Зарабатывать деньги каким местом? Лучше научите свое чадо какой-нибудь профессии. А то так и будет всякую чушь в Инете кропать.
All we need is love или почему я не мечтаю о Римской империи
В 8 году нашей эры римский поэт Публий Овидий Назон по приказу императора Августа отправился в ссылку. Причиной императорского гнева стала публикация поэмы «Наука о любви» (Ars Amatoria). Якобы она была очень развратная и оскверняла традиционные ценности римского общества.
Что же там было? Пропаганда нетрадиционных отношений? Восхваление прелюбодеяния?
Нет, Овидий в поэме заявил, что чувства между мужчиной и женщиной должны быть взаимными. Какая дерзость!
Ладно, шутки в сторону. Поговорим об одной довольно странной скрепе римского общества: порицание пассивности.
Пассивность в любви со стороны патриция считалась таким же тяжким преступлением, как любовное чувство или супружеская измена со стороны матроны. <...> Любой гражданин может делать все, что пожелает, с незамужней женщиной, с наложницей, с вольноотпущенником и рабом. Отсюда сосуществование в римском обществе самых шокирующих актов и самой жесткой ограниченной морали. Добродетель (virtus) означает сексуальную мощь. Мужественность (virtus), будучи долгом свободнорожденного человека, отмечает его сексуальной силой; фиаско расценивается как позор или козни демонов. Единственной моделью римской сексуальности является владычество (dominatio) властелина (dominus) над всем остальным. Насилие над тем, кто обладает низшим статусом, есть норма поведения. Наслаждение не должно разделяться с объектом наслаждения, лишь тогда оно — добродетель.
В римском обществе взаимная любовь между мужчиной и женщиной в браке осуждалась. Мужчина доминировал, а женщина бесстрастно это принимала. Брак был нужен только для продолжения рода. Испытывать чувства и доставлять удовольствие — это удел рабов и проституток. Овидия, который попытался сказать, что это ненормально, отправили в бессрочную ссылку.
Изнасилование незамужней считалось нормой. Так мужчина проявлял свою dominatio. Однако замужнюю женщину (матрону), подвергшуюся изнасилованию, ждал позор и , возможно, смерть.
В пьесе римского драматурга Теренция можно увидеть, как относились к изнасилованию женщин:
В пьесе Теренция, датированной 165 г. до н.э., героиню, Филумену, насилуют ночью, в темноте, когда она спешит на мистерии. Она выходит замуж за Памфила, скрыв от него учиненное над нею насилие, но супруг не притрагивается к ней — он страстно влюблен в блудницу Вакхиду. Памфил отправляется в путешествие. Филумена обнаруживает, что беременна от своего насильника, тогда как муж ни
разу не спал с ней. Она в ужасе ждет его возвращения. В конечном счете Памфил понимает, что это он изнасиловал Филумену ночью, еще до их свадьбы, не зная, кто она. Все плачут от радости: насильник оказался законным мужем.
Что интересно, эта установка на доминирование находила отражение в политике империи. Агрессивность и покорение новых народов было демонстрацией потенции государства. Роль императора была здесь во многом символична: он был кем-то вроде сексуального оберега (Тинтиннабулум) отгоняющего импотенцию.
Римская империя, конечно, великая, все дела. Но жить среди римлян мне бы совсем не хотелось. Лучше какой-нибудь небольшой и уютный полис где-нибудь в Элладе.
В учебнике Иосифа Тронского «История античной литературы» я натыкался на очень интересный пассаж о Катулле — действительно, и в Риме, и в Греции мужчины очень легко относились к сексуальным отношениям. Например, Демосфен в речи против Неэры прямо говорил: «Мы содержим гетер — для удовольствий, наложниц — для повседневной заботы о теле, а жён — чтобы рожали нам законных детей и были верными хранительницами дома».
Интересно, каким образом такое отношение постепенно преодолевалось, и какой язык поэты искали для нового формата отношений. Здесь легкомысленному Овидию можно противопоставить Катулла. Тронский отмечает, что Катулл, в частности, заимствует выражения из сферы… международного права.
В 109-ой песни Катулл говорит о «священном союзе дружбы» (sanctum foedus amicitiae) между собой и Лесбией. В римском праве foedus — договор между Римом и иностранным государством или же другим народом. Казалось бы, где любовь, а где международные отношения, но Катулл прибегает именно к этому выражению
Недальновидненько (в личном плане), на хрена им таким обученным жена или муж? Перспективы поняньчить внуков, а тем более правнуков - туманны.
Но врагам, вероятно, имеет смысл такой нарратив продвигать 😉
Gusinaya_lapka• 07.09.25 20:50
По такой половинной логике - просто роли поменяются?
А что мужчин как-то отдельно учат зарабатывать?
Меня в детстве учили, я подростком подрабатывала, но всё пошло под откос, когда пошла на философский. Не работает!
Леонид Хлыновский ★★★★★➦Gusinaya_lapka• 07.09.25 21:19
... я подростком подрабатывала... >>
Вот хотел было уточнить, каким местом ты подрабатывала, поскольку стандартный ответ в данной ситуации такой: "Исключительно головой, а не тем самым моим местом, жалкий извращенец, о котором ты постоянно думаешь".
И поэтому решил ничего не уточнять...
Ты мудачка,я мудак. Или как там в песне? Им же не встретится никак. Он на доме, она в поле.
Mike Rotchburnz➦Kabot• 07.09.25 18:39
Ты Dździsława Zważnarbrzejczak, я Włodzimierz Czeszniażgrzak.
Mike Rotchburnz• 07.09.25 14:38
Научите свою служанку выполнять обязанности партнёрши, и больше вообще не придётся никого искать.
А потом: почему мальчики становятся педиками, а девочки - коблами