Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1561248

По сети много лет ходит байка про то, что космические корабли сегодня ограничены шириной двух лошадиных задниц. Процитирую сначала рассказ целиком (он ходит в нескольких вариантах, но смысл не сильно меняется)
«По бокам космического корабля Space Shuttle размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему?
Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов.
Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялась эта цифра?
Оказывается, что железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему?
Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так?
Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась… правильно, 4 футам 8.5 дюймам! Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?
А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма — это был как раз размер двух лошадиных задниц!
Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.
Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД».
Теперь давайте по фактам:
1. Твердотопливные ускорители (SRB) Space Shuttle делают на заводе Thiokol (ныне Northrop Grumman), штат Юта. Ускорители состоят из сегментов (по 4 секции каждый). Да, их доставляют по железной дороге, НО ширина этих сегментов — 12 футов, а не 5 футов. Собственно здесь можно было бы уже поставить точку, но давайте пойдем дальше.
2. Железнодорожный путь от Юты до Флориды не проходит через узкие туннели, которые ограничивали бы ширину груза.
3. Диаметр ускорителей ограничен не туннелями, а аэродинамикой, весом топлива и инженерными расчетами тяги.
4. Стандарт железнодорожной колеи — это случайность. И он никак не связан с колесницами. Первые рельсовые пути начали строить в угольных шахтах и ширина колеи варьировалась от 2 до 6 футов. Не было там никакой колеи римских повозок. Джордж Стефенсон построил железную дорогу Stockton-Darlington (1825) такой ширины только потому, что такая же была на руднике, где он раньше работал инженером.
В середине XIX века в Англии была «Война колей» (Gauge Wars). Например, были другие стандарты — 7 футов 0.25 дюймов (Брюнель, Great Western Railway), 5 футов 6 дюймов (Восточная Англия) и еще множество вариантов. Это было очень неудобно: пассажиры пересаживались, а грузы приходилось перегружать. Парламентский акт 1846 года закрепил колею Стефенсона, как стандарт.
Добавлю, что в мире есть огромное количество дорог с разной шириной колеи. Например, железную дорогу от Яффо до Иерусалима перекладывали четыре раза.
5. У римлян не существовало никакого стандарта на ширину колесницы. Колесниц было огромное количество и самой популярной (дешевой) была повозка с одной лошадью.
Для меня в этой байке самое поразительное то, что люди даже на несколько секунд не хотят задуматься прежде, чем нажмут кнопку «Репост». Давайте на минуту допустим, что это правда — есть какие-то узкие тоннели. Неужели вы считаете, что инженеры не смогли бы обойти это ограничение? Хотели, дескать, но не могли. Правда? Но большую конструкцию можно доставить морем, ее можно перевести по воздуху, ее можно собрать на месте и т.д. Например, ракета Сатурн 5 для программы Аполлон имела диаметр 33 фута и ее транспортировали баржами.
Интересно разобрать причины живучести это байки. Она построена по линейному принципу — от космоса до лошадей. Потом есть хлесткая ударная концовка. И она очень льстит самомнению читателя, который на минуту чувствует свое превосходство.
+69
Проголосовало за – 91, против – 22
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
23 комментария, показывать
сначала новые

Horis24.11.25 16:08

Я как-то другую байку вспомнил. Когда Пётр I начал строить железнодорожные пути, ему спрашивали, типа, будем делать как в Европе или шире? Ответ был "Нах*й шире?"
Вот и сделали примерно так, похрен на "?"

+0
ответить

Svetlana Kanzafarova24.11.25 16:00

Такую байку испортили.

+1
ответить

Serge71224.11.25 15:43

5 футов это полтора метра, если кто не знает. Любой вагон на любой железной дороге раза в два шире.

+0
ответить

GMA24.11.25 15:30

Селянин, который изначально писал эту хрень, что-то слышал про 5 футов между рельсами, но ни разу не видел настоящий поезд.
Ширина вагонов - тоже 5 футов?
Вам к психиатру. Но лучше сразу убейте себя апстену

Для несошедших в ума сообщу, что стандартно 3,25 метра "пролезает" на всём протяжении ж/д. А нестандартно - см. диаметр шпангоутов РН Протон. Тут конские жопы отдыхают в сторонке.

вот ещё https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A2-23_%D0%A3%D0%A2%D0%A2%D0%A5 почитайте...

+0
ответить

fidel_castro24.11.25 14:42

Я это читал, история очень узнаваема. А поиск занял несколько секунд:
https://www.anekdot.ru/id/59755/

+0
ответить

Kelavrik_024.11.25 14:36

Тоже повёлся.
Проверять оригинал и опровержение не буду. По тупейшей причине, никак не влияет на жизнь. Версия с жопами прикольная, жаль, если не реальная.

+0
ответить

MarikaB➦Kelavrik_024.11.25 16:20

А я не буду по той причине, что мне больше вариант с римскими дорогами нравится.

+0
ответить

Clopodav24.11.25 14:26

В чём превосходство?

+1
ответить

lubar24.11.25 14:13

Она просто красивая.
Мне её сотрудник рассказывал.
Я тогда повёлся.
Ну тут же просто любой фейк если он красивый и жить не мешает отлично идёт в народ.

+1
ответить

korovino2004 24.11.25 14:10

Плюсик)) Ну и по поводу тоннелей и инженеров. Помните, недавно модернизировали вагонный парк, по-моему, в Испании. И да, не удалось - ибо габарит новых вагонов не вписывался в старый тоннель((

+0
ответить

Nik Name24.11.25 14:01

Я один мгновенно среагировал на ТОЧНОСТЬ "лошадиных жоп" с точностью до ДЮЙМОВ?
В 1 футе - 12 дюймов.
В 4 футах 8 дюймах - 56 дюймов.
Т.е. "точность размера жопы" - до 1%.
Окей, до 2%, так как жоп там две.
Верю!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
(Гыг, а в предыдущей строчке РОВНО 28 "!" - проверяйте!)

+1
ответить

TH24.11.25 13:48

Тексты популярные не потому что правдивы, а потому что про задницу. Тем более, про две задницы. Круче только посты про сиськи. А ещё круче - фотки.

+1
ответить

akibe24.11.25 13:37

признаюсь, я тоже поверил :) ноненадолго.
но да, так работает сознание, ища простые, понятные объяснения, что увы, бритва оккама.. не всегда работает

+0
ответить

kamakama 24.11.25 12:46

"Давайте на минуту допустим, что это правда — есть какие-то узкие тоннели. Неужели вы считаете, что инженеры не смогли бы обойти это ограничение? Хотели, дескать, но не могли" - можно все. Даже бананы выращивать в тундре. Все упирается в деньги ну и потом уже в технологии и сроки. Ведь любой негабарит это: специальный кран, специальные платформы, специальные условия перевозки, перекрытия дорог и много чего еще. Скажем, в 19 веке Монферран двигал Александровскую колонну? Да, но это считалось инженерным чудом, который требовал огромное количество уникальных решений. И вся операция могла быть сорвана из-за одно трещины в деревянной опоре. А вы бы были согласны потерять результат работы за 2-3 года одним махом?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0

О том, что надо бы соединить Средиземное и Красное море - думали еще фараоны. Денег не было и лопатами такое не прокопать. Так и возили верблюдами

+1
ответить

kamakama 24.11.25 12:39

Боюсь расстроить, но рельсы существовали задолго до того, как выкопали первую угольную шахту. Да, они были непохожи на современные (с технологиями тогда была беда), можно сказать - инвертированными, но вот задачу сохранять направление повозки при тяге справлялись отлично. И да, их ширина была с лошадиный зад

https://www.google.com/search?sca_esv=d12c0c5e497b4209&sxsrf=AE3TifNV6MnJnIpzr1P4-x-vOmFxY9K9ZQ:1763976991274&udm=2&fbs=AIIjpHzNNRh_vPmDSmBTq-ud525Vi_E_njXq0uYMyQKXNYnFKCR1Quk0S6cb8S6tJfTmb6L5LWk_ggYnDq6R7gABFThhz91djGOgPDkwzjmccyqiyM8lafar0HKZMLeLRAEMWe49h_t_j09AMUJ1iFtvFJqcKFuJL4juYW5CgzkFgIKijmtdS8vZzUN1wWOU4bHObhB74PTaVzxpJaP7sJjwyxPcAMVgQAaulm17P9RguIKSe0lR5wgoAJwvFi6gknThY6GWC2lkYDW_D2w856TbWjNadPdnow&q=%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%8F&sa=X&ved=2ahUKEwjjzdOvvoqRAxX2UKQEHQkUKWEQtKgLegQIFBAB&biw=1536&bih=703&dpr=1.25

+1
ответить

kamakama ➦kamakama24.11.25 13:46

Кстати, как раз от той колеи используется такая конструкция, как пешеходная зебра. Какого х... спросите вы? Что общего у автомобильного движения с римскими трущобами? Вот что - множество животных загаживали дороги, а осадки это все равномерно размазывали по полотну. Чтоб люди могли попасть на другую сторону дороги не извозившись в говне - клали специальные булыжники, по которым можно было перешагнуть. И вот расстояние между ними было достаточно стандартизованным - иначе повозка не проедет. Так что сегодняшние дети, которые прыгают по белым полоскам зебры - это оттуда, от 20ти вековой давности

+1
ответить

finnn 24.11.25 12:32

Самое смешное, - этот текст умрёт на этом сайте. Ну, может будет пара перепостов. А вот про две лошадиные жопы мы ещё будем читать и читать. До скончания веков. И ничего вы с этим не сделаете.

+5
ответить

Некто Леша ★★★★★➦finnn24.11.25 13:43

Это потому, что байка про лошадиные жопы смешна, а правда нет. Кроме того, байка более проста для понимания, чем правда. Подавляющее большинство людей любят смех и тупы хоть в чем-то, например в космостроении, колесницах и истории железных дорог. Получаем эффект сверхпроводимости сигнала "смешно + тупо" в ширнармассах. Разоблачение байки такого эффекта не имеет.

Но даже если отвлечься от мифологии, сам фут, в котором идут все эти измерения, довольно смешная единица. Это безусловно длина ступни человека, но ноги у всех разные! Большинство имеет размер ноги с 32 размера по 45, но довольно часто случаются отклонения и за эти широченные пределы. Единый международный фут был принят только в 1958! Когда уже спутник слетал в космос, и полтора века существовала СИ. Которая придумана учеными, которые вообще этот фут в СИ не пустили из-за его явной нелепости.

Так что футы эти национальные - в буквальном смысле отпечатки ног в истории множества людей, начиная с шумеров. Вот копирую их коллекцию из вики, выглядит как список кораблей у Гомера:

Ахенский Fuß 0,2807
Алстский Aalsterse voet 0,277
Амстердамский voet 0,283133 11 дюймов (duimen)
Аргентинский pie 0,2889
Аугсбургский Fuß 0,29617
Ашафенбургский Fuß 0,2905
Баварский Fuß 0,291859
Баденский Fuß 0,308
Баденский, метрический Fuß 0,3
Бельгийский pied, voet 0,2869
Берлинский Fuß 0,3097254
Блоисский Blooise voet 0,301
Богемский Fuß, stopa 0,296
Болонский piede 0,380098
Бразильский pé 0,33
Братиславский 0,316
Бременский Fuß 0,28935
Британский foot 0,304799472 12 дюймов (inches)
Брюггский voet 0,27428
Брюссельский pied 0,27575
Варшавский или старопольский stopa staropolska, stopa warszawska 0,2978
Веймарский Fuß 0,28198
Венгерский láb 0,316081
Венгерский, королевский királyi láb 0,3126
Венецианский piede 0,347735
Венский, австрийский или дунайский Fuß 0,316081
Веронский piede 0,342195
Вёрнский Veurnse voet 0,2728
Вроцлавский stopa wrocławska 0,288
Вюртембергский Fuß 0,28649
Гамбургский Fuß 0,286
Ганноверский Fuß 0,2921
Гессенский Fuß 0,25
Греческий-ионический (450 до н. э.) πούς (род. п. ποδός) 0,308
Дорийский (1200 до.р.х) 0,32686
Дармштадтский Fuß 0,28814
Датский Fod 0,3138 12 дюймов (tommer)
Дрезденский Fuß 0,2831066
Каролингский 0,333
Ипрский pied 0,2729
Испанский (до 1752) pie de Ribera, pie de Rey 0,287342 12 дюймов (pulgadas)
Испанский (1752—1765) pie de Burgos, pie Castellano 0,278635 12 дюймов (pulgadas)
Испанский (после 1765) pie de Rey 0,32483 12 дюймов (pulgadas)
Итальянский piede 0,28
Капский Kaapse voet 0,314858 12 дюймов (duimen)
Квебекский pied québécois 0,3248406
Кёльнский Fuß 0,2752112
Киренейский (ионический) 0,3087
Китайский 尺 (chǐ) 0,3181 или 0,358
Китайский, метрический 尺 (chǐ) 0,333333
Краковский stopa krakowska 0,298
Кортрейкский Kortrijkse voet 0,2976
Лёвенский Leuvense voet 0,2855
Лейпцигский Fuß 0,3826555
Литовский pėda 0,325
Львовский Fuß, Stopa galicyjska, stopa lwowska 0,2977
Льежский pied 0,2918
Майнингский Fuß 0,30395
Мехеленский Mechelse voet 0,278
Моравский stopa 0,2959648
Неапольский piede 0,264
Нивельский pied 0,277
Норвежский fot 0,31375
Нюрнбергский Fuß 0,30375
Ольденбургский Fuß 0,29641
Польский stopa 0,288
Португальский Fuß 0,3285
Пражский stopa 0,296416
Прусский Fuß 0,313853
Пфальцский Fuß 0,333333
Рейнский Rheinfuss 0,31387
Римский (новое время) piede 0,297896
Римский (древний) pes monetalis (род. п. pedis) 0,2962; 0,296352 или 0,2957
Римский (древний), натуральный pes naturalis 0,25
Римский (древний), друзский pes drusianus 0,3327
Роттердамский voet 0,296
Русский фут 0,3048 1/7 сажени, 12 дюймов
Саксонский Fuß 0,28319
силезский Fuß 0,291002
Схоувский Schouwse voet 0,311
США, геодезический survey foot 0,3048006096 12 дюймов (inches)
Техасский pie 0,2822 1/3 вары (vara)
Тирольский Fuß 0,3141109
Турнский pied 0,29777
Финский (равен шведскому) jalka 0,297
Франкфуртский Fuß 0,28461
Французский, Парижский pied 0,3001 12 дюймов (pouces)
Французский, королевский pied du roi 0,324839385 12 дюймов (pouces)
Хертогенбосский ('s Hertogen)bossche voet 0,287
Хильдбургхаузенский Fuß 0,30385
Шведский fot 0,296904
Швейцарский Fuß 0,3
Эноский pied 0,2934
Японский

+1
ответить

finnn ➦Некто Леша24.11.25 13:51

Футы-нуты...

+0
ответить

kamakama ➦Некто Леша24.11.25 14:11

зато практически очень удобная величина. На ярмарке в 11 веке брали случайных 16 мужиков, ставили пятки к носку друг за другом, меряли общую длину, потом дихотомией делили на 16. Полученная величина была достаточно стабильна с нужной точностью, а в эталонах не было недостатка

+2
ответить

kamakama ➦Некто Леша24.11.25 14:13

А вот эта табличка очень ярко описывает разницу в длине ног в разное время и в разных странах. А еще - в качестве питания, например, у французских дворян и бедноты (футы были разные)

+0
ответить

Serge712➦kamakama24.11.25 15:39

Фут это 45 размер ботинка, сомнительно, чтобы в 11 веке это был средний размер ноги.

+1
ответить

MarikaB➦kamakama24.11.25 16:25

У японцев посмотри. Их вообще безногими сделали.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru