Предупреждение: у нас нет цензуры и предварительного отбора публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1067203

Чего мы боимся?
Немного философская зарисовка

В предолимпийский 1979-й родители решили показать нам с братом места, откуда родом бабушка (по маме), где жили несколько поколений предков по одной из линий. Верховья Волги, Ржев, Калинин, Осташков, Торжок, Селижарово.
Старинные русские городки и немолодые родственники нам, недоросткам, были любопытны, но недолго — приехали, походили, погуляли, посмотрели, погостили.
А потом недели на три обосновались мы в чудесной деревеньке Кручье, которую бабушка называла "Крючья".
Стоит эта деревня на десяток бревенчатых домов, с трёх сторон зажатая лесами, на очень крутом, высоком берегу неширокой ещё Волги, в сотне километров от истока. Почему-то осталось ощущение стальной реки - может, цвет отраженных облаков да не по летнему холодна была волжская вода.
Берег на той стороне - низкий и пологий, берёзовая роща и море душистой, манящей, божественной земляники...
Это было вкусно, а собирать в кружку скучновато, честно говоря.
[Чтоб не считали лентяями - ведро варенья мама наварила]
Но больше земляники нам с братом нравилось исследовать леса вокруг, тем более что где-то в глубине чащи вверх по реке должны находиться развалины хуторского дома, в котором жили наши прапрапра...
Но туда кто-то из местных обещал провести, если не найдём.
Когда мы ещё добирались по лесной дороге до деревни (я, очарованная, впервые в жизни ехала на настоящей телеге с лошадью!), огромные веера папоротников совершили финт в моём мозгу, прогулявшись в прошлое к динозаврам, и обычный вроде бы лес превратился в сказочный.
В свободное от сбора земляники время мы рыскали по лесу...а что мы там искали? Мы искали приключения и диких зверей, которых достаточно много в тех краях. Говорили, что встречаются волки, дикие кабаны, медведи, лоси, косули, зайцы, барсуки... Вот мы и выдвигались на поиски с лёгким замиранием сердца.
Правда, когда начинало немного смеркаться, сразу спешили домой — становилось жутко, сломя голову мчались мы по ямам и колдобинам, по огромным лужам после недавнего ливня, рискуя покалечиться.
Страх в спину толкал, дикие звери — ночные охотники, проголодались небось...
Этот волнительный, холодящий спину страшок сопровождал нас несколько дней, до неожиданно оказавшейся роковой фразы, оброненной деревенским конюхом в разговоре с родителями "Да тут человека на много километров вокруг не встретишь".
Почему-то мои страхи от этих слов мгновенно и безвозвратно испарились.
Впоследствии мы уже затемно приходили, так и не встретив ни кабана, ни медведя, ни волка и ничего не дрожало ни в душе, ни под коленками.
Увидали, правда, лося и нескольких зайцев, да паре рыжих косуль издали помахали "привет".
Развалин дома на хуторе сами не нашли, нас провел тот самый конюх, шли километров десять от деревни, продираясь по глухой чаще...
Воспоминания тех исследовательских путешествий стёрлись, но печальное открытие, которое я сделала для себя в тринадцать лет — оказывается, боимся-то мы не опасного, дикого зверя, а своего соплеменника, человека, заставило меня задуматься.
И повзрослеть.
+254
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
61 комментарий, показывать
сначала новые

Павел Андерсен21.12.2019 01:36:57

Да,места там глухие...Доводилось бывать...Благодарю Вас за рассказ! Пишете редко, но метко!

+1
ответить

Nadine➦Павел Андерсен21.12.2019 07:29:18

Павел, спасибо:))) Но я не редко пишу. Это я себя ограничила. Я на сайте с 23.04.2018, за это время 79 присланных работ. Это много. Про комментарии и говорить стыдно - уже переболтала многих, которые тут с 1995-го.

+1
ответить

Павел Андерсен➦Nadine23.12.2019 08:59:04

Уменьшите, пожалуйста, своё моральное автоэмбарго!))) Те Ваши рассказы, которые я прочёл, очень понравились своим хорошим слогом и добротой, здесь это нечасто встречается!

+0
ответить

Nadine➦Павел Андерсен23.12.2019 09:21:32

И про князя Тугодумова тоже читали?!

+0
ответить

Nadine➦Павел Андерсен23.12.2019 09:22:41

Ой, про графа Тугодумова! Сама придумала, сама в титулах запуталась.

+0
ответить

Павел Андерсен➦Nadine23.12.2019 23:39:29

Вот только что прочитал...Знаете, смысл не вполне уловил, но интуитивно понравилось))). А вообще интересно пишете, особенно про семью! На праздниках будет время усядусь поплотнее и с удовольствием прочту оставшиеся 73 Ваших работы.)))

+0
ответить

Nadine➦Павел Андерсен23.12.2019 23:49:43

Смысла там нет, просто за одно слово зацепилась и накатала.
Но, в принципе, хотела одного человека, который пошёл вразнос (местный, сайтовский) юмором остановить. Не помогло. Был такой у нас тут автор, Март( Максим Адамсон).

+0
ответить

CHIG20.12.2019 23:56:39

О, я тоже из тверских +

+1
ответить

Ленка пенка20.12.2019 20:41:38

Надя, удивительно прекрасный рассказ!
Что же до морали... по-разному бывает. Я однажды ночью в лесу, когда мы заплутали на лыжах, да еще и без еды и запасной одежды в -25 С, без фонарика, когда мы дали кругаля, увидела свежий след волка, пересекший нашу только что проложенную лыжню. Захотелось к соплеменникам, и я предложила идти на далекий свет. Первый муж сказал - нет, туда километров 30, а если и дойдем, там солдаты, в компании с тобой я предпочитаю общаться с волками. Я не была в этом уверена... ну, мы дошли домой в итоге.

+3
ответить

Tkash20.12.2019 19:37:21

Здравствуйте, автор!

Я тоже, как и Вы, хуторской телегой с детства укушенный.

Я вас очень хорошо понимаю.
Только у нас земляника росла по ярам и Волги не было.
Один раз мы собирали говорушки и дособирались до того,
что собирать было уже некуда.
А в другой раз мы взяли с собой заранее, чтобы было куда
собирать - но не оказалосъ говорушек.
Людей мы тоже на хуторе боялись, потому что они все по ночам сопят и
ходят без фонариков. Даже в кино на одиннадцать через плотину.
Зато один раз я поймал живую змею - буквально за секунду до того, как она исдохла
после моего удара по ней прадедушкиной нагайкой.
Прадедушка у нас у всех хороший, только постоянно забывает, как кого из нас зовут...

Как же хочется вернуться в то время...
Всевышний, напомни мне, как звали прадедушку!?
А, нет, не нужно уже. Сам вспомнил: Пётр Алексеевич.
Как известного царя, да.
А как тут упомнить, если в моей памяти он просто - "дедуся".
И не только в моей - нас много было, правнуков.

+4
ответить

Chicago95➦Tkash20.12.2019 19:51:05

И что? На всех один прадедушка?
Нищета!

+0
ответить

Nadine➦Tkash20.12.2019 19:54:11

Тkash, ты просто прелесть...

+1
ответить

Hetman5320.12.2019 19:21:33

Вообще-то если лось осерчает...

+1
ответить

Nadine➦Hetman5321.12.2019 07:34:36

Мы лося не обижали, он не осерчал...

+2
ответить

Алексей 1820.12.2019 18:14:10

Не бойся, Надюха, моряк ребенка не обидит!

+0
ответить

Бабаяга20.12.2019 17:54:45

Надь, красиво! Можно даже сказать талантливо написано! Вспомнила и свои первые впечатления от деревни- меня тоже хотели прокатить в телеге- но я была мелкая, жалостливая ( лошадь было жалко )- и бежала сзади, держась за телегу )

+4
ответить

Chicago95➦Бабаяга20.12.2019 19:53:35

Если бы действительно было б лошадь жалко, надо было телегу толкать, а не держаться.

А я уже волноваться начал не изжарил ли тебя какой Иванушка-дурачёк. А то пропала куда-то

+1
ответить

Nadine➦Бабаяга21.12.2019 07:33:37

Пристыдила! А я 13-летняя дылда, ехала... Не, ну я конечно вскакивала периодически и бежала или шла рядом с лошадью. Я вообще не умею сидеть на месте...

+0
ответить

mkjhng20.12.2019 14:59:05

Ну вот почти и родственники - у меня родня с тех же краев ниже большой коши по Волге деревня стоит - дома правда уже не срубы и печи не те - запаха того уже нет в избах или вернее дачах - а так да места ещё более заповедные стали - людей не осталось

+4
ответить

Nadine➦mkjhng21.12.2019 07:38:11

Может и родственники, тут в комментариях и фамилию найдёте:)))

+0
ответить

Некто Леша20.12.2019 13:26:44

Прекрасно написано, Надя. Как сам там побывал.

Кто хоть раз помахает друг другу рогами
Никогда, никогда уж не будут врагами!

Акын Джамбул

(просто навеяло)

+3
ответить

Nadine➦Некто Леша20.12.2019 13:32:10

Думала, что на воскресенье отправлюсь. Удивилась.

+0
ответить

Nadine➦Некто Леша20.12.2019 13:41:40

Кто-то вредничает и ставит минусы. Бедолаго какое-то.

+1
ответить

Галка вульгарис➦Nadine20.12.2019 16:23:59

Нет, такое нельзя в воскресенье. Красиво

+3
ответить

Chicago95➦Галка вульгарис20.12.2019 19:55:01

Можно. Воскресенье это же праздник! Или ты тоже таки да?

+2
ответить

Nadine➦Галка вульгарис20.12.2019 20:03:47

Нишмишно ;)

+1
ответить

Галка вульгарис➦Nadine20.12.2019 20:05:09

Зато из жизни и здорово написано, интересно читать)

+1
ответить

Галка вульгарис➦Chicago9520.12.2019 20:06:54

Таки что?

+1
ответить

Chicago95➦Галка вульгарис20.12.2019 20:12:10

Таки да! Читать не умеешь или по привычке вопросом на вопрос?

+0
ответить

Галка вульгарис➦Chicago9520.12.2019 20:18:46

Нету у меня такой привычки, не бреши тут. Русская я, сойдёт, нет? Таки ответила?

+0
ответить

Chicago95➦Галка вульгарис20.12.2019 21:09:20

Да, ответила. Ну и ладушки. Я, кстати, также русский. С деда прадеда

+1
ответить

mkjhng➦Nadine21.12.2019 00:46:44

И яб минус может поставил - но места родные - вод таг

+1
ответить

Галка вульгарис➦Chicago9521.12.2019 02:26:41

Если дед твоего прадеда и был русским, то это не значит что и ты русский. Каждый из этих сантиметров может оказаться кем угодно!
У меня по отцу все с Дона, а по матери с Кубани. И вот так вот мы все русские. Да и в паспорте у меня так написано, а он же не врет никогда?

+0
ответить

Chicago95➦Галка вульгарис21.12.2019 03:24:56

В каком таком паспорте у тебя национальность записана? В китайском?

+0
ответить

Галка вульгарис➦Chicago9521.12.2019 03:38:29

Ну в каком-то там ещё в те времена, когда только правду писали. В этих то уж нет

+1
ответить

Chicago95➦Галка вульгарис21.12.2019 06:26:41

Разведчики обычно на мелочах сыпятся.

+0
ответить

Nadine➦mkjhng21.12.2019 07:41:06

Да я про минусы под безобидными комментариями, минусы по истории я никогда не осуждаю.

+0
ответить

Nadine➦Галка вульгарис21.12.2019 07:46:43

Когда я получала паспорт, заполняла документы, графа "национальность" заставила меня задуматься. Я всегда говорила, что я русская.
Спросила у мамы "А какой я национальности?" Она говорит, мол, какую хочешь национальность, тут и пиши...
Почему я не проявила фантазии и написала "русская"?!

+1
ответить

Nadine➦Chicago9521.12.2019 07:50:41

Слышь, разведчик, а ну-ка определи местоположение агента IgorI.
Нет, адрес не нужен, только где он сейчас живёт - в особняке или многоквартирном доме. Достаточно его комментов за 19.12-20.12.2019

+0
ответить

Nadine➦mkjhng21.12.2019 07:53:56

Ашибачка!
Минусы к историям я не оБсуждаю!!!

+0
ответить

Chicago95➦Nadine21.12.2019 08:00:03

Слыш, Надька! Иди ка ты лучше... вареники лепить

+0
ответить

Nadine➦Chicago9521.12.2019 08:02:05

Вот вареники я не особо уважаю... Придумай что-то пооригинальнее.

+0
ответить

Галка вульгарис➦Nadine21.12.2019 09:09:28

А какую написала? Вон у меня без всякой фантазии написали что было, и то Игорь Борисыч сумлевается. Прям открыто подозревает в чём-то

+2
ответить

Nadine➦Галка вульгарис21.12.2019 09:11:25

Так русскую и написала ж! А ведь сейчас чего-нибудь... "Чудь белоглазую", например.

+2
ответить

qwerty832➦Галка вульгарис21.12.2019 09:27:14

Льстит :-)

+1
ответить

Галка вульгарис➦qwerty83221.12.2019 09:30:08

..он льстит и льстя его ужасна))

+2
ответить

qwerty832➦Галка вульгарис21.12.2019 09:51:03

Уж как умеет :-)

+1
ответить

Галка вульгарис➦Nadine21.12.2019 10:01:49

красиво... Или “Даль синеокая”...

+2
ответить

Nadine➦Галка вульгарис21.12.2019 10:10:58

Про такую национальность не слышала:)
А чудь, водь - были такие народности...

+1
ответить

ElenaEPetrova20.12.2019 13:00:11

Моя бабушка родом из глухого лесного уголка. Там и рыси водились, и медведи, и волки. При советской власти там организовали клуб, бабушку (ей тогда было лет 14, то есть это середина 30-ых годов) поставили кем-то типа заведующей. Её функции заключались в том, чтобы когда привезут какую-то киношку или организуют вечер с плясками, собрать деньги за вход, а потом отнести их в соседнее село и сдать. Деньги она заворачивала в платочек, клала за пазуху - и "айда-пошёл" пешком через лес в одиночестве. Как она вспоминала:"Шла себе спокойно, только боялась дикого зверя встретить". Она мне это рассказывала в 90-е годы после очередного сообщения об очередном убийстве:"Никогда людей не боялась, только зверей. А сейчас люди хуже дикого зверя."

+4
ответить

Nadine➦ElenaEPetrova20.12.2019 13:08:45

Я тоже думала, что зверья мы боялись. Про людей и мысли не было. Но почему-то такая трансформация случилась...

+2
ответить

Alissa20.12.2019 12:31:08

Запах леса почувствовался) Спасибо

+6
ответить

Kroki20.12.2019 11:59:34

Как знакомо. Тоже каждое лето ездили на родину деда с бабушкой. Небольшая деревенька среди леса, с десяток домов, из них только в трех живут круглый год (одна из них семья сестры деда, ее муж был местным лесничим). Летом "дачники" приезжали, детей примерно одного возраста с десяток собиралось, правда из них только двое мальчишек. До центральной усадьбы совхоза около 6км, два раза в неделю ходили всей командой за продуктами.
Кругом леса с грибами и ягодами, рядом речка с рыбалкой.
Счастливое детство...

+6
ответить

Пирамидон20.12.2019 11:57:27

Я первый?
Ладно.

С детства боялся стоматологов, походу не один я такой.
Семь лет назад поставили протез тазобедренного сустава, через два года второй.
А там и зуб разболелся, пришлось идти к зубнику. Прихожу, а мне почему-то не бздошно. Ну ни капельки!
Поздно я повзрослел. ;)

Это я так... а история правильная, молодец что рассказала.

+6
ответить

Nadine➦Пирамидон20.12.2019 12:14:35

Мальчики поздно взрослеют :)

+4
ответить

Chicago9520.12.2019 11:50:42

Да уж. Правильно. Но неприятно.
Вся история цивилизации в твоём рассказе

+2
ответить

Nadine➦Chicago9520.12.2019 12:30:17

Ну что ж поделать, как было...
А в эту позже разрушенную усадьбу мои родичи в 1941 хотели выехать. Но решили, что в Ленинграде всё же лучше. Погибли 29 марта 1942. Знаешь, что было в этот день?
На Ржевке?
Интересно, что считается, что была бомбардировка, но бабушкин брат Иван был на работе и уцелел, погибли его мама, жена и дочь. Сестра, 14-летняя Александра тоже уцелела - мать отправила её за продуктами, а когда она вернулась - уже ничего не было. Причем Иван прибежал, когда ещё горело, пытался спасти. Он слышал голос мамы (моей прабабушки, Прасковьи Смирновой) из горящего дома. Он искал трёхлетнюю дочь. Он после собирал сведения от очевидцев. Все в один голос утверждали, что самолётов они не слышали, скорее всего была диверсия на железнодорожной станции и потом - страшный пожар.

+4
ответить

Алексей 18➦Chicago9520.12.2019 18:20:45

Это потому, что ты лосю не помахал. А я как будто в кружке по вязанию побывал, все такие умильные комменты - мусички пусички!

+1
ответить

Галка вульгарис➦Алексей 1820.12.2019 18:44:56

Не забудьте что завтра из этой кружки вы будете пить взбитую капучину!

+4
ответить

RRaf➦Nadine21.12.2019 01:01:25

Говорят, что немецкая артиллерия обстреляла

29 марта 1942 года ст. Ржевка, на которой скопилось большое количество вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим, была подвергнута сильному артиллерийскому обстрелу противника. Взрывами огромной силы и огнем были уничтожены вокзал, стоявшие на путях эшелоны и жилые дома поселка. Погибли сотни людей, железнодорожники, военнослужащие, работники милиции, эвакуируемые ленинградцы и жители поселка.

+1
ответить
  • Вконтакте
  • Facebook

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Статистика голосований ▼
Рейтинг@Mail.ru