Предупреждение: у нас нет цензуры и предварительного отбора публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №919629

Карибский кризис.

Лет 20 назад, у меня на кухне, дома в Колорадо сидела пара американцев. Обычное кухонное застолье с разговорами за жизнь. Каким-то образом разговор зашел о карибском кризисе, о том, что люди в США и СССР знали про него, как на это реагировали.

Я во времена этого кризиса, недавно как перестал пешком под стол ходить, так что у меня никаких воспоминаний на эту тему не было. Дед одного моего знакомого, который в те времена был очень большим человеком (чуть ли не членом ЦК), рассказывал, что он что-то про это слышал, и в самый разгар кризиса, он возвращаясь домой с работы, по советской привычке закупил соли и спичек, и пару пакетов сахара. Ничего конкретного он не знал.

Американцы знали про кризис и переживали его в реальном времени. Один из моих гостей, бывший полярный летчик, рассказал, что в разгар кризиса (насколько я понимаю это было в октябре 1962 года) он приехал вечером домой, выпил свою обычную рюмку бренди, посидел, подумал, и посадил в машину семью, положил в багажник палатку и поехал куда-нибудь подальше от города. В общем ничего особенного.

Потом второй американец поделился своими воспоминаниями. Недавно я вспомнил его рассказ и полез в Гугл проверять детали (а так же, что он, по должности, мог быть свидетелем рассказанного) – все сошлось, так что похоже, что он не врал.

В середине 1962 года, он сидел на заседании под председательством президента Кеннеди (JFK), внезапно, директору ЦРУ подали записку, и он сообщил, что по их сведениям из Москвы вылетел самолет и летит он куда-то к Америке. Больше никаких деталей не было. Брат президента, Роберт Кеннеди, маленький и очень энергичный человек, подпрыгивая на месте от избытка энергии, начал кричать: “Это бомба, надо сбивать”. На что JFK, меланхолично подперев голову рукой сказал: “ЦРУ знает что это за самолет? Нет. Значит подождем”. Довольно быстро стало известно, что самолет должен сесть для дозаправки в Африке (Конакри, Гвинея). В Конакри у ЦРУ агента не было, поэтому агент из соседней страны вылетел в Конакри на небольшом самолете, чтобы выяснить, что везет советский самолет. Дальше все пошло как в плохом детективе – при посадке американский самолет разбился, агент ЦРУ погиб, и советский самолет вылетел по направлению к Америке. Больше возможности выяснить что везет этот самолет и куда летит не было.

Роберт Кеннеди опять начал подпрыгивать и кричать: “Это бомба, надо сбивать”. JFK, опять подперев голову рукой, грустно сказал: “ЦРУ не знает, что в этом самолете, значит подождем”.

Ждать пришлось не долго, самолет совершил посадку на Кубе и ТАСС объявил, в в Гаване совершил посадку первый коммерческий рейс Аэрофлота: на борту 60 журналистов.

В общем, следование афоризму “Если хочешь суетиться – суетись… Кто я такой, чтобы лишать тебя права на ошибки?” в данном случае могло и к войне привести.
+544
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
16 комментариев, показывать
сначала новые

Sarkis04.12.17 01:14

>> на борту 60 журналистов
В штатском же, конечно? ;-D

+0
ответить

vvt251 ➦Sarkis04.12.17 02:48

Подозреваю, что действительно жунралистов, невинные жертвы всегда куда лучше чем люди в штатском.

+0
ответить

Serge71229.11.17 23:40

От Москвы до Гаваны 9,700 км, далность полета Ту-114 9,720 км, на самом пределе.
https://en.wikipedia.org/wiki/Tupolev_Tu-114

Из Википедии:
Первый перелёт из Москвы в Гавану с посадкой в Гвинее (аэродром Конакри, построен советскими специалистами) выполнен 10 июля 1962 года. Всего выполнено 4 рейса через Конакри, а затем правительство Гвинеи запретило под давлением США «посадку самолётов весом более 150 тонн». Ещё четыре рейса было выполнено с посадкой в Дакаре (Сенегал), после чего полёты были запрещены под предлогом «наличия на борту оружия». Ещё три рейса выполнили через Алжир, но и здесь под давлением США полёты запретили. Пришлось искать новую трассу, выполняя обязательство перед правительством Кубы о регулярном воздушном сообщении. Первый технический рейс с посадкой на дозаправку в Мурманске выполнен 22 декабря 1962 года. Первый рейс в Гавану по северному маршруту с пассажирами на борту, на самолёте Ту-114Д СССР-76480 выполнен 7 января 1963 года. С этого момента начались регулярные рейсы, с посадкой на дозаправку на военном аэродроме г. Оленегорск Мурманской области.

Впрочем, иногда сильный встречный ветер над Атлантикой вынуждал производить техническую посадку на дозаправку на … американской авиабазе в Нассау на Багамах. К чести американцев, всё проходило нормально, за керосин и обеспечение платил командир корабля наличными долларами и талонами фирмы «Shell». Иногда в кабине Ту-114Д находились штурманы бомбардировщиков Ту-95, во время перелётов над Атлантикой получавшие хорошую практику. Применялось и сопровождение Ту-114 боевыми Ту-95 до точки возврата.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-114#Эксплуатация

+3
ответить

Imadegawa29.11.17 17:37

В США интересная система автомобильных номеров, в каждом штате своя и со всякими ништяками вроде заказать свое сочетание букв, номер с фоновыми "обоями", логотипом спортивной команды итп., даже масонские есть. Отдельной категорией идут орденские и ветеранские. Можно встретить на дороге и ветеранов Вьетнама, и Кореи, и Ирака, и Перс. залива (наверное 1-я Иракская), изредко попадаются 2МВ. Но у меня всегда вызывает улыбку номер ветерана "Карибского ракетного кризиса". В других войнах люди реально воевали или как минимум были отправлены в другие страны подолгу переносили там тяготы и лишения службы. А что такое надо было делать во время Карибского кризиса, чтобы посчитаться ветераном войны? Сидеть на жопе и бояться? Ну и, понятное дело, пропаганда профессионально сработала, и все американцы убеждены, что тогда они победили против немотивированной агрессии СССР. Предысторию про ракеты в Турции, в свете которой уже не так ясно, кто первый начал, и кто победил, знают не все.

+1
ответить

Serge712➦Imadegawa29.11.17 23:24

Начали и победили американцы. Типичная "мы самые особенные" американская психология. Американцы разместили ракеты в Турции "ну и что такого, нам можно". Советы разместили ракеты на Кубе "да как они посмели!". Объявили морскую блокаду Кубы, это нормально, нам можно - а если бы СССР аналогично объявил блокаду Турции? В Турции ракеты больше не размещали, но зато разместили ракеты в Европе в конце 1970-х - начале 1980-х.

+1
ответить

Chicago95 29.11.17 17:35

Дети! Ну дети малые!! «ТАСС заявил и все успокоились»

+-3
ответить

tabutask29.11.17 13:25

К 1960 году США имели значительное преимущество в стратегических ядерных силах. Для сравнения: американцы на вооружении имели примерно 6000 боеголовок, а в СССР было только примерно 300. К 1962 году на вооружении США находилось более 1300 бомбардировщиков, способных доставить на территорию СССР около 3000 ядерных зарядов[1]. Кроме того, на вооружении США стояли 183 МБР «Атлас» и «Титан»[2] и 144 ракеты «Поларис» на девяти атомных подводных лодках типа «Джордж Вашингтон» и «Этен Аллен»[3]. Советский Союз имел возможность доставить на территорию США около 300 боезарядов, в основном с помощью стратегической авиации и МБР Р-7 и Р-16, имевших низкую степень боеготовности и высокую стоимость создания стартовых комплексов, что не позволяло произвести масштабное развёртывание этих систем.

В 1961 США начали размещение в Турции, около г. Измир, 15 ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» с радиусом действия 2400 км, напрямую угрожавших европейской части Советского Союза, доставая до Москвы. Президент Кеннеди считал стратегическое значение этих ракет ограниченным, так как подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами, могли накрывать ту же территорию, имея преимущество в скрытности и огневой мощи. Тем не менее, в конце 1950-х ракеты средней дальности технологически превосходили межконтинентальные баллистические ракеты, которые в то время не могли постоянно находиться на боевом дежурстве. Другим преимуществом ракет средней дальности является малое подлётное время — менее 10 минут.

Советские стратеги осознали, что перед ударом этих ракет они практически беззащитны, но можно достичь некоторого ядерного паритета, пойдя на ответный шаг — разместив ракеты на Кубе. Советские ракеты средней дальности на кубинской территории, имея дальность стрельбы до 4000 км (Р-14), могли держать под прицелом Вашингтон и около половины авиабаз стратегических ядерных бомбардировщиков Стратегических ВВС США, с подлётным временем менее 20 минут.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81

+6
ответить

Рихтер29.11.17 12:39

Хм... Одному мне кажется странно, что самолет летит из Москвы в Америку через Африку?

+3
ответить

odek➦Рихтер29.11.17 18:41

После движения сторонников теории плоской Земли уже ничего не может казаться странным :-))))))))))))))

+3
ответить

vvt251 ➦Рихтер29.11.17 19:06

Мне это тоже было странно. Именно это я и полез проверять в первую очередь.

+0
ответить

Serge712➦Рихтер29.11.17 22:58

Надо полагать, кого-то высадил или подобрал в Африке. Пассажирскому самолету в то время могло не хватать дальности для прямого перелета. Раньше так и летали, с несколькими посадками, по крайней мере Аэрофлот. Пассажиропоток был настолько мал, что делать отдельный рейс в Гавану и отдельный рейс в Гвинею было непрактично. Конечно, получился большой крюк, лишних 5 тысяч километров, по моим подчетам.

+1
ответить

vvt251 ➦Serge71230.11.17 01:07

Причин было несколько. Главная (официальная) - ни одна из европейских стран, где можно было дозаправиться не дала разрешение на это (время было напряженное). Другая причина - аэропорт в Гвинее - построил СССР - то есть там было все свое (включая персонал).

+0
ответить

Рихтер➦Serge71230.11.17 09:17

Дозаправлялись они там, это я на сайте Аэрофлота проверил. Но спич не об этом. То есть вот взлетел самолет из Москвы, взял курс на юго-запад (в сторону Африки)... и ЦРУшники сразу догадались, что он летит в Америку?! "Шурик! Так вы телепат! Прямо-таки Вольф Мессинг!" (с)

+3
ответить

Serge712➦Рихтер30.11.17 16:44

Откуда ЦРУ могло знать? Агентурные данные? Агенты в аэропортах и диспетчерских службах? Данные радиоперехвата? Был ли заявлен план полета с диспетчерскими службами по всему маршруту полета? Как оно было в начале 1960-х я не знаю, в наше время полет согласуется с диспетчерскими службами и любой гражданский самолет ведут от начала и до конца. Вопрос так же в том, был ли полет самолета на Кубу настолько необычным, что бы вызвать такую озабоченность? Учитывая что это случилось задолго до того, как американцы обнаружили ракеты на Кубе.
Самое неправдоподобное в истории это то, что кто-то присутствовал на сверхсекретном совещании у Президента и потом разгласил сверхсекретную информацию. Информация о методах работы спецслужб и источниках информации это секрет. Информация о том, что ЦРУ знает и чего оно не знает это государственная тайна, имея эту информацию противник может вычислить откуда откуда происходит утечка информации.
Естественно, история чистая выдумка, хотя и интересная с точки зрения истории и географии. Очевидно, кто-то из американцев придумал эту байку, слегка сместив события по времени.

+0
ответить

vvt251 ➦Serge71230.11.17 20:20

Полет был необычным- это был первый полет. СССР, не любил заранее о чем либо сообщать, так что деталей полета американцы могли не знать.
В том что рассказчик присутствовал на заседании, я не сомневаюсь - я его биографию знаю. Рассказывал он про это лет через 30 и надежного источника информации явно не было, так что ничего особенно секретного он на выдавал (вообще ничего секретного).
Ракеты поставили в октябре, но решение об этом приняли за месяц до этого полета. Так что думаю, что американцы что-то знали и поэтому так реагировали.
При этом могу добавить, что про обнаружение ракет он никогда ничего не рассказывал, хотя знал это все в деталях (я его биографию знаю).
Спросить его уже нельзя, он дожил до 84 лет и умер в окружении семьи в Санта Барбаре.

+0
ответить

БФ229.11.17 10:03

Вот смысл везти одну бомбу...Да и ракеты тогда уже были.

+5
ответить
  • Вконтакте
  • Facebook

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru