Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №732489

Я давно зарекся ходить на американские фильмы про вторую мировую войну. Наверное, потому, что мои родственники в этой войне участвовали. Поэтому я-то представляю, что такое была та война для русских, украинцев, поляков, белорусов, и др. И представляю, что для американцев в целом с этой войной связаны несколько иные ощущения. И когда эти ощущения Голливуд пытается воспроизвести на экране, то у сидящих в зале русских и прочих восточноевропейцев возникает некий, гм, когнитивный диссонанс. И он, боюсь, далеко не в пользу Америки.
Меня все же уговорили недавно сходить на кино, названное в русском переводе «Охотники за сокровищами» (в оригинале – The Monuments Men). Речь в фильме о вроде бы реально существовавшем во время Второй мировой американском спецотряде, роль которого – сохранять культурные ценности и не давать Гитлеру их вывозить, прятать, уничтожать, и т.п. Короче – уберегать для «всего человечества». Автор сценария, режиссер, исполнитель главной роли – Джордж Клуни.
В интервью о фильме он сказал – «80% описываемых событий реальны». Я НИЧЕГО не знал об этом спецотряде до похода на фильм, но почему-то сразу после возвращения из кино мне очень захотелось залезть в Википедию и проверить пяток фактов.
Результаты меня, гм, не обрадовали. Реальны в фильме не то что не 80%, а едва ли больше 20%. Или Клуни давно и надолго забанили на англоязычной Википедии, или все эти его передергивания были так и задуманы с самого начала, с чисто пропагандистской целью.
Реальны следующие факты: 1) была война 2) в ней участвовали американцы, англичане, французы, русские – и немцы с другой стороны 3) немцы вывозили культурные ценности и прятали их, в том числе в шахтах 4) американцы создали спецотряд для поисков сокровищ нацистов 5) бельгийская статуя мадонны действительно была спрятана в австрийской шахте и потом возвращена в Бельгию. 6) война закончилась в мае 1945-го. Вот практически все.
Для начала – согласно фильму, поводом для создания отряда послужили большие разрушения культурных ценностей (зданий, скульптур, и т.д.) при атаке союзников на Монтекассино (в Италии) в 1944 г. Отряд был якобы создан, чтобы такого больше не повторялось.
В реальности – вы будете смеяться, но к моменту данной атаки сей отряд уже существовал полтора года. Так что упомянутая гибель произведений искусства в Монтекассино – просто яркий пример неэффективности работы отряда как такового.
Описанный в фильме отряд из 7 (семи!) человек, на мой взгляд, даже в мирное время едва ли смог бы как-то отследить, и тем более изменить, судьбу сотен тысяч, если не миллионов, произведений искусства. В реальности, а не в фильме – их было несколько десятков человек на всю Европу, и их, судя по всему, интересовали не абстрактные «культурные ценности», а только высоколиквидные произведения классиков, обладавшие наиболее высокой стоимостью при сравнительно малых габаритах. Находить такие произведения искусства, собранные в тайники гитлеровцами, американцы, бывало, что и находили, а вот с заявленной целью «возвращения бывшим владельцам» у американцев всегда было туговато, значительная часть «сохраненных для человечества» произведений искусства из Европы на самом деле «сохранилась» у американских частных коллекционеров или в музеях. Многие представители европейских семейств до сих пор пытаются вернуть «спасенные» путем вывоза в Америку сокровища культуры. Даже англоязычная Википедия, рассказывая о деяниях этого отряда, такую проблему признает, но господин Клуни, естественно, показывает, что американцы ВСЕ вернули, а если чего и не хватает – то вопросы либо к немцам (приличные парни, вообще-то, только Гитлер им голову немного задурил), или к чертовым русским, которые еще хуже, чем немцы. Кстати, все русские в фильме – такие придурковатые мордовороты, типа Валуева, они с удовольствием тырят все, что не успевают «спасти для человечества» американцы.
Кстати, насчет сцены в финале фильма – о спасении в австрийской шахте той самой мадонны из Бельгии – и еще десятков тысяч предметов. Роль американского отряда там была в лучшем случае в каталогизации найденных сокровищ. Взрыв сокровищ в шахте (запланированный эсэсовцами) предотвратили, вы не поверите, сами немцы, работники шахты. При этом вход в шахту (но только вход) взорвали тоже те самые сознательные немцы, чтобы предотвратить доступ к произведениям искусства эсэсовцам, чтобы те не смогли проверить реальность их уничтожения. Американцев там просто, что называется, рядом не стояло во время реального спасения сокровищ.
Советские войска (как обычно - мордовороты в шапках-ушанках, и это в первых числах мая 1945 г.!) на самом деле не только не собирались захватывать конкретно эту австрийскую шахту, их и в округе-то не было, т.к. эта шахта не относилась к советской зоне оккупации. Тем не менее, в фильме показано, как доблестные американцы, во-первых, лично предотвращают взрыв, а во-вторых, делают все, чтобы «спасенные» сокровища не достались «этим русским бандитам». Опять-таки, даже Википедия признает, что значительная часть предметов искусства из этой шахты до сих пор не возвращена наследникам бывших владельцев. Об этом Клуни в фильме, разумеется, молчит в тряпочку.
Не совсем понятна роль данного отряда, например, при планировании массированной бомбардировки Дрездена, когда был полностью разрушен один из красивейших немецких городов (то, что сейчас видят в Дрездене туристы – это полностью НОВОСТРОЙ, восстановленные по старым чертежам и фото здания). Погибли не просто практически все исторические здания, не просто часть коллекции Дрезденской галереи (наиболее ценные экспонаты были сначала вывезены немцами, а потом найдены русскими, хотя несколько тысяч экспонатов все же погибло в огне) но и до 150 тыс мирных жителей погибло ЗА ТРИ МЕСЯЦА ДО КОНЦА ВОЙНЫ, а еще там при бомбежке погибли тысячи и американских, и советских военнопленных. Вся «вина» Дрездена была в том, что это город должен был отойти к советской зоне оккупации – конечно, в таком варианте судьба произведений культуры («достояния всего человечества», как пафосно в начале фильма говорит герой Клуни) американцев уже не волновала…
Кстати, те же американцы в 1972 г сняли прекрасный (и честный) фильм «Бойня номер пять» по роману Курта Воннегута, одного из тех СЕМИ американских военнопленных из нескольких тысяч, кому удалось пережить тот налет авиации союзников на Дрезден. Между прочим, в этом фильме, снятом Голливудом же в разгар, казалось бы, холодной войны, русские показаны с гораздо большей симпатией, чем в современном фильме. Клуни судьба Дрездена не интересует вообще – зачем мелочиться насчет какого-то города с населением 600 тыс человек и ОГРОМНЫМ числом памятников культуры, главное, что спасли ту мадонну из Бельгийского городка…
Мне вообще-то не пришлось корпеть месяцами, разыскивая вот эту информацию в каких-то секретных архивах, как-то специально пытаясь «опровергнуть американскую пропаганду». В кино я сходил несколько недель назад, вся информация о реальных событиях – из доступной всем Википедии, найдена мною за 30 мин поисков. Клуни, я думаю, Википедия тоже была абсолютно доступна, и почему он ею не воспользовался, а решил несколько «скорректировать факты» – вопрос только к нему и Голливуду.
В заключение еще одна характерная деталь. В фильме много раз упоминается тот музей фюрера, для которого вроде бы собирались все эти ценности немцами по всей Европе. Много раз в самом фильме показывается, как американцы ценности находят практически случайно – случайно заехали к зятю дантиста – нашли у него пять картин, и так далее… В то же время американцам было прекрасно известно, кто был директором этого готовящегося к открытию музея (хотя в фильме о нем всего полслова). После окончания войны они с этим директором, я думаю, очень активно «работали». Вроде бы задача «работы» с ним американцев была как раз в поиске всех произведений искусства, награбленных для этого музея гитлеровцами.
Еще раз: американцам прекрасно был известен именно тот человек, который должен был знать о местонахождении если не всех, то очень и очень многих художественных ценностей. Они от него получали информацию, каким путем – путь подскажет вам фантазия.
И этот директор несостоявшегося музея награбленных ценностей не просто отсидел в американской тюрьме какое-то совершенно минимальное время сразу после войны, а потом его американцы же моментально выпускают. Интересно, что не далее как в прошлом году в мюнхенской квартире сына этого директора «совершенно случайно» обнаруживаются считавшиеся пропавшими в военное время экспонаты для того самого музея фюрера, более полутора тысяч, на общую сумму более миллиарда долларов!
Думаю, логично предположить, что несколько тысяч других экспонатов того же музея фюрера втихую были предложены тем самым «охотникам за сокровищами» из Штатов в качестве взятки, если заведомый военный преступник из Германии смог без хлопот сохранить для своего сыночка очень приличный куш. Ну, а в голливудском фильме – все, разумеется, чинно и благородно, благородные американцы элегантно «надирают задницы» сбившимся с пути истинного немцам и чокнутым русским, честно возвращая практически все найденное симпатичным, но немножко лоханувшимся французам и бельгийцам …
+35
Проголосовало за – 60, против – 25
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru