Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1571100

Про новогодние мандарины из Марокко. .
Советский Союз выращивал свои цитрусовые в Грузии и Абхазии. Но была проблема: грузинские сорта (уншиу) созревали в ноябре, и из-за проблем с перевозками и отсутствия складов к 31 декабря они часто теряли товарный вид или сгнивали.
При этом цитрусовые воспринимались как важный элемент "праздничного достатка", особенно к новому году.
Импорт был неизбежен, но покупать фрукты за валюту СССР не мог: валюта была стратегическим ресурсом, который старались тратить на оборудование, технологии и промышленность. Нужен был партнер, готовый торговать по бартеру.
В 1958 году СССР и Марокко подписали первое торговое соглашение. Советское сельское хозяйство нуждалось в удобрениях, а в Марокко около 70% мировых запасов фосфоритов.
СССР начал поставлять в Африку нефть, калийные соли, строить ГЭС (например, комплекс "Аль-Вахда") и отправлять тракторы.
В ответ Марокко гнало в Союз эшелоны с фосфатной рудой.
Но этого было мало, чтобы выровнять торговый баланс.
Чтобы покрыть разницу в стоимости, Рабат начал отгружать цитрусовые. Причем это были не просто мандарины, а клементины - гибрид с апельсином-корольком.
Они слаще, в них меньше косточек и, главное, толстая кожа позволяла им пережить месяц пути в трюме корабля.

Черная ромбовидная наклейка с надписью Маrос стала знаковым визуальным элементом советской эпохи.
Кстати, стоили они дорого - 2 рубля 40 копеек за килограмм (против 1.20 руб. за абхазские), но за мароканскими все равно стояли очереди.
Наклейки не выбрасывали. Их лепили на холодильники, кафель и зеркала.

Из интернета.
+228
Проголосовало за – 261, против – 33
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
36 комментариев, показывать
сначала новые

Timoty09.01.26 08:27🇬🇪

"Советский Союз выращивал свои цитрусовые в Грузии."

+1
ответить

2011➦Timoty09.01.26 12:28🇨🇿

Абхазия - не Грузия.

+0
ответить

tomu09.01.26 07:52🇷🇺

Все помнят из детства мандарины с наклейкой «Maroc». Но не многие знают, что на самом деле цитрусовые с наклейкой Марокко выращивали в Израиле. Официально у СССР торговых отношений с Израилем не было и чтобы не усложнять политическую обстановку мандарины поставляемые с наклейкой “Jaffa” чудесным образом превращались в марокканские.

+-1
ответить

дгдг08.01.26 22:45🇪🇸

єх.... какую страну пропутчили....

+1
ответить

Дед Пахом на хую верхом08.01.26 21:19🇧🇷

грузинские сорта (уншиу) созревали в ноябре, и из-за проблем с перевозками и отсутствия складов к 31 декабря они часто теряли товарный вид или сгнивали

Ну с мандаринами понятно – тяжелое наследие Лысенко и Мичурина не позволяло вывести морозоустойчивые сорта с толстой кожурой. Но что мешало построить достаточно складских помещений?

+3
ответить

zatim➦Дед Пахом на хую верхом09.01.26 02:18🇬🇪

Так вроде по русски же написано, что к 31 декабря они сгнивали. Сорт такой. И это действительно так, их можно есть месяц, от силы полтора. Сегодня взял этих мандаринов, они уже все, на последнем издыхании. А если их подморозит, то сразу кранты. Что дадут складские помещения? Только то, что манларины сгниют там. Их надо в темпе вальса непрерывным потоком фур с термобудками развозить по потребителям. Можно ли было такое организовать полвека назад? Сомнительно.

+1
ответить

nbdnwhr➦zatim09.01.26 03:13🇺🇸

нет. в правильных складах они бы при низкой температуре хранились бы как в холодильниках - и месяц и два. а потом - везти куда надо.

+0
ответить

McAbel➦nbdnwhr09.01.26 05:11🇷🇺

Попробуйте хранить фрукты при низкой температуре месяц, из любого получится в лучшем случае кислятина

+1
ответить

MarikaB➦zatim09.01.26 05:19🇱🇻

В армии я свиней кормил. На Севере. Кормил чем попало, от солдатской столовой объедков не хватало. Картошка, комбикорм, даже яблоки. И вот, однажды привезли пару десятков ящиков мандаринов. Солдаты их лопали, даже брагу пытались из сока сделать, но вот свиньи... Свиньи наотрез отказались пожирать неочищенные мандарины. Пришлось каждую мандаринку очищать. Зима, ящики промерзли, а я сижу и чищу мандаринки свиньям...

+1
ответить

zatim➦nbdnwhr09.01.26 08:53🇬🇪

Так ведь тоже написали, что из-за тонкой кожицы он от низкой температуры быстро промерзали.

+0
ответить

Жека 7708.01.26 17:42🇷🇺

Да, была такая шняга. Странно что дело обходилось только мандаринами.

+0
ответить

SV08.01.26 17:34🇷🇺

А ещё они крысили эти наклейки, далеко не на каждом мандарине они были!!

+4
ответить

wasting the dawn 08.01.26 16:50🇷🇺

В советское время мандарины стали одним из символов Нового года. В 1890-х годах первые мандариновые плантации были созданы в Абхазии и Кахетии, благодаря чему сроки доставки этих фруктов в крупные российские города сократились, и вскоре в богатых семьях сформировалась традиция украшать мандаринами рождественскую ёлку. Часто фрукты при этом заворачивали в золотую или серебряную фольгу. Вплоть до 1960-х годов мандарины оставались редким и дорогим лакомством, часто встречавшимся только в южных регионах страны. В 1963 году в Советский Союз прибыл первый сухогруз с мандаринами из Марокко, после чего их стали доставлять регулярно и как раз к новогодним праздникам.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мандарин

+4
ответить

Жека 77➦wasting the dawn08.01.26 17:45🇷🇺

Какую дичь в определениях вы сказали. В СССР не было богатых. И раз в год практически любая семья могла себе их позволить. Ну и в СССР не было рождественских ёлок.

+-1
ответить

wasting the dawn ➦Жека 7708.01.26 18:37🇷🇺

это не я, а Википедия, " В СССР не было богатых" - ну да:"В 1890-х годах", там так и написано, когда в одном параграфе описаны события, относящиеся к разным временным периодам, это нарушает нормы Русского языка, Логики?

+2
ответить

Жека 77➦wasting the dawn08.01.26 20:32🇷🇺

Да когда же вы будете следить за своей речью? Вашему поколению интернет мозг промыл, заменил или влился туда, где был вакуум? Не было в 1890х годах СССР. Я сам пользуюсь интернетом там где не знаю. Но при этом пытаюсь понять что то из этого и чтобы если уж придется говорить на людях, хотя бы ориентироваться в теме. И в таких случаях я не настаиваю на своей правоте.
Просто чтобы вы понимали уровень зарплат.
1 студенты и ученики ПТУ 30-50р.
2 низкоквалифицированный персонал примерно 80 р.
3 слабые станочники, грузчики,транспортировщик, контролёр ОТК 100 р
4 Младший ИТР, станочник чуть выше слабого 120-200.
5 квалифицированные станочники, ремонтники и наладчики, директора и главные инженеры мелких и средних предприятий 300-500.
6 Высококвалифицированные станочники, наладчики, ремонтники уникального оборудования , вахтовики, крупные директора, лётчики и моряки, министры и замминистры до 1000 р.
7 президент СССР чуть меньше 4000 р.
Ну это когда уже пиздец пришел.
Кстати, человек вполне мог двигаться в любом направлении роста заработной платы.
Ну вот к примеру кооперативная трёшка в Москве за трешкой стоила примерно 10кр. В радиусе до третьего кольца 15. Ты прикинь что за пару-тройку лет на севере, без особых знаний, просто работая в тяжёлых условиях ты мог реально накопить на приличную хату в Москве. При этом вахтовый отпуск оплачивался так же как и пребывание на вахте. А на годовой отпуск на 45 суток мог защибить отпускных и за пятак.
Естественно был отбор. Был ценз оседлости. Т.е. по приезду в Москву, если ты не москвич, не талантливый учёный, не партийный функционер, ты должен был по лимите придти на предприятие, получить общежитие, несколько лет поработать и прожить в столице , не поссав в телефоне автомате, не прыгнув в фонтан и прочие шалости. Честно оттарабанить несколько лет на стройке или заводе, получить однушку или двушку с заветной московской пропиской. Также можно было ускорить это, на стадии общежития вступить в ВЛКСМ, платить 30 копеек взнос, кстати точно не помню, кто знает поправьте и вступить в жилищный кооператив. Можно было даже самим строить. Прикинь? Вас группа молодых, добросовестных людей, с молодыми женами день на работе отработали и вечером вы можете помогать строителям. А заодно палить их косяки. Так что если тебе скажут что СССР это отстой, ты помни, это отстой для тех кто не хотел честно жить и работать. Да, пьянь ночевала в вытрезвителях, за это их снимали с очереди на квартиру, то же самое с лоботрясами. Но были те кто поумнее, те кто захотел чтобы общее, стало их собственным. Они придумали дефицит, национальный вопрос, гласность, когда стало модно копаться с нынешним гуманизмом в суровом прошлом, очернил историю, сделали парад суверенитетов, а теперь вам, молодым мозг туманят.

+7
ответить

Дед Пахом на хую верхом➦Жека 7708.01.26 21:26🇧🇷

Да-дв, любая семья в Москве раз в год могла достать. Если по блату – то чаще. А если у кого спецпаёк и пропуск в Берёзку – то вообще грех жаловаться!

+2
ответить

Жека 77➦Дед Пахом на хую верхом09.01.26 03:58🇷🇺

В берёзке были мандарины? Не знал. А вы никогда не держали в руках чеки ВПТ? А кстати в принципе их мог получить человек любой советский гражданин с соответствующей квалификации и если его навыки потребовались государству. А то что государство в принципе не могло всех накормить мандаринами и бананами это конечно косяк, но не смертельный. Это не тот продукт без которого умирают или болеют.

+0
ответить

2011➦Жека 7709.01.26 12:24🇨🇿

У вас в тексте 3 тезиса. Ни один из них не верен полностью, некоторые верны частично.

Богатые безусловно были. Как с точки зрения УК, так и с точки зрения некриминальных граждан.

Да, финансово практически любая семья могла себе позволить. Но не всегда они завозились в конкретный регион. Помню в 1981 году я был на соревнованиях в Томске, после нашей области я был поражен - реально, в продуктовых магазинах не было ничего.

Елки для детей шли непрерывно всю неделю после нового года. Это однозначно сублимация рождества.

+0
ответить

Ector08.01.26 16:44🇧🇾

А почему рассказ в прошедшем времени? Я на этот НГ купил ящик точно таких же мандаринов. И даже наклейки такие же! Как в детстве :)
И они по-прежнему вкуснее всей прочей кислятины, которая продается в магазинах.

+1
ответить

Herr ➦Ector08.01.26 19:31🇷🇺

Да, именно этот факт и напомнил мне про Maroc из детства
https://www.anekdot.ru/id/1570873/

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Ector08.01.26 22:21🇷🇺

За эти праздники перепробовал мандаринов из нескольких стран, самыми вкусными оказались турецкие, сорта Измир из Вкусвилла. Причем вкус мой сформирован именно с детства, с хрустящего новогоднего кулька, в котором 1 мандарин, 1 Мишка на Севере и т.п. С мандарина должна легко сниматься кожура, практически опадать как с банана при малейшем раскрытии. Она должна быть тонкой, плод сочным, сладким и свежим. Без прожилок как у апельсина, таять во рту весь. Сам мандарин должен быть более-менее крупным.

Понятия не имею, что нам давали на Новый Год в СССР, но марокканские до сих пор мне не катят. Это именно какой-то омерзительный гибрид мандарина с апельсином. Как поется в известной песне, каким он был, таким он и остался.

+0
ответить

PM08.01.26 15:41🇷🇺

у совка фосфатов было жопой ешь, до сих пор экспортируют. Скорее всего брали фосфаты из жалости, чтобы свою срань им втюхать, это ж совок.

+-3
ответить

Жека 77➦PM08.01.26 17:46🇷🇺

Что-то не сходится в ваших словах.

+2
ответить

Vadim Makarov➦PM08.01.26 21:15🇪🇸

Добыча фосфора в Хибинах покрывала потребности как СССР, так и России сейчас. Его до сих пор Россия экспортирует. Что закупали в Морокко тогда?

+1
ответить

MarikaB➦Vadim Makarov09.01.26 05:31🇱🇻

"валюта была стратегическим ресурсом, который старались тратить на оборудование, технологии и промышленность. " - а потом Россия простила миллиардные долги (в долларах) разным чужим странам. Вот так СССР тратила валюту на оборудование, технологии и промышленность:)
Напомню, 13 миллиардов Ираку списали. 12 миллиардов Афганистану. 11 миллиардов Монголии списали. Еще столько же Северной Корее. 10 миллиардов Сирии, 9 миллиардов Вьетнаму. Ну и всяким африканским странам. Куба еще. Оборудование, технологии и промышленность оттуда, наверное, не смогли получить:)

+0
ответить

дгдг➦MarikaB09.01.26 10:50🇪🇸

Главное кому россия простила долги - єто себе ))

+0
ответить

Алитет08.01.26 15:36🇷🇺

Если куда и лепили, то на стенки или парты. То есть обычное мелкое шкодство, а не украшения.

+2
ответить

Miiger ➦Алитет08.01.26 22:45🇷🇺

На лоб их лепили...друзьям.

+1
ответить

Алитет➦Miiger09.01.26 00:40🇷🇺

И это тоже.

+0
ответить

ringo5608.01.26 15:05🇷🇺

1 рубль 40 копеек стоили марокканские.

+0
ответить

cipolini➦ringo5608.01.26 17:02🇩🇪

Смотря где

+0
ответить

Дед Пахом на хую верхом➦cipolini08.01.26 22:12🇧🇷

Смотря где, смотря когда, смотря для кого…
По прейскуранту 1975 года в Москве – 60 коп/кило.

+0
ответить

Andreiiiii08.01.26 14:46🇷🇺

Угу. Как грузины собирали и паковали для отправки те мандарины - удивительно, что они хоть куда-то могли доехать.

+1
ответить

hop za za 08.01.26 14:20🇫🇮

Правда про Чебурашку
------------
Оборваный, голодный и худой
Приехал в ящике с фосфатною рудой..

+10
ответить

kamakama 08.01.26 13:46🇷🇺

Бу-Краа как бы не совсем Марокко. И еще - конвеер и пылевой след с него с того месторождения самый большой неводный единый рукотворный объект, видимый с орбиты невооруженным глазом

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов