоса буксира при погасшем котле?
2 - время, необходимое для поднятия давления пара, достаточного для энергообеспечения буксира?
3 - запасы угля на буксире?
4 - почему кочегар повел буксир в порт, а не начал поисково-спасательные операции по поиску и спасению шлюпки с людьми в Северном Ледовитом океане, о чем ему было достоверно известно?
5 - понес ли данный кочегар уголовную ответственность согласно 125 ст. УК РФ за оставление людей в опасности?
ams➦MasterIvanov• 20.07.25 15:28
Какой Вы скучный человек, MasterIvanov.
Автор облитературил чей-то художественный треп, абсолютно не понимая его смысл, а Вы - подробности, источник энергии насоса там и все остальное.
Доброжелательнее быть надо.
MasterIvanov ★★➦ams• 20.07.25 15:40
Я же доброжелательно, с истиной верой в авторское слово. Это вы: "...треп, абсолютно не понимая его смысл...Доброжелательнее быть надо."
immar ★➦MasterIvanov• 20.07.25 15:57
1. Источник питания насоса при погасшем котле?
Ну вы что, уважаемые, это ж советский паровой буксир, а не буржуазный электровелосипед. Насос там был не какой-нибудь сопливый от стиральной машинки, а паровой, как и положено!
А пар, как известно, бывает даже в чайнике. Так что кочегар чиркнул спичкой, подкинул уголёк — и пошло дело. Там такой пар пошёл, что чайник завидовать начал.
2. Время, необходимое для поднятия давления пара?
Примерно столько, сколько нужно, чтобы сварить три кастрюли борща и вскипятить самовар. То есть:
1 час — на уголь, 2 — на терпение, и ещё полчаса — на матерное ускорение теплопередачи.
А если кочегар с похмелья — то всё в два раза быстрее: ему ж срочно надо кофе, а кофе — через котёл!
3. Запасы угля на буксире?
Запас был, как у бабушки на зиму:
"Ещё внукам останется!"
Поговаривают, кочегар спал на угольной куче, обнимая лопату, как плюшевого мишку. Так что уголь был — и на три дня рейса, и на три ночи героизма.
4. Почему кочегар не стал искать шлюпку?
А вы попробуйте в Северном Ледовитом океане шлюпку найти! Это вам не "потерял вай-фай — нашёл за диваном".
Да и потом — у кочегара топливо, железо и цель.
Он подумал:
"Если я сдохну, кому их потом спасать?"
Вот и принял единственно верное стратегическое решение:
«Шлюпка на воде — плавает. А буксир без меня — тонет. Надо спасать то, что тяжелее!»
5. Понёс ли кочегар уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ (оставление в опасности)?
Конечно понёс! Но не уголовную, а моральную:
Три дня таскал уголь, не спал, не ел, разговаривал с котлом как с женой,
а потом ещё в порту допрашивали, как шпиона.
Да и вообще — это ведь не он их оставил, а они его забыли!
По-хорошему, это они должны были ему шоколадку и грамоту выписать, а не он им уголовку.
🎩 Вывод:
Кочегар — не преступник.
Кочегар — герой, философ и мотор человеческой смелости.
И вообще: пока кочегары есть — буксиры живут.
MasterIvanov ★★➦immar• 20.07.25 16:12
Состав преступления есть: умысел и активные деяния спасать свою жизнь за счет своих товарищей. Присутствуют и активные деяния, а не пассивные действия. Активные деяния, как известно, усугубляют вину. Халатность капитана и старшего механиков, как прямых начальников и вахтенного механика, как непосредственного начальника кочегара не оправдывают его деяния, а усугубляют. Данное его действие можно классифицировать как самосуд, что наказуемо по 330 ст. УК РФ.
Признайтесь, что это байка или нам с вами придется отвечать по уголовной статье за заранее не обещанное укрывание преступления.
old man➦MasterIvanov• 20.07.25 16:14
Интересно, а какую ответственность понёс капитан, бросивший члена экипажа и само рабочее судно? Который отвечает за всё...
old man➦old man• 20.07.25 16:26
Чувствуется за спиной Master-a Великий Призрак Первого Помошника. Уж больно "в лёт" статьи УК выдёргиваются.
Enclaver➦MasterIvanov• 20.07.25 13:54
"Поэтому, когда в следующий раз кто-то скажет:
— А кто круче: Брюс Ли или Шварц?
Я, не моргнув, отвечу:
— Сантехники.
И точка."
MasterIvanov ★★• 20.07.25 13:24
Офисная работа
Старпом с боцманом в шторм пошли крепить сорвавшийся якорь. Старпома смыло за борт. Он погиб. А старший механик в это время сидел в теплом ЦПУ МКО.
Вечером 31 декабря 2015 года в результате несчастного случая утонул российский моряк. Инцидент произошел на борту контейнеровоза Cape Mayor, в 74 километрах от французского остова Уэссан. По предварительным данным, мужчину смыло за борт волной, поднятой сильными порывами ветра.
«Российского моряка заметили в воде с корабля Cape Mayor в 20:25 по парижскому времени. К этому месту был направлен вертолет французской службы гражданской обороны, на борт которого и был поднят пострадавший. Затем его доставили в больницу „Каваль Бланш“ в городе Брест», — рассказали корреспонденту ТАСС в Морской префектуре зоны Атлантики в департаменте Финистер. Несмотря на усилия врачей, спасти мужчину не удалось.
Читайте на Ridus.ru:
https://www.ridus.ru/u-beregov-francii-utonul-rossijskij-moryak-208820.html
immar ★➦MasterIvanov• 20.07.25 16:22
Почему они погибли — взгляд с холодной головы
Погибли они не потому, что были слабы.
И не потому, что трусили — наоборот, пошли туда, куда не должен был идти ни один человек в этот момент.
Они пошли в шторм крепить якорь, потому что так учили, потому что «надо», потому что на флоте принято не ныть, а делать.
Но шторм — это не место для героизма, если есть шанс переждать.
Погибли — потому что переоценили необходимость, недооценили стихию, и не остановились на слове «опасно».
Погибнуть можно и с добрыми намерениями
Когда волна идёт выше рубки, когда ветер срывает с ног,
— уже неважно, насколько ты опытен,
важно — насколько ты трезво оцениваешь ситуацию.
Мужество — это не идти в шторм.
Мужество — это сказать:
«Сейчас не время. Я не герой. Я живой человек, и мне нужно остаться живым».
Ошибка была не в действии, а в моменте.
Была ли необходимость выходить сразу?
Можно ли было подождать, стабилизировать судно, дождаться спада ветра, использовать страховку, скоординироваться с мостиком?
Часто — можно.
Но в море цена ошибки — не «отписка в чате».
Там — или остался, или ушёл.
Вывод
Они погибли не из-за слабости, а из-за системной привычки "спасать во что бы то ни стало", не задав главный вопрос — а стоит ли?
Погибли, потому что были слишком смелыми. А в шторм иногда нужна не смелость, а холодный расчёт.
И пусть этот случай станет напоминанием:
⚓ Лучше остаться живым «трусом», чем погибшим героем.
⚓ Оценивайте риск, думайте на два шага вперёд, и берегите себя.
Почему не стоило крепить якорь в шторм
Потому что судно выжило и без этого.
Потому что человек погиб, а якорь остался.
Потому что спустя годы кто-то рассказывает эту историю, а значит, корабль не пошёл ко дну.
А значит, якорь не стал тем, что решало — жить или умирать.
Не вышли бы — якорь болтался бы, но живые остались бы все.
А так — закрепили железяку, потеряли человека.
В шторм не нужно геройствовать.
В шторм нужно ждать, думать, оценивать.
И если есть хоть малейший шанс:
"А может, переждём?.. Не критично... Оно держится..."
— значит, надо переждать.
Потому что якорь — это кусок металла.
А человек — это мозг, руки, голос, память.
Человек может потом этот якорь починить, заменить, приварить.
А якорь человека — не вернёт.
Судно ведь не погибло. Значит, можно было не рисковать.
Историю рассказал не якорь. Историю рассказал тот, кто остался.
И пусть она станет напоминанием:
иногда не сделать шаг — умнее, чем шагнуть.
Поэтому, когда в следующий раз кто-то скажет:
— А кто умнее: Шерлок Холмс или профессор Мориарти?
Я, не моргнув, отвечу:
— Конюхи.
И точка.
Поэтому, когда в следующий раз кто-то скажет:
— А что полезнее: тиамин или пиридоксин?
Я, не моргнув, отвечу:
— Конюхи.
И точка.
Поэтому, когда в следующий раз кто-то скажет:
— А что вкуснее: огурцы или помидоры?
Я, моргнув, отвечу:
— Помидоры.
И точка.
>>— Ты, мужик… крут.
>>— А капитан? — спрашиваю.
>>— Капитан — это… ну… офисный работник.
Традиционно, работу в офисе считают лёгкой и не особо важной именно те, кто в офисе не работает.
arxeo➦Enclaver• 20.07.25 14:11
Любая работа кажется простой и легковыполнимой, особенно если не нужно её делать самому.
Двумя словами "Не боги горшки обжигают". Без уборщицы любой завод загнётся.
Enclaver➦Treloni_Esq• 20.07.25 12:53
"Поэтому, когда в следующий раз кто-то скажет:
— А кто круче: главный инженер завода или уборщица?
Я, не моргнув, отвечу:
— Уборщица в конюшне.
И точка."