Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1386928

Ностальгия по Социализму – тем, кто помнит.
В продолжение истории 1386720 –про украденную ванну.

Летом семьдесят девятого года довелось мне попасть в стройотряд «Ленинград центральный».
Трудились на хлебозаводе имени Бадаева – сейчас он называется «Каравай»- это недалеко от площади А. Невского. С разрешения общественности позволю себе рассказать несколько эпизодов из той практики.

Эпизод 1. Знакомство.
Условия труда там были достаточно тяжёлые, местами просто экстремальные. Зарплаты же – ниже некуда. Поэтому большая часть рабочих находилась там принудительно – распределялась милицией, или это вообще были отбывающие срок на условно- досрочном освобождении.
По КЗоТу они тоже имели право на отпуск – поэтому на время их заменяли такими энтузиастами- комсомольцами вроде нас. Несколько похоже на работорговлю.
Работа несложная – девчёнок загнали на второй этаж – на сушки и бублики, а нас на укладку и выборку хлеба – раскладывать по лоткам, или следить, чтобы весь свежевыпеченный хлеб из печи попадал на транспортёр. Один ряд – десять силуминовых форм, скорость подачи – одна буханка в секунду. На выборке стоишь и бездельничаешь – всё автоматизировано, очередной ряд появляется из печи, переворачивается и скачет по специальным зубчикам – буханки вываливаются на ленту и уезжают на укладку. Очень жарко- ну что удивляться- возле печи стоишь. И выдана небольшая лопатка из нержавейки – если буханка не вывалится – её надо выковырять, чтобы не уехала обратно.
Ага. Вот тут и был подвох. На противоположном конце печи стоит автомат для смазки форм маслом, и автомат подачи теста. Сломался автомат для смазки. Цепь с формами останавливать нельзя, иначе несколько тонн хлеба превратятся в угольки и намертво пригорят к формам- а это значит месяц простоя- пока их отчистят.
Мгновенно был найден вариант решения – вместо автомата поставили какого- то ленивого придурка, дали ему в руки пистолет- пульверизатор, прикреплённый к шлангу подачи масла под давлением. Стой и поливай – старайся поровнее, и чтобы всем досталось. Десять форм в ряд – это около трёх метров. Чтобы смазать всё как следует, надо сделать шаг в одну сторону, и потом- два в другую. Естественно, этому мерзавцу лень топтаться взад- вперёд – он стоит на месте и просто размахивает пистолетом. Гад. Из десяти форм в ряду, нормально смазываются четыре- пять. До крайних, если что- то и долетает, то настолько недостаточно, что выпеченные буханки гарантированно не вывалятся самостоятельно.
Кода до меня дошли эти несмазанные ряды- начался ад. Без преувеличения. С силой воткнуть лопатку между стенкой формы и хлебом, и вывернуть буханку на конвейерную ленту. Четыре- пять раз за десять секунд. Без перерыва. Минут пятнадцать было даже немного весело, через полчаса руки уже просто болели, через час это было уже почти отчаянье на грани истерики.
Выковыривать удавалось не все, и через сорок пять минут (полный цикл хода подающей цепи, на которую крепятся формы) ко мне стали приезжать обгорелые лепёшки двойного объёма. Это извлечь на ходу уже в принципе не представлялось возможным.
Когда прибежала возмущённая мастер смены, я её просто обматерил- чего никогда себе не позволял и не позволяю – матом с женщинами. Баба была не дура, поняла причину, и через сорок пять минут стало получше – видать она вставила пистон тому уроду с масляным пистолетом. Но всё равно – две- три буханки из ряда приходилось выковыривать.
Да, весь этот спектакль происходил при температуре около пятидесяти градусов по Цельсию. Не помню, как я достоял эту смену. Когда меня сменили, я просто упал и лежал на полу, дожидаясь, чтобы исчезли красные круги перед глазами. До дому добрался, имея вместо рук две верёвки. Это не фигура речи – «устал, аж руки не поднимаются». Стою как дурак перед дверью, и не могу поднять руку, чтобы вытащить ключи из кармана. Хоть смейся, хоть плачь. Носом нажал кнопку звонка, ужинать отказался, рухнул на свой диван, и провалился в небытие.

Эпизод 2. Боевое крещение.
После этого я к выборке больше не подходил. На укладке нас было трое – Арсен, мужик за сорок уже с тремя ходками, Дима – молодой придурок с условной статьёй и я. Надо просто уложить хлеб по деревянным лоткам в контейнере и откатить полный контейнер в сторону цеха экспедиции, где грузчики уже будут закатывать его в грузовики.
Двое работали, один отдыхал – по полчаса, потом менялись. Хлеб с ленты транспортёра кучей сыпался на вращающийся стол, первый по ходу укладчик успевал убирать почти всё, второй подбирал остатки, подвозил пустые и отвозил полные контейнеры. Полный контейнер весит около двух тонн – катали их по специальным рельсам, проложенным на высоте около полуметра над полом.
Повороты – на поворотных кругах. Те же рельсы, отрезки по метру, только с фиксаторами, и на тумбе с подшипниками для разворота на девяносто градусов- по вертикальной оси. Подъехал, закатил контейнер на круг, закрыл и проверил фиксаторы контейнера, открыл фиксатор рельсов, развернул, закрыл фиксатор рельсов, открыл фиксаторы контейнера, поехал дальше. Вроде просто. Но в цеху работал парень, который ухитрился уронить на себя контейнер при повороте – я видел в душе его жуткие шрамы.
В тот день я опоздал минут на пять – (напоминаю, скорость подачи- буханка в секунду) и на столе уже вертелось с полтонны хлеба. Там так принято было – смена кончилась – встали и пошли, остальное – проблемы принимающей смены. Слава Богу, рядом стояли три пустых контейнера. Ни Арсена ни Димы нет – Арсен мог накануне нажраться, и появиться на работе через час после начала, а Дима вообще был непредсказуем.
Ну я и рванул по Стахановски– со временем эти движения доходят до полного автоматизма – схватил две буханки – крутанул их так, что шлёпнулись на неподвижную полку у стола- аккуратно рядышком, схватил ещё две, крутанул, схватил готовые четыре, развернулся, бросил в лоток контейнера. В лотке два ряда по восемь буханок. Лоток заполнил, переменил на пустой – и так далее. Часа за два мне удалось привести укладку в Божеский вид. Я даже успевал бегом сгонять за пустыми, и оттаскивать к экспедиции полные контейнеры.
Мастер приволокла мне в помощь какую- то бл.., …особу легкомысленного поведения. От неё было больше вреда, чем пользы – всё путала, болталась под ногами, только мешала. А когда начала пытаться ко мне клеиться, я её просто прогнал.
И вот тут то и пришла беда, откуда не ждали. На поворотном круге отломился фиксатор контейнера. Это была жопа. Это была не просто жопа, а жопа размером с восходящее солнце. Я поорал, мастеру вроде передали, но хрен его знает, сколько времени уйдёт на ремонт? Если не продолжать укладку, меня этим хлебом просто засыплет.
Я заполнил три контейнера – больше возле укладки не помещалось. Плюнул, выматерился, (сейчас бы сказал- перекрестился), закатил полный контейнер на круг, и повернул его без фиксатора – поддерживая с открытой стороны и на дрожащих ногах. Если бы он решил упасть, я всё равно не удержал бы две тонны.
И так ещё два раза. Откатил их в экспедицию, и бегом назад- укладку останавливать нельзя. Минут через двадцать пришёл сварщик, за пять минут приварил фиксатор и всё вроде стало как всегда – можно продолжать дальше эту сумасшедшую работу.
К обеду появился Арсен. Он видите- ли, ночевал в вытрезвителе. Посмотрел на меня даже с некоторым уважением, и пошёл к водителям, договариваться, чтобы ему водки привезли.
Дима в тот раз так и не появился.
Эпизод 3. Криминальная схема.
Благодаря тому уважительному взгляду, что я удостоился получить от Арсена, я получил повышение – меня приняли в преступную организацию. Стало понятно, отчего Арсен иногда выгонял меня отдохнуть неурочно - по схеме меняться через полчаса. Он был автором и инициатором следующей комбинации. В лотке лежит два ряда буханок по восемь штук. Если класть по девять, никто этого не заметит.
Он сумел договориться с булочными, с экспедицией, с водителями и получить уверенность в негласном покровительстве руководством завода – не верю, что об этом не знало начальство. Знало и молчало – получая свою долю.
Теперь немого арифметики.
В контейнере четырнадцать рядов по четыре лотка в ряд. В каждом лотке лежат две украденные буханки. Одна буханка стоит шестнадцать копеек. За смену мы «заряжали» сорок- пятьдесят контейнеров.
14*4*2*40*0,16= 716,8
14*4*2*50*0,16=896,0
В среднем по восемьсот рублей за смену. За восемь часов работы. По тем временам- деньги огромные. Нет, ОГРОМНЫЕ. Как это делилось – я не знаю, делил Арсен. На мою долю приходилось пятьдесят- шестьдесят рублей ежедневно. И плюс водка – Арсен без этого жить не мог, я вообщем- то не пил, но отказать старшему было трудно, почти невозможно. Тем более, после «повышения». Только толку от неё практически не было – на той жаре всё вылетало с потом минут за пять.
И ещё одно – хлеб сыплется не просто горячий, он ещё и очень абразивный. С утра получаешь пару брезентовых рукавиц, к обеду они уже дырявые насквозь- пальцы торчат. Просто меняешь их местами – левую с правой, и продолжаешь. Если попробовать работать голой рукой, кожи не станет через пятнадцать минут.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
P.S. Стройотряд проработал два месяца – июль и август. Те, кто не пошёл в стройотряд, в сентябре и октябре копали картошку в колхозе. А нам ещё выдали красивую стройотрядовскую форму – это же была мечта нашего поколения.
Р.P.S. Моя официальная зарплата за два месяца составила сорок шесть рублей. Тем, кто поехал на картошку не заплатили вообще ничего.
+206
Проголосовало за – 293, против – 87
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
24 комментария, показывать
сначала новые

alexlex77706.04.23 07:49

Плюсанул. Всем, кто дрочит на совок, читать. Особо непонятливым надо организовать тренировочную линию.

+3
ответить

Лисса ➦alexlex77706.04.23 21:44

Уголовник решил поплакаться.
Чего уж там - аплодируйте стоя.

+1
ответить

alexlex777➦Лисса07.04.23 05:38

Почему уголовник?

+0
ответить

Valentine D05.04.23 20:13

Срок-то автору хоть скосили за проявленный героизм?

+3
ответить

jabbar05.04.23 19:22

История хорошая, было б можно - поставил бы два плюса.

+-1
ответить

TigerRand05.04.23 17:35

Читаю, и реально другой мир. Темпорально, исторически, этнически, культурно. Я бывал на «шебешках» в Словении, но ни о чем таком ни я, ни кто другой из моей страны не слышали.

+0
ответить

leo3621 ➦TigerRand05.04.23 17:56

Не следует воспринимать эти воспоминания слишком негативно.
Я просто позволил себе немного расслабиться, и поделиться наиболее яркими впечатлениями из молодости.

Ну да, мы так жили тогда. Сейчас многое оттуда воспринимается чем- то невообразимым, в принципе невозможным - но клянусь - каждое слово - правда.

И было в той эпохе ещё много очень доброго и положительного - к сожалению, сегодня навсегда утраченного.
Из главного - спокойствие, и уверенность в завтрашнем дне.

+6
ответить

Клест➦leo362106.04.23 00:43

Т.е у вора было спокойствие и уверенность в завтрашнем дне? И сколько же лет это у вас было?

+3
ответить

alexlex777➦leo362106.04.23 07:55

"Из главного - спокойствие, и уверенность в завтрашнем дне." - уверенность, что завтро снова на хлебзавод? Что Арсен нажрется и какой нибудь кронштейн отвалится? И придется из печи голыми руками хлеб доставать? А ваш стройотряд ничему вас не научил...

+2
ответить

mews ➦leo362106.04.23 08:11

Придется перефразировать классиков.

Когда мне было десять лет, мне засунули в рот педальку от велосипеда "Орлёнок". Старшие пацаны со двора отобрали велосипед у какого-то очкарика и по приколу разобрали на части. Велосипед, конечно, а не очкарика. И педальку запихали мне в рот.
Я сначала пытался отказываться, но мне пару раз дали в ухо, и я согласился.
Дома я пожаловался папе, но он сказал, что я не мужчина, если хнычу от такой малости и не могу сам решить свои проблемы с пацанами. Я пожаловался маме, но она сказала, что педалька - это мелочь. Вот при Сталине моему дедушке - ее папе - запихали в рот рессору от трактора "Беларусь". И ничего, он выжил, завёл семью, вырастил детей.
Утром, выйдя во двор, я попытался тихонько выплюнуть педальку. Но пацаны поймали меня, разбили нос и заставили вернуть ее на место. С тех пор я перестал пытаться избавиться от нее.
Было не очень приятно. Первое время от машинного масла першило в горле. Педалька мешала мне целоваться со Светкой из пятого дома, в итоге она стала целоваться с Борькой.
А потом вдруг союз развалился, и оказалось, что педальку можно вынуть, и никто тебе больше за это не будет бить морду.
Пацаны со двора ушли в бизнес, торгуют велосипедами. Светка вышла за Борьку замуж, и они уехали в Израиль.
А я часто вспоминаю ту эпоху. Сейчас многое оттуда воспринимается чем- то невообразимым, в принципе невозможным - но клянусь - каждое слово - правда. Ну да, мы так жили тогда.
И было в той эпохе ещё много очень доброго и положительного - к сожалению, сегодня навсегда утраченного.
Из главного - спокойствие, и уверенность в завтрашнем дне. И педалька.

P.S. Не смог найти в инете оригинал от Лео Каганова. Про педальку от велосипеда во рту. А ведь в Fido он точно был. Вот так и теряются бесценные произведения...

+0
ответить

Yggaz➦leo362106.04.23 12:08

"Из главного - спокойствие, и уверенность в завтрашнем дне".

И чего же стоит эта главная ценность, если учесть, что этот самый "завтрашний день" в СССР не наступил, несмотря на всю уверенность?

+1
ответить

leo3621 ➦mews06.04.23 15:21

Аналогия не совсем корректна.
Папа был прав - с педалькой надо уметь справляться самостоятельно, а не предъявлять претензии государству за собственный дискомфорт.

А доброе и положительное действительно было.

+-1
ответить

MikeS05.04.23 16:42

46 рублей за стройотряд? Я про такое слыхивал, но не часто.
Худший заработок в отряде у меня был рублей 180, но! - в Находке, на строительстве порта Восточный. Насмотрелись экзотики.
Лучшие деньги я заработал на шабашке в Коми; вот уж где "бесценный человеческий опыт"!..
Истории прекрасные, спасибо.

+3
ответить

ГенАндр➦MikeS05.04.23 19:07

Так у Вас был реально с т р о й о т р я д.
А на хлебозаводе...Бог знает, как его назвать.
Я из первого(а их было три) за два с половиной месяца привёз 1050 руб. Было это в 1972 году.

+0
ответить

leo3621 ➦ГенАндр05.04.23 19:19

Стало быть, мне меньше повезло...

+0
ответить

MikeS➦ГенАндр05.04.23 20:44

Я так понял, что хлебозавод - это "джентельмен в поисках десятки" а не стройотряд?
...А пролеты бывали и в реальных стройотрядах: то командир с мастером проворовались, или заказчики не приняли работу (редко), или наряды плохо закрыли...

+0
ответить

ГенАндр➦leo362105.04.23 21:17

А кто его знает.
Рабочий день был восьмичасовый. От восьми до восьми.
В первые дни садишься обедать - ложка трясётся в руках, жрать невозможно. При том, что вроде не такой уж хилый был.

+0
ответить

ГенАндр➦MikeS05.04.23 21:19

Ещё как! Вот в третий раз нас троих репрессировали и...
А почему бы, шорт побьери, не загнать это в истории?

+-2
ответить

ГенАндр➦leo362105.04.23 21:33

А с меня - плюс.

+-2
ответить

Гарик О05.04.23 15:37

На молзоводе халтурил по безденежью, но даже там не было такого треша.

+0
ответить

nikbuda05.04.23 15:21

Сегодня, пожалуй, только эта история и зацепила. Респект.

+0
ответить

leo3621 ➦nikbuda05.04.23 15:29

Спасибо, тронут.

+0
ответить

Magneto05.04.23 14:42

Конвейер он такой...

+3
ответить

skeptik_zanuda05.04.23 14:00

Жизненно

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru