Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1556596

Сторонникам монархии на заметку: периодом наивысшего расцвета в истории Древнего Рима считается эпоха так называемых "пяти хороших императоров" или династии Антонинов. Это был период, который по всем показателям можно назвать "добрыми старыми временами" - крепкое стабильное государство, компетентное управление, власть без больших злоупотреблений, надёжное и справедливое судопроизводство, спокойная жизнь и здоровая уверенность в будущем. Если посмотреть на бюсты этих императоров, можно заметить, что они совершенно не похожи друг на друга, чему есть простое объяснение: ни один из них не был родным сыном предыдущего правителя.

Нерва усыновил 42-летнего Траяна.
Траян усыновил 41-летнего Адриана.
Адриан усыновил 49-летнего Антонина.
Антонин дал слабину и усыновил 19-летнего Марка Аврелия.
Марк Аврелий добил традицию и передал власть своему сыну Коммоду.

Да-да, тому самому, из фильма "Гладиатор". На этом рухнула династия и начался упадок великой империи. И за всю последующую историю всех монархических династий мира будет чертовски сложно, скорее даже невозможно отметить случай, когда бы в большой стране пять хороших правителей наследовали друг другу подряд. Благодаря чему все последующие "добрые старые времена" в общем-то бывали чертовски недолгими.
+154
Проголосовало за – 177, против – 23
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
15 комментариев, показывать
сначала новые

Kaatje 03.11.25 00:41

Я думаю, Римская империя не из-за императоров рухнула. А из-за куда более глубоко лежащих причин. Да и трудно такое огромное тоталитарное государство долго содержать жизнеспособным. Все они рано или поздно падали- Вавилония, Ассирия, Персия,Египет, Македония...Ну вот чего ради римляне на склоне лет в Дакию полезли, от плана завоевания которой еще Юлий Цезарь отказался как от слишком дорогостоящего? Да, они много золота там добыли, но чего им это стоило?
Марк Аврелий умный был, выдающийся философ. Но отнюдь не политик, как показало время.

+1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Kaatje03.11.25 00:51

Нет, не из-за императоров, вы правы, туи всё намного сложнее, масса причин.
Все без исключения империи имеют свой временной цикл: рождение, рост, процветание и старение с одряхлением и смерью.
Процитирую уже в который раз:
« « Трудные времена порождают сильных и стойких людей.
Сильные и стойкие люди создают хорошие времена.
Хорошие времена создают слабых и трусливых людей.
Слабые и трусливые люди создают трудные времена.»
Вольное изложение чьей-то цитаты…
Всё было и всё будет, история спиралевидна.

+1
ответить

Kaatje ➦Michael Ashnin03.11.25 01:05

да, вы правы, это просто естественный процесс роста и умирания, как в живом организме. Просто римляне как-то особенно красочно рухнули, и с большими последствиями для всех.
Единственная великая древняя цивилизация, дожившая до наших времен- это Китай. Да и то это совсем не тот Китай, что в древности, а переживший многие приключения, перипетии и измененения. Уж не помню, передавали ли они трон по наследству. Кажется, да. Но там и наследников ( законных) были десятки и сотни.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★02.11.25 23:59

Петр I пытался учредить нечто подобное - наследника император назначает сам вообще из кого угодно, а вовсе не старший сын или прочее потомство автоматически. 18 век - расцвет Российской империи. Вот список в духе 5 хороших римских императоров:

Екатерина I не была сыном Петра I. Сын был убит по приказу отца.
Петр II не был сыном Екатерины I. Он был сыном убитого сына Петра I.
Анна Иоанновна не была сыном Петра II. Не была даже внучкой Петра I.
Иван VI не был сыном Анна Иоанновны.
Елизавета I, она же и последняя, не была дочкой Ивана VI.
Петр III не был сыном Елизаветы I.
Екатерина II не была дочкой Петра III. И вообще была не пойми кто для романовской династии. Скорее, ее могильщица. Лихая немецкая принцесса, по приказу или с милостливого соизволения которой были убиты сразу два законных императора - один ранее свергнутый, другой собственный супруг. Что является безусловным рекордом династического злодейства в российской истории.

Под руководством этой преступницы империя испытала наибольшую динамику и пик своего расцвета по всем параметрам - бурный рост населения и территорий, сокрушительные победы, прекрасная архитектура, блестящие государственные деятели и полководцы, ее выдвинутые тоже из ниоткуда.

Но далее в российском престолонаследии наступил законный монархический порядок - начиная с туповатого самодура Павла I все императоры были сыновьями или младшими братьями предыдущих. Империя вступила в период застоя и покатилась к своему краху.

Самым славным из этих оказался Александр I, наследовавший отцу в результате переворота с его убийством. Отличавшийся крайне развратным характером - устроил себе гарем из фрейлин императрицы. А самым бесславным и злосчастным оказался последний - законный монарх в четвертом поколении по непрерывной мужской линии, верный любящий муж и порядочный человек. Политике такие качества категорически противопоказаны.

+0
ответить

АЯ02.11.25 23:15

Ещё понимаю, когда сторонником монархии является лицо, претендующее на трон. Но, остальные-то сторонники за что борются?

+2
ответить

irrazionalle02.11.25 21:19

Людовик XIV - 72 года. При средней времени жизни в то время года в 24, добрые старые времена застали 3 поколения.
Елизавета 2 - 70 лет, полтора поколения.
Франц Иосиф I - 69 лет, 2 поколения

А указанные вами товарищи правили с 96 года по 180, что немногим больше.

Может быть дело не в императорах, а во временах?

+-2
ответить

2011➦irrazionalle03.11.25 00:30

Нет, дело в классическом заблуждении. Среднее время жизни 24 года - формальный расчет. Такое значение пределяется детской смертностью. Если не брать во внимание смертность до 5...9 лет ( тут уже у каждого демографа свои погремушки), то смертность перестает отличаться кратно от современных цифр. И это более правильный подсчет, он отражает реальную возрастную структуру общества.

+0
ответить

Опять Я02.11.25 18:04

Вообще-то Лев Гумилёв это проще объясняет.
Во время расцвета империи императоры заботятся о стране, а в упадок - о своём потомстве. Так что переставьте лошадь вперёд телеги

+0
ответить

Kabot➦Опять Я02.11.25 19:21

Пфф. Телёгу вперёд лошади. "Расцвет империй" конечно и от сырости происходит(климатические условия, орошение), а потом сразу о потомстве. В расцвете-то, что о нём думать, всё о державе. Ага.

+1
ответить

Ввелник02.11.25 16:50

Наивысший расцвет-это, пожалуй, династия Флавиев, которые Колизей соорудили.
На денежки иудеев из храма а Иерусалиме.
Хорошо они поднялись в иудейских войнах.
А вот как раз после них , на этих дрожжах, эти вот императоры и продержались, просрав потихоньку все.

+0
ответить

finnn 02.11.25 15:17

Нерон тоже был усыновлён. Добрым императором он от этого не стал.

+2
ответить

demontag➦finnn02.11.25 15:38

Добрые императоры долго не живут. Или они выращивали капусту как Диоклетиан...

+1
ответить

Aex102.11.25 13:57

Вот только "хорошими" их запомнили потому что они не мешали сенаторам дерибанить страну в своих личных интересах. Во времена Траяна страна еще оставалась могучей и могла это пережить, а потом всё покатилось под откос.

+1
ответить

Kabot➦Aex102.11.25 19:25

Есть такое мнение. "Добрые старые времена" это для кого как. О "лихих" 90-х, на которые сслыться не надо, как утверждает президеннт РФ, кто-то может сказать, - "Добрые старые времена. А сейчас так уже нельзя".

+0
ответить

Kabot➦Kabot02.11.25 19:31

Эх, прошу прощения за пунктуационный бардак. Вспомнил "Добрые старые времена"(курить в 20 лет начал) можно было в заведениях быть в залах для курящих. А некоторые некурящие могли сказать, что я сволочь, и отравляю им жизнь(Дробышевского не трогать).

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru