Как человек, учивший детей в вечерней школе в США, куда ходили в основном дети иммигрантов, заявляю, что почти не встречал детей, которые бы за год или даже за пять заговорили по-английски на уровне носителей. Хотя почти все они днем учились в обычных американских школах, а некоторые родились в США, ходили в садики.
Американские нормативы курсов ESL для школьников, чей родной язык не английский, рассчитывают на пять уровней, переход на очередной занимает около года (у разных детей по-разному, конечно, нередко за год прыгают сразу на два уровня). Но после достижения пятого уровня ребенок отнюдь не говорит по-английски свободно, и его легко отличить от урожденного носителя. Просто дальше нет смысла выдергивать его с обычных уроков ради ESL-классов.
Дети какого возраста ходили в ту вечернюю школу? Лет 10-ти?
Моя знакомая из мусульманской страны вышла замуж по их меркам очень поздно, лет в 35 (после диплома американского универа, до этого у нее был диплом врача из своей страны). Поздний ребенок был отдан в Штатах в КАТОЛИЧЕСКИЙ детский сад (т.к. он был в 100 метрах от их дома, в отличие от более "скрепного" мусульманского садика), где с 4 до 5 лет научился ПРЕКРАСНОМУ английскому, но он почти не говорил на родном языке родителей. Плюс к этому, сынок принес из детского сада привычку выкрикивать "Jesus!", когда ему что-то не нравилось, что маму только веселило, а папу дико раздражало.
Кажется, потом ребенок подтянул "родной" язык, после того, как на пару месяцев слетал к бабушке с дедушкой, но только в устной форме - своеобразную письменность родного языка (не арабскую) он так и не освоил.
Соломон Маркович ★➦katayez• 13.11.22 14:51
Ну автором сроки даны примерные для затравки истории. У всех разное восприятие языков. У меня был товарищ, у которого сын учил английский в обычной школе, потом в девятом классе его отправили учиться в англию с уровнем моя твоя понимай, в очень старый колледж в замке в местечке под названием Батл-Абб. Через полтора года он очень хорошо говорил по английски, зотя никто его специально не учил, хотя с ним пришли в одно время еще трое русских чей уровень вырос незначительно за то де время.
> Дети какого возраста ходили в ту вечернюю школу? Лет 10-ти?
В основном 10-15, хотя бывали с 8 до 17. У нас учат школьной математике на сильном по сравнению с обычными школами уровне. Осмысленные занятия для средних классов: малышам еще не нужно, а старшеклассники к ЕГЭ (ACT/SAT) обычно занимаются с репетиторами, хотя у нас есть и занятия по подготовке к ЕГЭ, и матан. Дети к нам ходят в основном азиаты, довольно много русских, немножко прочих.
> где с 4 до 5 лет научился ПРЕКРАСНОМУ английскому
Но даже урожденные англичане в 5 лет не говорят на прекрасном английском. Ребенок овладевает родным языком годам к 10, и то это далеко не уровень обычного взрослого человека. Младшеклассникам часто трудно передавать свои мысли, особенно неподготовленным взрослым (не учителям и не своим родителям). Они не понимают обычные текстые, понятные почти всем взрослым. Они не умеют писать. У них еще часто произношение не устоялось.
Уважаемый/ая!
Вам очень хочется настоять на своем?
Зачем Вы свой experience с 10/15-летними автоматически переносите на 5-летнего?
Специально для Вас поясняю: ребенок из некоей мусульманской страны, пойдя в детсад в 4 года, через год (возможно, через полтора, уже не помню) говорил по-английски НЕ ХУЖЕ СВОИХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СВЕРСТНИКОВ. Не более того, но и не менее.
Я заходил вместе с родителями мальчика в группу детсада, видел и слышал там его (а потом слышал его речь, обращенную к родителям), и слышал речь его одногруппников ("местных", белых, черных, китайцев и проч.) Разницы я не услышал.
> Зачем Вы свой experience с 10/15-летними автоматически переносите на 5-летнего?
а) кто вам сказал, что мой опыт ограничивается 10-15-летними? Просто с 10-15-летними он большой, я вел занятия у нескольких сотен учеников. А с малышами - маленький, но тоже отнюдь не нулевой. В конце концов, я сослался не только на свой опыт, но и на систему ESL в американских школах, где считается, что ребенку нужно около пяти лет только на то, чтобы дойти до уровня, когда помощь больше не нужна - и это совсем еще не уровень носителей-сверстников;
б) если ребенок не говорит хуже сверстников в 5, что заставит его говорить хуже в 10? Вообще-то к 5 годам у ребенка лексикон на много тысяч слов (по некоторым оценкам около 10 тысяч, более консервативные говорят про 5 тысяч). Откуда у иммигранта через год
> Разницы я не услышал.
Не сомневаюсь. Одно дело, когда посторонний человек, да еще и эмигрант, не заметит разницу за несколько минут случайно подслушанного разговора, другое дело - сравнить реальный уровень. Способен ли иммигрант поговорить на любые темы, на которые говорят его сверстники, или только спросить что-то по школьным младшеклассным делам. Понимает ли ребенок, условно говоря, 97% лексикона "Стюарта Литтла" или только 60%.
Кроме того, даже если ваш мусульманский ребенок и проявил необычайные таланты в усвоении английского языка, вы утверждаете (со слов учителя), будто то же самое касается большинства. Я же, тоже учитель, утверждаю, что это не так. Мое слово против вашего. Конечно, вы не знаете, действительно ли я учитель и компетентен ли я в оценке языковых способностей, но я ведь тоже не знаю не только этого про вашу учительницу, но даже говорила ли она вам то, что вы передаете. Зато мои слова подкрепляются исследованиями.
Например:
https://www.luc.edu/media/lucedu/education/pdfs/languagematters/F15_Haapala__Presentation_ELL-Assessments.pdf
На прохождение уровней с "только начал обучение в англоязычной среде" (неважно, когда приехал, пусть даже и родился в США) до "сравнялся с англоязычными сверстниками" уходит обычно 4-8 лет, причем на всякий случай рекомендуется тех, кто вроде бы сравнялся, отслеживать еще два года. И надо понимать, что под "сравнялся" понимается то, что ребенок догнал сверстников в навыках, необходимых для дальнейшего обучения в школе, а не то, что он их догнал во всех языковых аспектах. Во всех он, возможно, не догонит никогда.
katayez➦katayez• 15.11.22 15:12
А вот другой документ: https://www.cde.state.co.us/accountability/access-growth-to-standard-fact-sheet_final_july-2018
В среднем ребенку требуется 6 лет, чтобы перейти с уровня 1 на уровень 4, еще два года его подержат на уровнях 4 и 5, затем ребенка уже "выпускают" из программы, но только уровень 6 означает, что он сравнялся с англоязычными сверстниками. Такому уровню уже не учат на занятиях, он получается сам собой, но достигают его не все.
Послушайте, Вы серьезно считаете, что для ребенка, родившегося в США у вполне англоязычных родителей, которые с ребенком ВООБЩЕ не говорили на родном для себя языке (видимо, решили сохранить для себя "канал общения", недоступный для ребенка), ходившего в чисто англоязычный садик год или полтора, нужно еще 4-8 лет, чтоб сравняться с англоязычными сверстниками?
Возможно, Вы расист? Я не вижу иной причины, почему такой ребенок "при прочих равных" должен минимум на 4 года отставать от своих сверстников, родившихся в США в неэмигрантских семьях.
Более того, я уже писал здесь про афганскую семью беженцев (5 мальчишек в возрасте от 7 до 15 лет), которые успели прожить в Москве 3 года - и все говорили по-русски прекрасно (кроме младшего, он уехал из России в 5 лет, но и он говорил по русски, хоть и корявенько). Два года они жили в испаноязычном пригороде Бостона - и уже прекрасно говорили по-английски (включая семилетнего). И еще hablaban español.
Никто не ходил ни на какие курсы!
Может, что-то с курсами не так?
Ну вот, вы уже придумваете некого "ребенка, родившегося в США у вполне англоязычных родителей, которые с ребенком ВООБЩЕ не говорили на родном для себя языке", хотя в вашей статье ничего такого не было. Ни детей, родившихся в США и ходивших в чисто английские садики, ни "вполне говорящих по-английски родителей", которые говорят с ребенком по-английски.
> Никто не ходил ни на какие курсы! Может, что-то с курсами не так?
Простите, а вы вообще знакомы с американскими школами? Я говорил не про курсы, а про обязательную во многих штатах и доступную практически везде программу поддержки школьников - не урожденных носителей, которую предоставляют, часто принудительно, в обычных американских школах. Как правило, там либо небольшая поддержка: ребенка выдергивают с уроков пару раз в неделю на занятия английским, - либо вообще никакой поддержки для тех, кто не очень остро в ней нуждается. Однако там ежегодно или дважды в год оценивается уровень языка. И не так, как для обычных американских школьников, где смотрят на умение писать предложение с заглавной буквы и на расстановку апострофов, а реальный тест для иноязычных. Не для того, грубо говоря, чтобы проверить, пишет ли ребенок "корова" или "карова", а для того, чтобы узнать, знает ли он вообще, что такое корова и "пошла" ли она или "пошёл". И такие тесты, весьма примитивные для младшеклассников, показывают, что ребенку требуется около 5 лет на преодоление разницы между неносителями и носителями.
Уважаемый, я вообще редко чего придумываю.
И я человек довольно толерантный, матом на дурацкие инвективы сразу не отвечаю.
Родители ребенка из Бангладеш. Там английский - почти официальный второй язык (после бенгали). Все выпускники местных универов знают английский по определению, от 15% до 50% всех предметов в универах читаются на английском.
Родители ребенка, после обучения в Бангладеш, переехали в США (каждый сам по себе). К моменту знакомства и последующей свадьбы каждый из них закончил американский универ (жена - Гарвард, муж - MIT). Надеюсь, Вы догадываетесь, что английский язык они знали неплохо? Или Вы считаете, что, обучаясь в Гарварде, можно обойтись английским на уровне "How much watch?" Оба родителя работали в США чисто англоязычной среде уже порядка 7-10 лет. Английский у обоих прекрасный, мб с незначительным азиатским акцентом, едва слышимым.
Родился ребенок. Бенгальцев поблизости не было. Папа с мамой говорили друг с другом по-английски, лишь изредка переходя при сыне на родной бенгали. Няню-бенгалку найти было не очень легко, взяли няню-американку (чисто англоязычную). Ребенок говорил дома исключительно по-английски, а потом пошел в англоязычный детский сад.
Где, на каком этапе, и засчет чего у этого ребенка должно было появиться, по Вашему мнению, "4-8 летнее отставание" в изучении английского от своих сверстников, потомков неэмигрантов?
Вы мне прислали какой-то отрывочный текст, где указано, что проводятся некие тесты ACCESS-ELL, и что раньше они проводились на бумаге, а теперь онлайн.
Очень информативно.
У меня не хватает фантазии, как у 5-летних детей адекватно проводить хоть какие тесты на бумаге, а тем паче онлайн.
Если у Вас есть данные по динамике именно Kindergarten tests у детей эмигрантов в сравнении с детьми неэмигрантов, то пришлите плиз.
а) меня не интересует конкретный ребенок-бенгалец, о котором вообще речь не шла. Или вы уже забыли, что ваша история содержит два слабо связанных сюжета: вскользь сказано о детях-иммигрантах вообще, а подробно рассказано о ребенке-персе, который говорил с родителями на фарси и родители которого по-английски говорили слабо? При чем здесь теперь какой-то ребенок из Бангладеш?
б) да, я считаю, что можно обучаться в Гарварде, плохо говоря по-английски. Мой начальник-китаец в свое время отучился в магистратуре Питта, а затем в докторантуре Карнеги-Меллона. Не знаю, когда он попал в Штаты, но диссер в Карнеги он защитил уже в 1995 году. С тех пор он около двадцати лет жил в США (еще несколько лет провел на родине), на текущем месте работы занимает мелкоруководящие позиции уже 14 лет. Он с трудом владеет английским: с грубо ошибочной грамматикой, с плохой орфографией, отвратительным произношением, и он плохо понимает английский на слух. Реально, у нас настоящих американцев меньшинство, так что к плохому английскому у коллег я привык, но мой шеф переплюнул почти всех. Это не помешало ему закончить один из самых престижных американских вузов и построить успешную карьеру.
> Оба родителя работали в США чисто англоязычной среде уже порядка 7-10 лет. Английский у обоих прекрасный
Я работаю в США в англоязычной среде уже почти столько, сколько два ваши бенгальских родителя, вместе взятые. А перед этим 4 года работал в универе тоже на английском, и еще 10 лет изучал его. И до сих пор не умею говорить на уровне нормального американского подростка. Впрочем, я не утверждаю, что ваши бенгальцы не могли проявить особые таланты (в то время как мои способности явно ниже средних). Но как-то ваши, цитирую:
"много детей из семей иммигрантов из Африки, арабских стран, Индии, Китая. По-английски новички не говорят. Через год болтают по-английски чуть ли не лучше их учителей
- очень быстро превратились в единственного бенгальца, рожденного в США и с рождения говорящего с родителями и няней по-английски.
Может быть, Вы все же ответите, сколько Вы в своей жищни видели детей эмигрантов, пришедших в 5 лет в американскую школу (kindergarten) с англоязычной средой, и которые через год или два после этого плохо говорили по-английски (намного хуже чем их сверстники из англоговорящих семей)?
На профессоров и детей старше 10 лет просьба не ссылаться.
Не хочу добавлять деталей, позволяющих меня деанонимизировать, но скажу, что мои собственные дети ни за год, ни за три года в американской школе прилично по-английски не заговорили, а на свободном уровне не заговорили и за семь лет. При том, что они родились в Америке, никогда не ходили в русские детсады или школы, с трех лет ходили в американские садики и в пять пошли в киндергартен. Моя собственная грамматика и лексика в английском до сих пор лучше, чем у них (знаю гораздо больше слов, разных их значений, понимаю регистры и помню орфографию), хотя произношение и знание фразовых глаголов и вообще разговорных выражений у них несравнимо лучше моего. Им легче поговорить устно и смотреть фильмы, чем мне, но я лучше пишу и понимаю газеты, художественные книги. Уровень моих детей на фоне сверстников был ниже плинтуса в нулевке, остается он ниже плинтуса и в старшей школе.
Это, так сказать, опыт изнутри. Но я бы не стал на него ориентироваться, лично мы вообще мало способны к языкам. Однако это и не исключение. Скажем, приятель одного из моих старших детей, привезенный в Америку в четыре года, по-русски говорит с трудом, но с трудом говорит и по-английски, а он в Америке уже восемь лет. Английский у него настолько плох, что на уроках мой ребенок иногда переводит ему слова учителя. Вообще, детей, плохо говорящих и на материнском, и на английском языке я видел несколько.
Был еще один ребенок, приехавший в Штаты в 3 года, а учившийся с моим во 1-2 классах. До этого он год учился в другом классе, мы с ним не были знакомы. Ему тоже приходилось переводить все два года, хотя и у моего ребенка, как я уже сказал, уровень был слабый.
У остальных знакомых мне детей дела с усвоением английского шли не так плохо. Они за несколько месяцев школы осваивали язык в объеме использования важнейших (в школе) слов и понимания стандартных инструкций, через год могли болтать. Но это не был уровень сверстников ни через год, ни через пять. Одна девочка хорошо, как казалось, говорила в младших классах, но к концу мидл-скула отстала и перестала понимать объяснения учителей, при том, что по-русски она говорит еле-еле.
> На профессоров и детей старше 10 лет просьба не ссылаться.
Ну конечно, вместо профессоров я должен слушать человека, у которого толпы детей, впервые пошедших в школу, внезапно превращаются в единственного бенгальца, родившегося в США в англоговорящей семье. А мой опыт обучения детей среднего школьного возраста недостаточно описывает положение вещей в первом классе, то ли дело случайное наблюдение случайного прохожего.
katayez➦katayez• 17.11.22 01:52
Приведу пример того, чем отличается владение языка на уровне урожденного американца от того, когда ребенок вроде был умеет отвечать учителю и трепаться с одноклассниками на переменке.
Случай реальный, произошел пару недель назад с моим ребенком. Рожденным в США, с 3 лет ходящим в американские детсады, с 5 лет - в обычную муниципальную школу, где почти нет русскоговорящих. Сейчас в middle school. Проходит закон Бойля-Мариотта. Фразу "Бойль экспериментально изучал давление и объем газа и обнаружил, что когда первое растет, второй падает" ребенок понял в смысле "Бойль обнаружил, что когда первый газ поднимается, второй опускается".
Это - слабое владение языком. Но оно не мешает болтать и не мешало болтать даже восемь лет назад, в киндергартене, так что проходивший мимо HM мог решить, будто мой ребенок свободно говорит по-английски. Если у HM самого плохо с английским, он мог даже подумать, что мой ребенок - настоящий американец.
Я не увидел в этой истории ничего не только смешного, но хотя бы поучительного или познавательного. Когда мои дети ходили в детсад, усталая нянечка могла вечером такие истории ежедневно рассказывать. Теперь моя методика- читать истории на анекдот.ру на следующий день, когда отсеется всякая хрень- уже не работает. Такое впечатление, что работает бот, который по ключевым словам "США, Канада, Испания и тп" накручивает рейтинг всякой дребедени. У меня есть идея- давайте сделаем новый пункт в меню- "рейтинг историй от экспертов", в который могут войти любые здешние уважаемые завсегдатаи со звездами. По-моему, только так можно сохранить интрес публики к прочтению историй в количестве больше двух.
Соломон Маркович ★➦xvert• 13.11.22 13:02
А почему история должна быть поучительной? По крайней мере не раздражает и написана просто. Да, мути и хрени хватает, но эта не одна из них.
demontag➦xvert• 13.11.22 13:38
АН.ру и создавался только для эмигрантов, и присылали свои работы только эмигранты, потом только раскрутился в РФ. Если посмотреть старые мемы Небольсина, хорошо виден вектор и цели...
И сильно сомневаюсь что это один человек. А из этого следует...
Соломон Маркович ★➦demontag• 13.11.22 14:54
Ну да, наши люди за рубежом читают ан.ру, и в России тоже! А Диме Вернеру спасибо за сайт, я здесь нашел много друзей во всех концах мира.
НМ ★★➦demontag• 13.11.22 15:24
Мне кажется, история развития сайта давно и подробно была описана Димой... Эмигранты составляли большую часть посетителей на первых порах, т.к. интернет в России был значительно менее доступен, чем за границей.
Я помню, как в 1997 г. покупал себе свой первый ЛИЧНЫЙ комп (кажется, Pentium-MMX) примерно за 1000 долларов, и еще 250 баксов за модем US Robotics. Дайал-ап доступ стоил, кажется, 3 доллара за час ночью, и 5 долларов днем. Это при том, что моя зарплата как зам директора НИИ была до августа 1998 г около 200 долларов в месяц, а потом - аж целых 40 долларов. У жены - врача она была раза в 2-3 меньше.
Алексей 18 ★➦НМ• 13.11.22 16:41
Pentium-MMX
Это мой первый) Вместе с принтом полтора штукаря.
НМ ★★➦Алексей 18• 13.11.22 17:18
У меня был первый - ноут (кажется, Тошиба), с ЧЕРНО-БЕЛЫМ экраном ("вы, нынешние, ну-тка!"), был получен от моей компании году в 1994, с 386 процессором и виндой 3.11. Модем (9 kbps) к нему прилагался, но провайдеров у нас в регионе тогда не было :-(. Я на нем кандидатскую писал, купил цветной струйник за 200 баксов, даже сумел вставить в диссер несколько цветных рисунков :-).
Я оказался первым соискателем в нашем совете, кто не печатал диссер на машинке.
Произвел, так сказать, фурор в узких кругах :-).
А я свой 486й покупал в сентябре примерно 1996 за 800$, правда без модема. Интернет по карточкам сильно позже появился, да и мне он долго не требовался.
История произошла пару лет назад, так что да, "катамнез известен".
Мальчик пришел на следующий день уже без слез, поиграл с одногруппниками.
Потом вообще "втянулся", сейчас у него все хорошо.
Интересно, а кто накрутил ребенка сказками про шайтанов? Папа с мамой?
"Человек рождается с десятью пальцами не руках и десятью на ногах, но без понятия о боге" Ходжа Несрредин
demontag➦mrpap• 13.11.22 13:41
Ребенок папу видит редко но метко, похоже он и засирает ему мозги всякими религиозными страшилками.
Из всего этого ребёнок понял только про шайтана.
Рейтинг накручен или действительно 418 человек поставили этому опусу плюсик?
Я так "выбрасывала" за окошко детские кошмары и иногда "поросенка", который заставлял ребёнка себя плохо вести.
Честно говоря, с переменным успехом работало. Наверное, возвращались обратно, окошко-то открыто было.
Виктор Джонг ★★• 13.11.22 01:27
Что то я один что ли не понял почему дома пациент шайтана не боится?
Едли не профессионал - не берись врачевать.
У нас, в ведомственном детсаду "Шампиньончик", лет сорок назад был подобный
случай: мальчик боялся Кащея.
Он, правда, не ревел днями напролёт, а просто известный фильм-сказку в очень раннем возрасте
посмотрел.
Когда его спрашивали: Ты маму любишь? - он отвечал - люблю...
А папу? - тоже люблю...
А кого ты любишь больше? - Кащея...
Это было шоком для воспитателей: как так?!
Путём осторожных наводящих вопросов удалось выяснить что, если не любить Кащея, то
тот, в отместку, может навредить маме с папой...
Что с этим делать, педагоги не знали; но тут в дело вмешалась пожилая нянечка
Лукерья Сигизмундовна: она просто, на глазах у мальчика, сломала напополам швейную иглу.
И сказала: видишь, Витя? Кащея больше нет...
И Витя, без страха в сердце, пошёл в первый класс.
Уже в пятом он закурил, а в шестом попробовал вино и начал щупать девочек за попки.
Не, она уже старенькая была.
Просто испытывал чувство благодарности.
ЧорныйБен88➦siux• 12.11.22 19:38
А вот любил бы он партию, как положено, вместо Кащея, и никого бы не смутило. Правда, там и одной иголкой не обойдёшься.
siux ★➦ЧорныйБен88• 12.11.22 22:36
Я приоткрыл пред вами одну из страниц моих
будущих мемуаров - а вы вот как к ней относитесь...
Фиг вам тогда, а не приключения фруктовой мушки
в кошаре.
Соломон Маркович ★➦ЧорныйБен88• 13.11.22 00:10
Кто о чем а Беня о бане!!!)Любить надо девушек!!)
Виктор Джонг ★★➦siux• 13.11.22 01:30
Для убедительности обряда надо таки достать утку из зайца, яйцо из утки и иглу из яйца.
"Сломать руками иглу - это не так и просто ;)"
В свободное от основной работы время она занималась арм-рестлингом и гнула на спор подковы...
Так шта...
НМ ★★➦Виктор Джонг• 13.11.22 15:32
Процесс был оптимизирован, ни одно животное (кроме Кощея) не пострадало.
Как в Майоре Пейне лучше.
- Чудовище сидит у тебя в шкафу?
- Да!
(Разряжает туда весь магазин табельного)
- Если оно там было, оно сдохло. Спи.
Некто Леша ★★★★★• 12.11.22 15:59
:))) православные черти рассмешили особенно - такого еще не слышал
НМ ★★➦Некто Леша• 13.11.22 01:13
Ну, как-то их надо было противопоставить нехристю-шайтану?!
Кардиолог, однозначно. Стресс от пребывания в школе вызывает боль в сердце и интерпретируется как шайтан. Причем дома этого не наблюдается. Ишемическая болезнь или аритмия.
НМ ★★➦Serge712• 12.11.22 22:20
В 5 лет ишемическая болезнь у ребенка?!!
Чур меня, чур...
Обычное время начала ИБС - после 40 лет. Если ИБС в 16 лет - об таком случае пишут в медицинском журнале отдельную статью. Если в 5 лет ИБС - врача, который такого ребенка опишет, замучают с просьбой о докладах на ведущих международных симпозиумах. Это такая же редкость, как беременность в 60 лет.
НМ ★★➦Serge712• 12.11.22 22:24
Судя по тому, что моментально все исчело - скорее, проблема чисто психологическая. Педагог, мб бессознательно, сработал как психоаналитик (почитайте Фрейда, он кучу похожих случаев описывает, только не у детей).
Не ставьте диагнозы по истории с сайта анекдотов, и сами не диагностируемы будете (С).
Соломон Маркович ★• 12.11.22 15:12
Ну надо сценарий наваять - Изгоняющая!)) Гарик возьми на заметку!!)
Гарик О➦Соломон Маркович• 13.11.22 12:25
Знаешь, что такое СК? Синдром Кашпировского. Этот термин я придумал ещё в 89-м году.
Помню, году в 1990-м, когда Кашпировский "гремел", мы осматривали рабочих в Киеве и жили в гостинице "Спортивная" ("свечка" рядом со стадионом - мб сейчас уже другое название, не знаю).
И вот в какой-то день на том стадионе Кашпировский проводил свой "сеанс".
Это был рабочий день, так что я днем занимался своими делами где-то на улице Саксаганского, а вечером возвращался в гостиницу. По случаю полностью забитого людьми стадиона ближайшее метро было закрыто, и я шел к гостинице от площади Льва Толстого. Мне навстречу (т.е. к ближайшей доступной станции метро) по тротуарам и проезжей части шли тысячи человек, явно возвращавшиеся с того "сеанса". Они почти не разговаривали друг с другом, и я заметил у всех из них ОДИНАКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА! Это было реально страшно.
Я решил встать в боковом проулке и переждать, пока мимо меня пройдет эта молчаливая толпа, неизвестно с какими внушенными ей мыслями.
Никогда до этого не я задумывался, что у нас столько легковнушаемых людей, и что это так страшно выглядит.
80% населения с серьёзными психическими проблемами, это тупая статистика.
А в случае с Кашпировским всё ещё хуже. Как однажды сказала покойная ныне Н.П, Бехтерева — "Для всех нас было бы лучше, если бы Кашпировский был шарлатаном".
Кашпировский окучивал Киев и окрестности, в Москве этим занимался Юрий Лонго, в Питере — А. Горский.
Так что мне с учениками пришлось поездить, людей с того света вынимать.
"80% населения с серьёзными психическими проблемами"
Это сильный перебор.
Откуда цифирь?
От личного общения с 500-ми пациентами психбольницы?
По моим прикидкам, серьезные психические проблемы - процентов у 3-5.
Всякие неврастении и краткие эпизоды депрессии почаще, но это не "серьезные психологичекие проблемы".
Ну и - процитирую свою старую историю, 2004 года.
"Я уже давно забыл и фамилию больной, и суть ее постоянных претензий к
нам, но помню, что психиатр, которого мы вызвали для установления
"истины в последней инстанции", после часовой беседы с этой скандальной
теткой, отирая пот с лица, записал в истории болезни следующую фразу:
"Диагноз: установочное поведение примитивной личности".
На робкие вопросы нас - коллег-непсихиатров - о том, что, собственно,
сия фраза означает, оный эскулап, продолжая тяжело дышать и утирать пот,
выдохнул: "Ну дура она, просто дура! Понятно?!"
Вот "установочное поведение примитивной личности" можно поставить многим.
Но тоже отнюдь не 80%.
И это все-таки тоже не считается "серьезной психиатрической проблемой"...
Уловки многокомнатного ума, не более.
У нас своя статистика.
Поскольку давно отошёл от дел, править не могу. Но, думается, с развитием Инета, а так же игровой индустрии, кол-во психически здоровых могло уменьшиться раза в два, а то и больше.
Selection bias.
Я общаюсь преимущественно со здоровыми людьми. Вижу тяжелые проблемы не более, чем у 5%. Остальные адекватные, хотя небольшие психологические проблемы у кого-то имеются (максимум 10-12%).
При этом да, у меня нет знакомых наркоманов, единицы алкоголиков (сейчас уже все завязали), 2-3 человека сидевших, процентов 90 - с высшим образованием, в т.ч. 10-15% знакомых получали образование за рубежом.
Тоже, наверное, selection bias, но в другую, так сказать, сторону от Вас. Жил бы я не в Москве, а в вымирающей деревне Пензенской области - мб число адекватных среди моих знакомых было бы сильно меньше половины, не знаю.
Есть вариант, что у парня тахикардия. Т.е. шайтан пытается вырваться наружу.
izya➦Дядюшка Гарри• 12.11.22 16:29
Возможно, он сам себя загонял. Чем больше боишься, тем чаще стучит сердце, тем больше боишься. "Экзорцист" оборвал этот канал, парень перестал фиксироваться.
Не приписывайте маленькому ребенку реакций, характерных для взрослого. У них все по своему - говорю не только как отец, но и как врач, проработавший несколько лет в педиатрической клинике.
Нормальная частота пульса в покое у ребенка первого года жизни - до 140 ударов в минуту, у 5-летнего - до 110. Думаю, сердце было упомянуто просто по принципу древних, считавших, что душа человека находится в сердце ("а мозг вырабатывает слизь"). Может, и в коране есть что-то подобное про сердце, не знаю.