Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1569097

Дисклеймер: это пост не про то, что «раньше было лучше». И не про старческое брюзжание: «вот я в ваши годы». Это попытка посмотреть на объективные перемены с нашими детьми. Чтобы лучше понимать, в какую сторону двигаться.

В начале года в Нью-Йорке запретили использование мобильных телефонов в классах, начиная со старших классов средней школы. Результаты в основном положительные. Неожиданным следствием оказалось то, что большинство детей не умеют понимать время на аналоговых часах, которые висят в каждом классе.

Дети не понимают, что такое «без четверти час» или «во втором часу». Не умеют делить час на части, не знают, что окружность делится на 360 градусов и не разбираются в том, что такое "по часовой" или "против часовой стрелки"

И фразу летчика из фильма про войну: «Вражеский истребитель на девять часов» дети не понимают правильно.

А с появлением навигаторов у множества людей утрачиваются способности к ориентации в пространстве. Дети хуже ориентируются по сторонам света, не чувствуют масштаб расстояний, путаются в «севернее–южнее», не умеют читать бумажные карты и плохо представляют, где что находится без мобильного телефона. Про ориентацию по Солнцу или по звездам даже говорить не буду.

Массовое использование калькуляторов привело к тому, что на наших глазах у детей атрофируется само понятие «прикинуть на глаз» — хотя бы понимать порядок величины. Быстрым приблизительным расчетом почти никто уже не владеет.

Многие дети утрачивают навыки скорописи и могут писать только печатными буквами. Не понимают разные виды почерка. Не помнят даты, номера телефонов, маршруты, стихи, таблицу умножения — все, что раньше держали в голове.

Сокращается техническое любопытство — раньше техника ломалась и была видимой: ремни, кнопки, лампы, шестерни. Сегодня устройства герметичны и практически наполнены магией. В результате утрачиваются способности отремонтировать сломавшуюся вещь.

Слабеет пространственное воображение и умение читать схемы, чертежи, инструкции по сборке. Раньше дети собирали модели, чинили велосипеды, разбирались в устройстве механизмов. Сейчас многие не понимают, как работает даже простейший рычаг или блок.

Онлайн-коммуникация ослабляет навык эмпатии — чтения тона, паузы, взгляда, неловкости. Дети часто буквально не распознают, когда человеку некомфортно, когда шутка зашла слишком далеко, когда лучше замолчать.

Теряется навык длительной концентрации на одной задаче — чтении книги, решении сложной задачи без подсказок.

Но возможно самые серьезные последствия будут у того, что дети не умеют жить со скукой. Они требуют быстрого дофамина и не умеют бороться со скукой, включая свою фантазию и воображение. Хотя скука — важнейший компонент творчества.

p.s.
Добавлю, что дети взамен приобретают множество других навыков: быстрый поиск, многозадачность и т.д. Ребенок быстрее понимает не «как устроена вещь», а как ею пользоваться, даже не зная внутреннего механизма.

Дети легко входят в новые игры и в приложения. Это повышенная когнитивная гибкость — навык, который раньше почти не требовался. Технологии меняются так быстро, что дети привыкли постоянно осваивать новое. Дети снимают и монтируют видео, делают презентации, создают дизайн, музыку — инструменты стали доступны всем. Раньше это требовало специального оборудования и обучения.

Многие дети сегодня на порядок умнее своих сверстников 50-летней давности.

Dmitry Chernyshev
+43
Проголосовало за – 102, против – 59
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
68 комментариев, показывать
сначала новые

TAMAPA31.12.25 07:39🇷🇺

На порядок умнее? В 10 раз?

+0
ответить

Виктор3331.12.25 04:30🇦🇼

Мы деградируем, а не развиваемся и это тонко управляемый процесс.

+0
ответить

777not66630.12.25 22:47🇷🇺

Странные и, в большинстве своём, старпёрские комментарии про то, что «раньше было лучше, а мы были умнее»…

У меня детки умеют (кроме ИИ и всяких Roblox с Minecraft, который, кстати, тоже неплох, потому что мелкий уже начал задумываться о том, а как программировать свои миры на Python), например, делать эскимосский переворот, делать опоры на бочки в боевых ситуациях, костёр тоже умеют разводить, кстати.
Много из старпер-слоупок-комментаторов вообще понимают, а тем более умеют делать тот же самый эскимос от рук, например?
Или на доске чистую дугу закарвить? Подозреваю, что и то, и другое здесь умеет 0 комментаторов…

Детки - умные, но главное, что растущий организм впитывает разные новые фишки быстрее, чем люди в возрасте.

А по поводу разных логарифмических линеек и прочей полезной фигни, у меня как-то был спор с инструктором в авиашколе:
- Нафига вы столько времени уделяете линейке НЛМ-10, но при этом вообще не учите современной навигации (начиная с Garmin-1000 хотя бы? Ведь принципы работы той же линейки гораздо легче объяснять, когда человек осознал, а как это работает на реальном рейсе?
- А что он будет делать на самолёте, когда все приборы откажут и не сработают?!
- А что он будет делать ПРИ ВАШЕМ НУЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ в случае, когда всё работает?! Вы об этом не думали?

Так что, котятки, каждому времени свои прикладные знания и умения… И да, возвращаясь к началу пламенной речи, - я безусловно обучаю детей использованию техники своего тела, но в применении к текущим реалиям. Поэтому я не буду показывать как тру-иннуит влезает в сухой гидрокостюм из шкуры тюленя, а потом пришивает юбку к кокпиту. В наше время неопреновая юбка уже изобретена.

+1
ответить

April19➦777not66631.12.25 08:07🇷🇺

"Я выше тебя, а ты меньше муравья".

+0
ответить

PM30.12.25 21:37🇷🇺

Умнее, ага! Доступа к инфе в миллион раз больше, а дебилы.

+0
ответить

777not666➦PM30.12.25 23:10🇷🇺

Первое. Не надо путать данные и информацию. Это разные уровни.
Второе. Кто-то, кто не владеет базовыми принципами работы с данными, он так называется, как вовне обзывается :)

+1
ответить

Kroki 30.12.25 21:05🇷🇺

Раньше с бытовой техникой шла его схема, а в инструкции описывались типичные неисправности и способы их решения.
Сейчас пишут, что нельзя сушить волосы в микроволновке и мыть кота в стиральной машине.
У нашей фирмы есть завод в соседней области. Сейчас на него стали приходить молодые "специалисты" с дипломами технических вузов и колледжей. Хорошо умеют играть на компьютере, быстро обработать картинку в редакторе, подготовить презентацию. Вот только все это по шаблонам и предоставленным инструкциям в виде комикса с картинками. Думать не умеют в принципе, а уж требовать от них что-то придумать или освоить можно даже не надеяться...

P.S. Вспоминается история с нашей игрой "Корсары" (нелинейный сюжет, оригинальная боевая система и т.п.), которая очень быстро завоевала постосоветский мир. Потом ее выкупили американцы (как раз вышел фильм "Пираты Карибского моря") и выпустили новую версию уже под этим названием. Вот только от оригинала ничего не осталось - один единственный сценарий, любой шаг в сторону закрыт, от боевки осталась пара простейших приемов. Объяснение простое - оригинальная игра оказалась слишком сложной для американцев и ее максимально упростили.

+3
ответить

wasting the dawn ➦Kroki30.12.25 21:11🇷🇺

инструкция по эксплуатации и ремонту с напряжениями и осциллограммами, меня как-то высоким долбануло при ремонте монитора...

+1
ответить

Хома Брут➦Kroki30.12.25 22:16🇩🇪

Недавно видел "молодого специалиста". То, что я скрипя своим древним дипломом и пробелами в памяти за неиспользованностью думал два часа, молодчага спросил у ИИ за 15 минут. Тяжолый, неприятный в общении человек, но он лучше приспособлен к современной жизни и нынешним реалиям. Это факт, а факты игнорировать чревато:))

+1
ответить

wasting the dawn ➦Хома Брут30.12.25 22:34🇷🇺

не на все вопросы ИИ даст ответ, а что даст - не все правильно...

+0
ответить

Хома Брут➦wasting the dawn30.12.25 22:44🇩🇪

Я не о том. Прогресс несётся такими скачками, что уже 70 летний чел, копающийся в инете достоин уважения. И с другой стороны, не факт, что его знания будут интересны и актуальны, как в древности. Когда дожил до 30-ти - уже источник знаний.

Пятьсот способов принести жертву богу солнца уже щас никому в хер не упираются:))

+1
ответить

777not666➦Хома Брут30.12.25 22:58🇷🇺

Ну да, верно.
Код, на который разраб у меня запросил примерно две недели (с учётом нечёткой постановки задачи), я написал с помощью DeepSeek за три часа (восемь уточнений постановки задачи по дороге).

+2
ответить

Kroki ➦777not66631.12.25 08:34🇷🇺

Вы молодец, конечно, но тут нужно понимать, что:
1. У разработчика есть свой план работ и до Вашей задачи очередь могла дойти как раз через полторы-две недели
2. При "нечеткой постановке задачи" большая часть времени уходит на доработку после очередного уточнения. Вы же примерно представляли, что нужно, хоть и не могли четко это сформулировать. А уточнить у самого себя по ходу дела времени много не занимает.

Ко мне тут вторую неделю ходит один конструктор с требованием разработать программу диагностики одного модуля в новом изделии. Правда, он не в состоянии даже в свободной форме сформулировать что именно нужно проверять и как определить исправен модуль или нет. Зато рассуждений на тему "космические корабли бороздят просторы Большого театра, а Вы такую мелочь не можете сделать" хоть отбавляй.

P.S. С недавних пор в списке вакансий появилась "Программист для исправления программ, написанных с помощью ИИ"

+0
ответить

Svetozar30.12.25 20:50🇫🇮

Молодые это те кто придумают и сделают то что нам и в голову не придёт.

Хз может всех тиранов похерят тихо мирно со спутников Х-лучами какими, а то после пули мозги ж отмывать приходится, а это неприятно.

Мыслить надо позитивно🙂

+2
ответить

dobrovit 30.12.25 20:34🇲🇩

Отбери у них телефон – и они никто...

+3
ответить

Svetozar30.12.25 20:03🇫🇮

После П:С явно испугался.
Верхогляд.

+0
ответить

Goodnight30.12.25 20:03🇷🇺

Умение компилировать посредством гаджетов ума не добавляет...

+-1
ответить

Соломон Маркович 30.12.25 19:07🇳🇱

Блин а если негров запретить то исчезнет и нареоторговля и преступность в школах и белые розовощекие дети бкдут слушать классику а не рэп сраный!)) А телефоны можно оставить!))😂

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Соломон Маркович30.12.25 19:09🇳🇱

Наркоторговля и дети будут.,,,, опечатки)))

+0
ответить

Хома Брут➦Соломон Маркович30.12.25 19:36🇩🇪

Шлема, негров совсем запрещать нильзя!

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Хома Брут30.12.25 23:13🇳🇱

Ага!) А то как увидеть превосходство белого человека если их не будет?)))

+-1
ответить

Хома Брут➦Соломон Маркович30.12.25 23:20🇩🇪

Ну хоть так. Но поют душевно!!:)

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Хома Брут30.12.25 23:24🇳🇱

Что есть то есть! С наступающим тебя!!)

+0
ответить

Хома Брут➦Соломон Маркович30.12.25 23:26🇩🇪

И тебя!

+0
ответить

SV30.12.25 18:36🇷🇺

Не умнее, а натренированней!
Но на острове или в тайге не выживут...

+0
ответить

Svetozar➦SV30.12.25 20:22🇫🇮

Вы недооцениваете.
Сильно их недооцениваеете.
Потенциальная энергия не должна и проявляться.
Вы путаете с кинетической и скорее всего ещё и побаиваетесь за них.
Ничем не хуже нас выживут.
Сужу по своим, но и чужие не особо отличаются.
Без навигатора вообще без проблем, всё сами могут, на любой технике ездят и …просто надо доверять. И не сразу в городе конечно.
А вот доверять сложно и это уже наша проблема.

+1
ответить

ystervark30.12.25 17:42🇿🇦

Некоторые из описанных вещей я и у себя замечаю - например про навык скорописи. Вообще, писать чего-то рукой стало мучительно трудно.

А вот карты смотреть после появления навигаторов стало нужно гораздо больше. Хотя бы потому, что карт стало больше, точнее, их теперь везде видно. Раньше надо было атлас с полки снимать и открывать, а теперь на любом экране.

+2
ответить

aschnurrbart30.12.25 17:02🇩🇪

а зачем это понимать?
вы ж не понимаете всякие надысь, намедни, давеча и т.д.

"Дети не понимают, что такое «без четверти час» или «во втором часу». "

в Германии порядка 50 диалектов, где-то понимают четверть первого (Viertel eins, полностью совпадает с русским, только цифра не склоняется), где-то надо сказать 12:15

+1
ответить

Plato30.12.25 16:55🇷🇺

И даже уже не снимают, а генерируют притом промпты им пишет сама нейросеть. Через несколько лет весь музыкальный топ будет сгенерирован и весь Ютуб будет состоять из сгенерированных роликов, а на настоящие будут смотреть как на глиняные таблички с клинописью. На хрена кому-то нужны живые исполнители, если каждый нагенерирует под свой вкус?

+0
ответить

Lich30.12.25 16:31🇷🇺

Последняя фраза полностью дискредитирует умственные способности автора.

+2
ответить

Хома Брут➦Lich30.12.25 17:53🇩🇪

Сдаётся мне, что последняя фраза просто усиливает посыл. Чтобы у старых головой какраз и бомбануло. Ну как же так, казалось бы, не уметь зажечь костёр с одной спички, когда живёшь в городе или не сориентироваться север-юг по мху на деревьях, находяся в метрополитене? Ну, вот так, както. Видимо.

+1
ответить

au3➦Хома Брут30.12.25 21:56🇱🇹

И ходить за инструкцией замены лампочки в ютуб

+0
ответить

Хома Брут➦au330.12.25 22:18🇩🇪

Не всё так плохо:))

+1
ответить

au330.12.25 16:24🇱🇹

Фраза "Многие дети сегодня на порядок умнее своих сверстников 50-летней давности." делает эту историю смешной...

+9
ответить

Дикий Запад ➦au330.12.25 16:31🇺🇸

Ум определяется как способность решать проблемы. А какие проблемы сейчас нужно решать, чтобы получить хорошее образование и работу - многозадачность или ориентирование по солнцу? Так что фраза вполне уместная.

+-1
ответить

dmalkin➦Дикий Запад30.12.25 20:35🇮🇱

Ещё и как набор нужных навыков. Неумение сменить колесо без интернета, на электромобиле в снежный буран легко приведёт тебя к смерти. Даже зажигание газовой конфорки при отсутствии электричества нужный навык. Учитывая что отучившись ты возможно будешь будешь долго искать работу по специальности (если вообще найдёшь), навыки работы руками дадут тебе неслабое преимущество.

+1
ответить

Янги➦Дикий Запад31.12.25 08:15🇷🇺

А какие проблемы сейчас нужно решать, чтобы получить хорошее образование и работу?

Про "хорошее образование" и зечем оно нужно писал ещё в 120-м г. н.э. Лукиан
А о хорошей работе мечтали, тоже, ещё италики стремясь попасть в Рим.
Ну и что что "работа удел рабов", но зато она "хорошая".

+0
ответить

Johny8330.12.25 16:01🇷🇺

А у старых пердунов с сайта не бомбанет пуканчик такие выводы писать? Как это современная молодежь может быть лучше их?

+2
ответить

Svetozar➦Johny8330.12.25 17:40🇫🇮

Не знаю. Мои поумней меня.
В чём то.
Не вижу проблемы.

+2
ответить

shurkin1977➦Svetozar30.12.25 19:44🇷🇺

Глядя на современную молодëжь, я делаю вывод, что она умней нас, но тупей. Могу сказать по-другому: они умней нас, пока у них есть интернет, но если интернет накроется.... я им не завидую. Кто-то даже жопу сам себе подтереть не сможет. А в остальном они такие же, как и мы.

+2
ответить

Svetozar➦shurkin197730.12.25 20:27🇫🇮

А ещё придёт день и станут умней нас.
Причём сильно сложно это не будет, если сами деградируем. А лень с каждым годом только увеличивается. Так что тут молодёжь врядли причём.

Ну а на костёр и одной попытки достаточно, чему там учиться.

+1
ответить

Животный➦Johny8331.12.25 00:53🇷🇺

Лучше их? Лучше их бабушек? Видишь ли, в чём дело, в данном контексте присутствует местоименное существительное, поэтому "лучше них". Но у тебя уже недостаточно тямы для овладения русским языком. Ты уже недостаточно умный для этого. А деградация только набирает обороты.

+0
ответить

riyas3623330.12.25 16:00🇷🇺

Каким образом последняя фраза - вывод - следует из предыдущего текста?

+3
ответить

Svetozar➦riyas3623330.12.25 20:51🇫🇮

А как любовь из знакомства.

+1
ответить

Жека 7730.12.25 15:55🇷🇺

Согласен с темой, не согласен с выводом. Они не стали умнее, они стали может быть более техничным, это возможно скорее всего. Но умнее??? Люди ещё начала 80х годов рождения быстро привыкли ездить без навигатора в новом городе. Да, блукают, но добираются приблизительно туда куда нужно предварительно посмотрев на карту. Но это тоже не сообразительность, это заранее изученный навык. Интересно что будет если пропадет электричество? Так что наверное надо больше уделять времени подрастающему поколению.

+2
ответить

Гарик О 30.12.25 15:34🇷🇺

отними у них гаджеты, и от ума останется тупой и растерянный взгляд

+4
ответить

Plato➦Гарик О30.12.25 16:59🇷🇺

Ну если у тебя отобрать все, что создано цивилизацией и кинуть в африканскую саванну, откуда совсем недавно вышел твой вид, какой у тебя будет взгляд и сможешь ли ты вообще там выжить?

+3
ответить

Гарик О ➦Plato30.12.25 17:16🇷🇺

про выживание это уже другой сюжет

+2
ответить

Алитет➦Plato30.12.25 19:03🇷🇺

Если меня не сожрёт какая-нибудь киса-переросток или я не загнусь от тропической болезни и т.п., то у меня все основания считать, что через год-два я устроюсь получше, чем бегающие там же с голыми жопами дикари.

+1
ответить

Plato➦Алитет31.12.25 00:46🇨🇦

я устроюсь получше, чем бегающие там же с голыми жопами дикари
-------
Вряд ли с таким отношением к своим соседям ты вообще сможешь там устроиться, судьба одиночек, противопоставляющих себя коллективу, пусть это даже человеческое стадо, всегда была печальна.

+1
ответить

user34➦Гарик О31.12.25 10:03🇷🇺

Даже проще. Устрой гаджету небольшую легкоустранимую неисправность. Все, приплыли.
Все навыки исключительно зазубриванием, любое отклонение от привычного - у меня лапки.

+0
ответить

user34➦Plato31.12.25 10:04🇷🇺

Полагаю что он говорил о том, чтобы за счет знаний, возглавить этот коллектив, а не противопоставлять себя ему.

+0
ответить

Гарик О ➦user3431.12.25 10:16🇷🇺

Да, варианты есть.
Ну и плюс ко всему доп. инструмент (помимо человейников) разрушения социума. Атомизация общества просто ужасающая.
В России 40% домохозяйств это одинокие люди. В Японии уже 60%.
Самые одинокие города у нас Москва, С-Пб и Севастополь.
Если через 20 лет тенденция не изменится, мы получим азиатскую Россию, "поддерживая" таким образом общемировой тренд по вымиранию белой расы. 100 лет назад белых было 35% от общего населения Земли, сегодня — 8%.

+0
ответить

kamakama 30.12.25 15:10🇷🇺

Где то видел потрясающую мысль. Нынешние дети - первое поколение, которое обладает равными, если не большими навыками для жизни в окружающем (искусственном, созданном цифровой цивилизацией) мире, чем их собственные родители, этот мир создавшие. Авторитет старшего поколения это ну никак не укрепляет, но это одно из следствий скорости прогресса
Всякий ли взрослый (40+) умеет заправлять керосиновые лампы или пользоваться логарифмической линейкой? разжечь примус? А ведь для их родителей это были базовые навыки, без которых выживание или работа были невозможны. Поздравляю, теперь неумелые дети - это ваши дети, а тупые родаки - это вы сами)))

+3
ответить

kamakama ➦kamakama30.12.25 15:28🇷🇺

https://www.anekdot.ru/id/1569075/
О. Ну ка, старшее поколение, кто из вас осилит счеты? А ведь ваши бабушки это изучали в школе, как вы в школе - калькулятор. Представляете, какими тупыми вы выглядели в ее глазах?

+3
ответить

aschnurrbart➦kamakama30.12.25 17:03🇩🇪

а логарифмическую линейку?
а арифмометр?

+0
ответить

ystervark➦kamakama30.12.25 17:32🇿🇦

Надо, по-моему, как-то подкорректировать пример, поскольку ни примус, ни логарифмическая линейка у нынешних взрослых никаких проблем не вызывают. Лучше что-нибудь на тему запрячь лошадь или управлять паровозом.

+2
ответить

kamakama ➦ystervark30.12.25 18:53🇷🇺

Моей жене почти 40 лет и для нее что логарифмическая линейка, что примус - совершенно непонятные слова. Я лично с примусом обращаться умею (потому что он был в семье в 90е годы), линейка - только теоретически, но вместо нее владею номограммами и таблицами Брадиса. Из моих знакомых опыт работы с примусом (топливо, разогрев, накачка давления и прочее) владеют только туристы и то не все. Больше предпочитают газ в маленьких баллонах
Счеты и арифмометр изучал на теории машинных вычислений. Уже в начале 2000х это была реальная экзотика

+1
ответить

javs ➦kamakama30.12.25 19:49🇷🇺

Дед в начале 80 был очень удивлен, что я, студент 2 курса, не знаю таблицу квадратов и кубов хотя бы до 20. Он помнил до 100 - куб 85 называл наизусть...
В середине 30х он учился в техникуме - тогда это было круче многих современных ВУЗов..

+3
ответить

javs ➦ystervark30.12.25 19:55🇷🇺

как то видел "обучающий" ролик по запуску паровоза зимой при -10 морозца - процедура где-то на час с хвостом...

+1
ответить

ystervark➦kamakama31.12.25 10:32🇿🇦

А что-то, мне кажется, логарифмическую линейку мы изучали в школе. Во всяком случае, она у меня была, и пользоваться ей я умел. Куда девалась, не знаю, вещь-то полезная. А примус "Шмель" у нас был в саду (то, что называется теперь СНТ). Счеты тоже в школе, а арифмометр у меня тоже просто был. Но согласен, у 40-летних все может быть по-другому. Молодежь непутевая!

+0
ответить

hop za za 30.12.25 15:01🇮🇸

Компьютерами вовсе не владею
Справлялся как-то я всю жизнь без них.
Поскольку другим навыком владею -
Могу разлить бутылку на троих..

+5
ответить

Жека 77➦hop za za30.12.25 15:56🇷🇺

Красава! Это самое главное для человека, умение коммуникации.

+2
ответить

Алитет➦hop za za30.12.25 19:23🇷🇺

Я разливать бутылки не приучен,
Сей навык бесполезен мне пока.
Зато другим искусствам я обучен:
Могу бутылку выпить в три глотка.

+1
ответить

javs ➦Алитет30.12.25 19:46🇷🇺

В армии показывал фокус сосед-старлей. Перевернул бутылку водки - вылилось за 8 (точно не помню) секунд. Поспорил, что выпьет за 6 - выиграл. Раскрутил до воронки в ней и вылил одним глотком (точнее вообще без него) в глотку...

+0
ответить

Животный➦hop za za31.12.25 01:01🇷🇺

"Владею - не владею" это рифма, бля! Как? Всегда поражался способности рифмовать!

+1
ответить

hop za za ➦Животный31.12.25 01:03🇮🇸

)))) Я еще не то могу. И на швейной машинке еще умею (скромно)..

+0
ответить

Старый как дерьмо мамонта➦Животный31.12.25 10:03🇷🇺

Так рифма же, в отличие от палка-селёдка.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru